Виды плясок и их отличительные черта

Одиночная (сольная) пляска

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это самовыражение, полная самоотдача.

Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения, переживания.

Иногда - чаще это делают плясуны – мужчины – в пляске изображается ленивый или подвыпивший человек.

Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом.

В одиночных плясках исполнители своими движениями создают образы различных птиц, зверей, рыб и т.д. Талантливые плясуны и плясуньи (чаще всего мужчины) танцуют с гармошкой, балалайкой, ложками, трещотками, бубном и др. музыкальными или ударными инструментами. Пляшут даже с табуреткой. Парень, выделывая различные коленца, ловко и красиво орудует табуреткой, обыгрывает ее, пляшет на ней, и она даже помогает ему в пляске. Зрители, глядя на такое редкое зрелище, приходят в неописуемый восторг.

Каждый исполнитель сольной пляски передает своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры и характера исполнения одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения. Одиночная пляска может начинаться с движения по кругу – проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. И тот и другой выходы являются заявкой на пляску. Это начало пляски, ее зачин.

Женская одиночная пляска

Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин, - это всего лишь на танец, на создаваемый образ. Мягкой, плавной походкой, или, как говорят, «Выступкой», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий. Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз.

Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. В финале прибегают к наиболее эффектному движению, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку.

Талантливая плясунья может передавать своей пляской разнообразные чувства, вызывать у зрителей сопереживание с характером исполнительницы и полное понимание задуманного ею образа.

Мужская одиночная пляска

Чаще всего начинается с исполнения какого-то движения на месте. Парень выходит в круг, исполнив заковыристое коленце. Вначале элементы пляски сравнительно просты, затем их сложность непрерывно нарастает. В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски – хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца.

В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено, иногда два, которым резко, порой неожиданно заканчивает пляску.

К финалу плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой горделивой позе.

Парная пляска

Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы.

Иногда в парных плясках содержание бывает несколько иным: передается ревность или легкая обида любящих. Девушка всем своим видом, богатой мимикой, разнообразными движениями рук показывает, что она не принимает ухаживания парня. Или же, наоборот, парень изображает в пляске свое нежелание принимать ухаживания девушки. Парные пляски с таким содержанием и с таким характером исполнения встречаются довольно редко. В основном парные пляски очень лиричны. Парень и девушка ухаживают друг за другом, любуются друг другом, создавая полное впечатление двух воркующих голубей.

Старинные парные пляски так и назывались - «Голубиные», «Голубок», «Голубец» и т.д. Парная пляска не имеет строго установления рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру. Исполнители разнообразят композицию пляски, исходя из своих возможностей и способностей.

Исполнители парной пляски должны донести чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь. Парная пляска более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями, ведь в парной пляске не демонстрируется личное мастерство, девушка и парень не состязаются в технике исполнения – они раскрывают свои взаимоотношения.

Перепляс

Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизации в момент исполнения.

В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Плясуны состязались в основном по количеству движений – колен. Учитывалось мастерство исполнения, - чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование. В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела.

Старинный русский перепляс чаще всего исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Как правило, он начинался с медленного, а заканчивался довольно быстрым темпом, хотя в нем и не было стремительного нарастания.

Начинавший перепляс делал свою проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника.

Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем после небольшой проходки выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух, когда соперник не мог ответить новым коленом.

Массовый пляс

В этой пляске нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.

Массовый пляс чаще всего исполняют в парах – один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом все же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть свою задача – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

В большинстве исполняемых плясов других задач и условий, связывающих его участников, нет. Каждый исполнитель или каждая пара может войти выйти из пляса, не дожидаясь его окончания, в любой момент. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником массового пляса, переходить от одного партнера к другому, от одной группке пляшущих к другой группе. Может покрикивать, подхлопывать, подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

Массовый пляс – это древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал на игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он не только от избытка сил и энергии, но и в связи с различными событиями в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т.д.

Групповая традиционна пляска

В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение.

Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок пляски.

Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т.д., групповые пляски дают исполнителям возможность показать также и свое индивидуально мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Хореографическая лексика в плясках.

Относительно лексики встречаются следующие понятия: мимика, жест, ракурс.

Мимика – это от гр. «подражательный», это искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица, на которых выражаются тончайшие оттенки внутреннего мира, течение его мыслей, внезапная или последовательная смена настроения. Всё это, если нет природы, нужно развивать мышцы лица специальными упражнениями.

Жест – это человеческая речь, добавляется жестикуляция. Наши руки вместе со словами отражают чувство переживаний.

