Шрифт с психологической точки зрения

Психологи в утверждают, что с помощью шрифта можно выразить настроение и подход человека к тексту при чтении. Это абсолютно достоверный факт, ведь геометрические формы очень сильно влияют на психологическое и эмоциональное настроение человека. Все шрифты очень отличаются друг от друга. Если набрать одно и то же слово, но только разными шрифтами, то они будут сильно отличаться по форме.
Каждый человек воспринимает не отдельную букву, а слова в целом. Это не что другое, как свойство глаза. Помимо буквы человеческий глаз видит ее форму, длину всей строки, и именно последнее влияет на скорость чтения. Поэтому необходимо не просто написать буквы, а сделать рисунок шрифта в правильном размере, определить верное расстояние между буквами и позаботиться о правильном расположении текста на листе.

Проведенные исследования показывают, что для чтения больше всего подходят шрифты с засечками, они становятся помощниками при передвижении взгляда от буквы к букве и при этом не происходит сливания их друг с другом. Но если шрифт слишком большой или наоборот мелкий, то его удобнее будет прочитать без засечек.
Естественно, как бы там ни было невозможно установить единые правила для использования шрифта, потому как помимо начертания, особое влияние нужно уделить кеглю шрифта, длине строки, незанятому пространству и даже качестве бумаги. К тому же в наше время особенно модным является использование причудливых шрифтов, которые вообще тяжело читаются и размещаются на бумаге в неудобном порядке.

Для каждой отдельной надписи необходимо применять гибкий художественный вкус и опыт творческого подхода, чтобы правильно приспособить шрифт.

Шрифт имеет огромную силу, ведь именно он должен завлечь читателя и выделить особо важные факты. Определенный рисунок придает тексту свой характерный окрас. Шрифт должен быть подобран в соответствии с рекламируемым товаром. Например, шрифт со сложным рисунком и округлыми контурами лучше всего подчеркнет легкость, изящество рекламируемого предмета. Те шрифты, в основе которых прямоугольные контуры букв подойдут для рекламы изделия, которое является надежным и прочным. Для рекламы бытовых приборов – стиральных машин, холодильников – подойдет жирный шрифт, а тонкий и легкий шрифт лучше всего прорекламирует косметика, ювелирные изделия, ткани. Мы можем видеть форму, размер букв, воспринимать длину и наполнение строки. И именно поэтому важно позаботиться о размерах и расстоянии между буквами, строками и расположением всего текста.

Шрифт всегда является важнейшим компонентом в рекламе и в индустрии плакатов.
Зритель никогда не задумывается, почему плакат, указатель или рекламное сообщение выполнено тем или иным шрифтом. А между тем выбор шрифта, например для написания предупреждающей надписи является очень ответственным делом. Буквы в таком шрифте должны быть четкими и легко распознаваемыми даже на большом расстоянии от надписи. Кроме этого, при подборе шрифта к предупреждающим или запрещающим надписям дизайнер должен не забывать о цветовой гамме. Дизайнер подбирает шрифт для надписей на основе своего опыта и художественного вкуса. Во всех формах рекламы шрифт выступает в качестве компонента шрифтовой композиции, или шрифтового плаката.

Шрифтовой плакат — это художественно оформленный текст, выражающий четко и сжато сформулированное обращение, идею или несущий какую-либо информацию.

В работе над шрифтовой композицией необходимо учитывать следующие моменты:

1. Декоративное начало, заложенное в любом шрифте (рисунок букв, их форма, характер), является сильнейшим средством эмоциональной окраски содержания текста. Поэтому важным является выбор наиболее целесообразной формы шрифта, которая отвечала бы содержанию текстового плаката.

2. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.

3. Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:
— цвет шрифта и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие текста;
— общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию темы экспозиции;
— цветовое решение сгармонизировано с экспозицией.

Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:
Наилучшее для восприятия решение — тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.
В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым.
Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.

4. Изображение и фон. В работе над шрифтовой композицией важно учитывать некоторые закономерности соотношения изображения и фона.

Так, например, подмечено, что в некоторых случаях одно и то же пятно можно в зависимости от направленности внимания видеть выступающим или отступающим, иными словами, изображение и фон могут быть попеременно друг другом.

На рисунке изображена белая ваза. При желании, однако, на этом рисунке можно увидеть изображение двух лиц. При этом цвет фигур либо предметен, фактурен, либо воздушен и нейтрален.

Подобные примеры можно найти и в области шрифтовых работ. На рисунке дана часть слова. Малые промежутки между буквами при большой длине засечек приводят к тому, что мы воспринимаем эти промежутки как фигуру. Текст, по существу, не прочитывается.

Шрифт с психологической точки зрения - student2.ru

Рис.21. Фигура и фон

На первом изображении можно увидеть два лица либо вазу. На втором — внутрибуквенные просветы, воспринимаясь фигурами, мешают чтению текста.

Во избежание подобных случаев художнику следует помнить о некоторых закономерностях;
— как правило, фигурами воспринимаются меньшие поверхности, а большие — фоном;
— поверхности, несущие «выступающий», насыщенный цвет, воспринимаются как фигуры;
— поверхности, окрашенные ненасыщенным, «отступающим» цветом, мы склонны воспринимать в качестве фона.

В связи с выступающими и отступающими свойствами цветов следует указать на одну важную, наиболее общую закономерность. Поверхности, окрашенные в светлые, насыщенные, теплые цвета, выступают вперед. Поверхности, несущие темные, ненасыщенные, холодные цвета, отступают назад. Зная это, художник сможет, в зависимости от поставленной задачи, создавать пространственные композиции при общем плоскостном характере изображений. Разрушение экспозиционной плоскости приводит к нежелательным зрительным и эмоциональным эффектам. Изображение воспринимается тем более четким, чем более оно отличается по цветовому тону от фона. Но все же решающим фактором здесь выступают светлотные характеристики. Фигура воспринимается четкой и ясной, когда она отличается от фона не только по цвету, но и прежде всего по степени светлоты. Опыт отдельных исследований4 показывает следующие соотношения цветов, дающие хорошую различимость объекта (степень различимости дана в убывающем порядке).

Здесь уместно было бы сказать об особой роли нейтральных цветов (красок) — белого, серого и черного — в гармонизации плоскостной композиции. Данные цвета обладают способностью сочетаться практически со всеми цветами (красками). Это их свойство используется преимущественно в двух случаях. Во-первых, с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами. Здесь художник вводит нейтральный контур (серый, черный, белый), разделяющий контрастные цвета, либо соединяет нейтральные тона с контрастным, ослабляя их этим и добиваясь более спокойного звучания. Во-вторых, художник использует нейтральный цвет (особенно серый) в качестве цвета фона. Нейтральный фон всегда гармонизирует сочетание цветовых пятен, а это очень важно в том случае, если подбор красок (цветов) был недостаточно удачен или случаен.

Дизайнер должен хорошо уметь связать шрифт с орнаментом или изображением самого разного характера. У изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к "единому знаменателю". Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. В распоряжении дизайнера есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения - шрифту.

Шрифт с психологической точки зрения - student2.ru Шрифт с психологической точки зрения - student2.ru

Шрифт с психологической точки зрения - student2.ru Шрифт с психологической точки зрения - student2.ru

Рис.22. Шрифтовые композиции студентов.

.

Наши рекомендации