Первая встреча с портретной живописью
Лучше проводить занятие в музее или в детском саду с использованием подлинника портрета (репродукции).
Цель: вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям о том, что такое портрет, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение.
К занятию воспитатель предлагает детям принести несколько своих фотографий. Содержание беседы. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они друг друга. Дети отвечают утвердительно. Затем он предлагает детям посмотреть на рядом сидящего и рассказать о нем. Это может вызвать замешательство и недоумение вначале. Затем дети высказываются, как зовут рядом сидящего, во что он одет, какие у него волосы, некоторые отмечают, что его сосед улыбается. Никто из детей в первой беседе не выделяет эмоционального настроения своего товарища. Вопрос, что выражают глаза, вызывает замешательство у детей.
После этого рассматривают фотографии, проводя мысль, что Наташа К. — одна-единственная, ни на кого не похожая, а вот фотографий с ее изображением много. Так рассматривают фотографии всех детей, отмечая, какими они изображены на них.
Затем воспитатель показывает портрет и сравнивают его с фотографией, после этого с репродукциями. Вывод данного сравнения - портрет, написанный рукой художника, может быть только один. А его копии, репродукции находятся в различных музеях, так же как и каждый из вас только один такой, а фотографий с вашим изображением много. После сравнений воспитатель поставил несколько вопросов, которые вызывают у детей затруднения и интерес одновременно: «Зачем художники пишут портреты? Зачем люди рассматривают портреты? Что они хотят узнать?»
Далее воспитатель объясняет, что в каждом портрете, где изображен человек, скрыта художником «тайна», которую люди отгадывают, если внимательно вглядываются в изображенный образ. «Эту «тайну» мы тоже будем учиться отгадывать». Он предлагает отгадать «тайну» своих товарищей, используя игровые элементы: какой твой товарищ, как ты узнал, что тебе в его лице помогло узнать это, а что тебе о нем рассказали его глаза, руки, платье; покажи, каким ты бываешь веселым, грустным (дети отмечали, что меняется в лице, позе ребенка).
Это объясняется тем, что портрет отражает обобщенный статичный образ, сложный внутренний мир человека.
После первой встречи с портретом его оставили в группе, чтобы дети всматривались в него, открывали «тайну» изображенного человека, а затем при следующей встрече рассказали нам о ней.
Вопросы направлены на раскрытие связи между содержанием
логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто?), затем перейти к лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.
и средствами выразительности:приглушенные, темные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного.
Группы вопросов в беседе о портретной живописи:
1. Побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?»
При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?» Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
2. Позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?»
3. Помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т. д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?»
Пояснение -для уточнения представлений детей о портрете, способствует уточнению ответов детей, или когда ребенок затруднялся с ответом. В процессе можно заменять пояснение вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.
Сравнение -повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению картины - зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения.
Акцентирование деталей - при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета, сосредоточивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.
Например, можно показать силу людей через руки. Листом бумаги закрыли весь портрет и оставили детскому взору лишь руки. Задали детям несколько вопросов: «Чем похожи и чем отличаются руки на портретах? Что вы узнали через руки об этих людях? Что художник хотел нам сказать с помощью рук этих людей?» Активизируется речь детей. Характер ответов: «Руки сильные и мужественные», «Сжаты плотно в кулак, как будто они говорят, что человек пойдет что-то делать», «Это сильные и добрые руки, потому что делают добрые дела».
Метод вызывания адекватных эмоций -вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать — значит чувствовать. Ведь недаром К.С.Станиславский отмечал, что подлинного искусства без переживаний нет.
Например, при рассматривании произведения: «А какое у тебя настроение бывает, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта изображенная девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?»
Надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, вспомнить, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.
Тактильно-чувственный метод - вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.
В процессе восприятия портрета воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т. д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Этот метод очень эффективен и сильно действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность, признание, симпатии, уважение друг к другу.