1. Театральный жест отличается от бытового жеста, хотя рожден и обусловлен им. Он четче, условнее и масштабнее.

2. Хореографический жест – образно - музыкальный, должен иметь начало, развитие и конец, руки, как и мимику нужно развивать (может быть утверждающий, отрицающий, вопрошающий).

Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на исполнителя.

1. Фаза раскрывает всю фигуру, лицо, глаза. Этот ракурс очень выгоден, он дает возможность фронтального движения от задника на авансцену.

Движение на зрителя передает большую значимость, фигура вырастает на глазах. Если актер анфас на зрителя, то зритель ждет вопроса, либо настораживается.

2. Эпольман – это поза, довольно читаемая для зрителя и удобна для прямого или косвенного общения с партнером. Движение исполняется по диагонали.

3. Профиль, т.е. боком. Главный недостаток в этом, что он наименее универсален с точки зрения зрителя. С одной стороны он читается, как полулицевая и спинной – полуспинная. Эти два ракурса служат по - разному.

4. Полуспинной. Его можно применять, если нужно подчеркнуть зловещий, таинственный оттенок или полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте.

5. Спинной. Повернуться спиной значит, эпизод закончен, начинается следующий, если повернуться лицом. Эпизод или образ. Остановка в повороте спиной может донести усталость, страх любого сильного чувства.

6. Удаляющейся спиной человек, как будто соединяется пространством, уходит жизнь природы и т.д.

О танцевальном жесте

Гармоническое сочетание движений головы, рук, ног, ракурса в определенном характере с определенной ритмической структурой является первоэлементом ХГ искусства.

1. Что изображает и выражает танцевальное движение? Понимать его можно только в единстве, это делает искусство художественным отражением жизни. В характеристике исполняется движение тела, но не конкретно бытовые. Из них они превратились в образно – выразительные. Почему?

1. Танец имеет ассоциативное сходство движения в быту. Сходство с реальностью и некоторая наглядная конкретность. Имитация традиционного процесса, подражания животным. Природе – волны, ветер; предмета – конкретного быта, стена, часы, самовар. Даёт право говорить, что движение отображает смысл происходящего.

2. С другой стороны, нельзя изображать ничего не выражая, т.е. под выражением мы понимаем идейно-содержательный эмоциональный смысл, то, что мы изображаем. Источник выразительного, танцевального «па» (движение) кроется в тесной связи человеческих эмоций с движением жестикуляций ( в начале было движение, а не слово).

3. Несет ли конкретный смысл определенное движение?

Следует три точки зрения:

1. Нет смысла, это лишь упражнение, окраску им предает исполнитель, т.е. одно и то же движение следует исполнить лирично или весело, задорно и т.д.

2. Движение имеет свою значимость и смысл, например поза effacee – это мажор (весело), поза croisee – это минорная (печальная). Действительно некоторые движения несут в себе обобщенный образно-выразительный смысл, но это не надо абсолютизировать и преувеличивать.

3. В каждом отдельном танце «па» нет законченного смысла. Окраска движения исполнителем использованием его балетмейстера небезграничны. Балетмейстер отделяет и соединяет движения так, чтобы использовать содержащиеся смысловые элементы.

Хореографический текст

Хореографический текст – это сочетание, в определенной последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом танце замысел балетмейстера получает конкретное воплощение, изменение, строение этой последовательности, включение в неё других движений, изменений и смысловое содержание номера.

Таким образом, содержание хореографического текста - это сложный творческий процесс создания, который требует от балетмейстера:

- понимание смысла каждого движения;

- умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны тема, идея, образ произведения;

- музыкальная грамотность;

- умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии и создать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

Создание образной лексики

Балетмейстера ждет неудача, если он пытается соединить большое количество разных движений. Например: в основе содержания хореографического образа лежит отбор необходимых ограничений в количественном отношении движений, но обладающих ярко-выраженной индивидуальностью, неповторимостью. Они способствуют происхождению номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются), видоизменяются (варьируются), вместе с развитием образа необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т. е лейт движение (ведущее), которое повторяется на протяжении всего номера в разных сочетаниях с другими движениями и напоминающие зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа. У зрителя оно остается в памяти, а их особенности, характеристика, свойства персонажа подчеркиваются, делают образ отличительным от других.

На протяжении номера образу сопутствуют небольшие хореографические, пластические мотивы (это небольшая слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой) например: миниатюра «Лебедь» в постановке Фокина, она построена на скользящих арабесках и движений рук, так же лебедя у которого есть стойкое желание жить и эмоциональное состояние ( тоска, грусть, печаль).

Наши рекомендации