Работа с дошкольниками по ознакомлению с архитектурой проводится в трёх направлениях:
·дляэстетического оформления интерьера детского учреждения, праздников и досугов - создает эстетическую среду;
· для восприятия произведений изобразительного искусства детьми (рассматривание графики);
· в изобразительной деятельности для развития детского творчества.
Младший возраст. Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудожественных и доступных детскому восприятию цветные иллюстрации к книгам. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения было эмоциональным. Взрослый вместе с ребенком любуется яркой расписанной игрушкой, восхищается ею; с интересом рассматривает иллюстрацию. Дети эмоционально откликаются на красивую иллюстрацию, но ещё не воспринимают их как художественные произведения. Понимают, что изображено на картинке, образ кого передан. Проявляют внимание и избирательное отношение к рассматриваемому произведению. Дети с удовольствием и неоднократно обращаются к уже знакомым произведениям, рассказывают о них (по наводящим вопросам воспитателя).
Средний возраст. При знакомстве детей с книжной графикойобращаем внимание на взаимосвязь изображения с текстом; разнообразие отображения в иллюстрациях предметов и явлений, способы передачи движения, настроения, характера образа; специфику оформления детской книги (цветовая гамма, как оформлена обложка, титульный лист, заставки, концовка). В прикладной графикеважно отметить многообразие ее видов, утилитарный характер (практическое назначение) произведений прикладной графики. Стремимся заинтересовать детей коллекционированием художественных произведений (открытки, марки и др.). Дети способны воспринять художественное произведение: откликаются на его красоту, характер и настроение образа; могут отличить (пока еще на интуитивном уровне) высокохудожественное произведение, например иллюстрацию от дидактической картинки; с удовольствием рассматривают художественные произведения; знают, какие средства выразительности использует художник для создания книжной иллюстрации. Рекомендуемые произведения искусстваКнижная графика: Иллюстрации: В. Басалыги, Е. Лось, Н. Поплавской к книге «Ладачкі-ладкі»; Е. Лось к сборникам «Светлячок», «Малышок», к рассказу «Дзесяць дзён у Барку» (текст художника); Т. Березенской к сборнику белорусских народных скороговорок «Мама-мышка сушыла шышкі», стихотворениям В. Зуёнка «Хата, поўная гасцей»; белорусской народной песенке «Сядзіць мядзведзь на калодзе» и др.
Старший возраст. Знакомя детей с книжной графикой, обращаем внимание на связь изображения с текстом, свойства изобразительных материалов, стилевое разнообразие графического оформления книг. Рассматривая произведения, относящиеся к станковой графике, подготовим дошкольников к пониманию возможности передачи его содержания в сериях графических листов, расскажем о технике станковой графики, о средствах художественной выразительности. Расширим знания детей о прикладной графике: разнообразии видов и сфер применения, широкой тематике, своеобразии изображения (в миниатюре, в больших рекламных листах), средствах художественной выразительности. С удовольствием рассматривают художественные произведения, эмоционально откликаются на них; отличают высокохудожественное произведение от дидактической картинки; могут достаточно грамотно описать произведение, так как знают средства выразительности, которыми пользуются художник. Знают, что такое художественный стиль. В своей речи используют некоторые художественные термины; знания, полученные в процессе знакомства с искусством графики, применяют в своей изобразительной деятельности («Сегодня мы — художники-иллюстраторы», «Ученики художника-графика», «Дизайнеры детских книг» и т. п.). Рекомендуемые произведения искусстваКнижная и станковая графика: Иллюстрации: В.Басалыги, Е Лось, Н.Поплавской к книге «Ладачкі-ладкі»; Е. Лось к сборникам «Светлячок», «Малышок», к рассказу «Дзесяць дзён у Барку», к белорусским народным сказкам «1ван Світальнік», «Залатая яблынька», «Разумная дачка»; Т.Березенской к сборнику белорусских народных скороговорок «Мама-мышка сушыла шышкі», стихотворениям В.Зуенка «Хата, поўная гасцей», к белорусской народной песенке «Сядзіць мядзведзь на калодзе»; к белорусским народным сказкам «Жаронцы», «Лісіца-хітрыца», стихотворениям В.Гордея «Чырвоны грабенчык»; Н.Селещука к стихам Т. Кляшторной «Паўцякалі цацкі», сказке 3.Бядули «Скарб», стихам Е.Лось «Смачныя літары», к сборнику белорусских народных сказок «Бацькаў дар», сборнику «Казкі беларуск1х пісьменнікаў», сказке «Прагны багацей»; Н.Поплавской к сказке Ш.Перро «Красная Шапочка», стихотворениям A.Вольского «Лясныя мастакі», сборнику сказок зарубежных писателей «Калиф-аист», к сказке Р. Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?», сборнику белорусских народных сказок «Андрэй ycix мудрэй», белорусской народной сказке «Музыка-чарадзей»;
Основные методы и приёмы в ознакомлении дошкольников с графикой:
Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы воспитателя помогут устанавливать связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например (на госэкзамене придумайте свой пример), анализируя образ дяди Степы (С.Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник характерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям - к книжной графике. Интерес этот поддерживается возможностью самостоятельно рассматривать художественные открытки, иллюстрации, например если организовать игру в «Магазин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их характеризуя изображение.
Рассматривание произведения, или специально подобранной серии иллюстраций. Для занятия обычно подбирают произведения. В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстраций и пр. Со старшими детьми эффективны экскурсии в музеи или на выставки с подробным рассматриванием экспонатов.
Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений графики, внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном как в детском саду, так и на выставках.
Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни — они получают представления о прекрасном, гармоничном, и целесообразном, выразительном - учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.
Направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.
Воспитателю важно привлечь внимание дошкольники к изображению. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием,— предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действующими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность, речь,— игра «Кто больше увидит на иллюстрации». Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли.
На 6 году жизни дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную иллюстрацию дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.
Очень полезно практиковать повторное рассматривание: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т.е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержание картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по иллюстрации должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу). С помощью вопросов: На какой картине изображена ранняя весна (осень, зима…), а на какой — поздняя? На какой картине изображен солнечный (пасмурный, ветреный, грозовой…) день? — он направляет внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сoчeтaнияx, передающих пасмурный день в иллюстрации.
Беседа может начаться с рассказа воспитателя, а затем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.
После того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание графики, хорошо устроить в детском саду выставку графики. Все репродукции, которые дети видели в течение года, вставляются или красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых изображений. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие работы они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые, высказываются об их содержании.
20. Дайте определение понятию «архитектура». Объясните значение ознакомления с архитектурой как видом изобразительного искусства для разностороннего развития дошкольников. Охарактеризуйте методику ознакомления дошкольников с архитектурой. Предложите вариант вовлечения родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением по ознакомлению старших дошкольников с архитектурой.
Архитектура, зодчество - вид изобразительного искусства, позволяющий создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: взаимосвязанность пользы, прочности, красоты.
Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.
Различают следующие типы сооружений:
объемные сооружения: жилые дома, общественные здания (детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.),
промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфальные арки, культовые сооружения;
ландшафтная архитектура; скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);
градостроительство: создание новых городов, районов, ансамблей сооружений.
В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).
Средства выразительности
пластика объемов, композиция (симметричная, асимметричная), масштабность (крупные - мелкие объемы), ритм (вертикальный - горизонтальный), пропорциональность, фактура, цвет поверхности, освещенность (свет - тень).
В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пирамиды, развалины античных дворцов.
В учебной программе «— знакомство дошкольников с архитектурой начинается со средней группы.
Поставлены следующие задачи:
учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;
видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);
учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;
выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.;
выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет поверхности, освещенность);
выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);
знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны);
выделять элементы сказочной архитектуры (избушки; терема, дворцы);
отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.