Духовная культура, ее сущность
Понятие духовной культуры:
1) содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), 2) показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: 1)теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущ-ностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; 2) этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; 3) эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности. Существует два вида деятельности: 1)практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека); 2) духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей). В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:
1)созидательной (т. е. направленной на формирование « второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
2) разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить: 1) главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье); ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); 2) демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий); 3) прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству); 4) мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности. Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти. Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения. Первая — атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни — в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив — ее нет, а когда он умирает — то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти. Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования — это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.
Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия. Другая точка зрения на проблему смысла жизни — религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.
Высшей формой человеческой деятельности является творчество. Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука — эвристика (гр. heurisko — нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса. Существуют четыре основные фазы творчества:
1)замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);
2)созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),
3) озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);
4) проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).
Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.
Религия и культура.
Религия - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым. Сущностью религии является вера в Бога. Она реализует себя: - в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов); - в объединениях верующих; - в мировоззрении, мировосприятии верующих людей. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества. Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются: - мировоззренческая, создающая религиозную картину ; - компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости; - воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы; - коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа. Религиозная культура - это составная часть общей. В религиозную культуру входят: - религиозная мораль;- религиозная философия;- религиозное искусство; Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей. растворение человека в мире; полное отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам; анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения.