Предварительная работа
Как и любая другая, изобразительная деятельность должна органично вписываться в систему общевоспитательной работы, направленной на развитие личности ребенка-дошкольника, его общее психическое развитие. Педагогу важно знать только возможности и специфику личностного развития в условиях данного вида деятельности. В зависимости от доминирующего типа ориентации дошкольника (на предметный мир, на человека и его дело, людей их взаимодействия, события) возникают и сменяются ведущие типы деятельности, определяется их содержание. Например, содержанием детской игры и рисунка ребенка являются люди и их профессиональная деятельность. Однако кроме мотива и постановки соответствующей цели-темы для рисования необходимо четко представлять изобразительные стороны этого явления: что нарисовать, какие предметы, как их расположить, какой цвет использовать и т.п.Для возникновения такого замысла, изобразительного представления Л.А.Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п. Это создает благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей, их синтезирования со опытом детей.
Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны с чувствами. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию - залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Только развитие в единстве знаний(представлений), соответствующих чувстви выражение их в активном художественном действииоказывает влияние на формирование личности, ее инициативы в «устремлениях» к познанию и действенному выражению отношения к познанному.
Таким образом, после определения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но по сути она более узкая и целенаправленная. Ведущее место занимают - специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения дают основу всех впечатлений о явлениях и событиях, интересующих детей. Цель и содержание таких наблюдений могут быть ориентированными на общее когнитивное, эмоциональное, нравственно-волевое развитие дошкольников. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением художественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п. Складывающийся при этом интеллектуально-эмоциональный опыт детей служит основой для игры и других видов деятельности, в том числе изобразительной.
Содержание и методика наблюдения определяются в зависимости от конкретных задач занятия и опыта детей. Содержанием наблюдения будут внешний вид отдельных предметов: форма, строение, пропорциональные отношения, цвет; отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве. Если стоит задача передачи пространственных отношений - расположение на плоскости отдельных изображений - акцент в наблюдении делается на этот момент, если центральная задача - передач, движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п.
По мере освоения детьми разнообразных способов изображения внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т.д.
Специально проводимые для занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения - через 4 дня после наблюдения в рисунке появляется большое количество деталей, отбрасывается несущественное, однако пропорции многих предметов нарушаются, пространственные отношения передаются нечетко. А через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впечатлений, работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через семь дней после непосредственного наблюдения обнаруживает уже моменты забывания, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием.
Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызывать соответствующие чувства, или на нравственной. Например, забота птиц о детенышах-птенцах.
В процессе наблюдения Л.А.Раева рекомендовала использовать игровые приемы - видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количество объектов и позволяет сосредоточить внимание детей на их соотношении, взаиморасположении.
Рассматривание предметов в видоискатель приближает натуру к картине, придает ей плоскостной вид, наглядно показывает расположение предметов (одного за другим) на «картине». Это помогает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широкой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам возможность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, параллельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) является задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко воспринимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводя плоскость неба до линии земли.
Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана. Непосредственное, игровое познание детьми этой особенности важно, так как облегчает понимание дошкольниками приемов передачи перспективы на картинах. Дети знают, что предметы на картины по мере их удаления изображаются меньшего размера, но истинный размер этих изображенных предметов не понимают.
Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы цвета, величины.
Рассматривание подлинников и репродукций известных картин,где отражены явления за которыми наблюдали. Позднее рассматривание репродукции можно применять в процессе наблюдения.(Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Эстетическое и осмысленное восприятие картин обусловлено «живыми» наблюдениями, в то же время в процессе их восприятия лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.
Сюжетная аппликация на подобную тему сюжетного рисунка. Для освоения композиции при построении сюжета в аппликации, что вызывает меньшие технические трудности: передвигая по листу вырезанные из бумаги фигурки, предметы, можно опробовать разные композиции прежде, чем окончательно оформлять - наклеивать изображение. В предварительном опробовании детьми разных композиций уместно использовать фланелеграф и силуэтные изображения различных предметов (деревья, животные, дома и т.п.). В свободное время раскладывание на фланелеграфе сюжетных картинок помогает осмыслить композицию будущего рисунка. Это занятие можно сочетать с развитием речи, драматизацией сказок и других литературных произведений.
Сюжетно-тематическое рисование представляет большие возможности для детского творчества. Чем более творческий характер оно носит (в соответствии с задачами), тем больший акцент делается на предварительную работу.