Работа с дошкольниками по ознакомлению с архитектурой проводится в трёх направлениях:

·дляэстетического оформления интерьера детского учреж­дения, праздников и досугов - создает эстетическую среду;

· для восприятия произведений изобразительного искусства детьми (рассматривание графики);

· в изобразительной деятельности для развития детского творчества.

Младший возраст. Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудоже­ственных и доступных детскому восприятию цветные иллюстрации к книгам. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения было эмоциональным. Взрослый вместе с ребенком любуется яркой расписанной игрушкой, восхищается ею; с интересом рассматривает иллюстрацию. Дети эмоционально откликаются на красивую иллюстрацию, но ещё не воспринимают их как художественные произведения. Понимают, что изображено на картинке, образ кого передан. Прояв­ляют внимание и избирательное отношение к рассматриваемому про­изведению. Дети с удовольствием и неоднократно обращаются к уже знакомым произведениям, рассказывают о них (по наводящим вопро­сам воспитателя).

Средний возраст. При знакомстве детей с книжной графикойобращаем внимание на взаимосвязь изображения с текстом; разнообразие отображения в иллюстрациях предметов и явлений, способы передачи движения, настроения, характера образа; специфику оформления детской книги (цветовая гамма, как оформлена обложка, титульный лист, заставки, концовка). В прикладной графикеважно отметить многообразие ее видов, утилитарный характер (практическое назначение) произведений при­кладной графики. Стремимся заинтересовать детей коллек­ционированием художественных произведений (открытки, марки и др.). Дети способны воспринять художественное произведение: откли­каются на его красоту, характер и настроение образа; могут отличить (пока еще на интуитивном уровне) высокохудожественное произве­дение, например иллюстрацию от дидактической картинки; с удовольствием рассматривают художественные произведения; знают, какие средства выразительности использует художник для создания книжной иллюстрации. Рекомендуемые произведения искусстваКнижная графика: Иллюстрации: В. Басалыги, Е. Лось, Н. Поплавской к книге «Ладачкі-ладкі»; Е. Лось к сборникам «Светлячок», «Малышок», к рассказу «Дзесяць дзён у Барку» (текст художника); Т. Березенской к сборнику белорусских народных скороговорок «Мама-мышка сушыла шышкі», стихотворениям В. Зуёнка «Хата, поўная гасцей»; белорусской народной песенке «Сядзіць мядзведзь на калодзе» и др.

Старший возраст. Знакомя детей с книжной графикой, обращаем внимание на связь изображения с текстом, свойства изобразительных материалов, стиле­вое разнообразие графического оформления книг. Рассматривая произведения, относящиеся к станковой графике, подготовим дошкольников к пониманию возможности передачи его содержания в сериях графических листов, расскажем о технике стан­ковой графики, о средствах художественной выразительности. Расширим знания детей о прикладной графике: разнообразии видов и сфер применения, широкой тематике, своеобразии изображе­ния (в миниатюре, в больших рекламных листах), средствах художе­ственной выразительности. С удовольствием рассматривают художественные произведения, эмоционально откликаются на них; отличают высокохудожественное произведение от дидактической картинки; могут до­статочно грамотно описать произведение, так как знают средства выразительности, которыми пользуются художник. Знают, что такое художественный стиль. В своей речи используют некоторые художественные термины; знания, полученные в процессе знакомства с искусством графики, при­меняют в своей изобразительной деятельности («Сегодня мы — ху­дожники-иллюстраторы», «Ученики художника-графика», «Дизайнеры детских книг» и т. п.). Рекомендуемые произведения искусстваКнижная и станковая графика: Иллюстрации: В.Басалыги, Е Лось, Н.Поплавской к книге «Ладачкі-ладкі»; Е. Лось к сборникам «Светлячок», «Малышок», к рассказу «Дзесяць дзён у Барку», к белорусским народным сказкам «1ван Світальнік», «Залатая яблынька», «Разум­ная дачка»; Т.Березенской к сборнику белорусских народных ско­роговорок «Мама-мышка сушыла шышкі», стихотворениям В.Зуенка «Хата, поўная гасцей», к белорусской народной песенке «Сядзіць мядзведзь на калодзе»; к белорусским народным сказкам «Жаронцы», «Лісіца-хітрыца», стихотворениям В.Гордея «Чырвоны грабенчык»; Н.Селещука к стихам Т. Кляшторной «Паўцякалі цацкі», сказке 3.Бядули «Скарб», стихам Е.Лось «Смачныя літары», к сборнику белорусских народных сказок «Бацькаў дар», сборнику «Казкі беларуск1х пісьменнікаў», сказке «Прагны багацей»; Н.Поплавской к сказке Ш.Перро «Красная Шапочка», стихотворениям A.Вольского «Лясныя мастакі», сборнику сказок зарубежных пи­сателей «Калиф-аист», к сказке Р. Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?», сборнику белорусских народных сказок «Андрэй ycix мудрэй», белорусской народной сказке «Музыка-чарадзей»;

Основные методы и приёмы в ознакомлении дошкольников с графикой:

Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприя­тию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы вос­питателя помогут устанавливать связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например (на госэкзамене придумайте свой пример), анализируя образ дяди Степы (С.Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник ха­рактерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям - к книжной графике. Интерес этот поддержи­вается возможностью самостоятельно рассматривать художествен­ные открытки, иллюстрации, например если организовать игру в «Ма­газин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их характеризуя изображение.

Рассматривание произведения, или специально подобранной серии иллюстраций. Для занятия обычно подбирают произведения. В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстра­ций и пр. Со старшими детьми эффективны экскурсии в музеи или на выставки с подробным рассматриванием экспонатов.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведе­ний графики, внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном как в детском саду, так и на выставках.

Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни — они получают представления о прекрасном, гармоничном, и целесообразном, выразительном - учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.

Направляя внимание детей на художественные средства вырази­тельности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подво­дит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.

Воспитателю важно привлечь вни­мание дошкольники к изображению. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием,— предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действую­щими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблю­дательность, речь,— игра «Кто больше увидит на иллюстрации». Воспита­тель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли.

На 6 году жизни дети приобрета­ют умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную иллюстрацию дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.

Очень полезно практиковать повторное рассматривание: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. При­мечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заме­тили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т.е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержа­ние картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по иллюстрации должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это воз­можно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу). С помощью вопросов: На какой картине изображена ранняя весна (осень, зима…), а на какой — поздняя? На какой картине изображен солнечный (пасмурный, ветреный, грозовой…) день? — он направляет вни­мание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сoчeтaнияx, передающих пас­мурный день в иллюстрации.

Беседа может начаться с рассказа воспитателя, а за­тем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выраже­нию своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.

После того как в старшей группе систематически про­водилось рассматривание графики, хорошо устроить в детском саду выставку графики. Все репродукции, которые дети видели в течение года, вставляются или красиво размещаются на стенах. К ним прибавляет­ся несколько новых изображений. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной к другой и рассмат­ривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие работы они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые, высказываются об их содержании.

20. Дайте определение понятию «архитектура». Объясните значение ознакомления с архитектурой как видом изобразительного искусства для разностороннего развития дошкольников. Охарактеризуйте методику ознакомления дошкольников с архитектурой. Предложите вариант вовлечения родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением по ознакомлению старших дошкольников с архитектурой.

Архитектура, зодчество - вид изобразительного искусства, позволяющий создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: взаимосвязанность пользы, прочности, красоты.

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.

Различают следующие типы сооружений:

объемные сооружения: жилые дома, общественные здания (детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.),

промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфальные арки, культовые сооружения;

ландшафтная архитектура; скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);

градостроительство: создание новых городов, районов, ансамблей сооружений.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).

Средства выразительности

пластика объемов, композиция (симметричная, асимметричная), масштабность (крупные - мелкие объемы), ритм (вертикальный - горизонтальный), пропорциональность, фактура, цвет поверх­ности, освещенность (свет - тень).

В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пирамиды, развалины античных дворцов.

В учебной программе «— знакомство дош­кольников с архитектурой начинается со средней группы.

Поставлены следующие задачи:

учить видеть облик своей улицы, района, города, по­селка;

видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);

учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;

выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.;

выделять средства выразительности архитектуры (пла­стику объемов, масштабность, пропорциональность, фак­туру, цвет поверхности, освещенность);

выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);

знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны);

выделять элементы сказочной архитектуры (избушки; терема, дворцы);

отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Наши рекомендации