Российское ораторское искусство
Ораторское искусство в Древней Руси было важнейшей частью культуры русского народа. Уже в феодальный период наряду с былинно-песенным народным творчеством встречаются несколько видов русского красноречия. Это устная народная история, которая затем составила основу летописей. Высокое развитие получило политическое красноречие. Речи звучали на сходках старейшин, народных собраниях и особенно вече (например, Новгородское вече), которое представляло собой в некоторых городах России высший орган власти. Вечевая речь отличалась четкостью композиции, предельной лаконичностью и в то же время высокой образностью, умением сжато и энергично выразить политическую программу.
В Древней Руси придавалось большое значение военному красноречию. В годину военной опасности князья и воеводы обращались к войску и народу с призывом проявить мужество, стойкость и сделать все для победы над врагом. На новгородской земле в речи Александра Невского прозвучала бессмертная фраза: «Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет, на том стояла и стоять будет Русская земля».
Замечательным образцом красноречия Киевской Руси является «Слово о полку Игореве» - произведение нескольких жанров: ораторской речи, военно-исторической повести, героической песни. Весь комплекс выразительных средств «Слова» использован так, что напоминают страстную речь древнего русского воина.
Высокой эмоциональностью отличалось торжественное красноречие - на пирах, тризнах (часть погребального обряда), по другим случаям. Торжественные речи произносились на площадях при встрече победителей.
Духовное красноречие в Древней Руси развивалось после принятия христианства. Это был своеобразный сплав русского устного народного творчества и традиций восточного христианского проповедничества.
Перечисленные виды красноречия существовали и развивались на Руси не только в период феодальной раздробленности. Они служили заметными признаками социальной жизни и во времена становления единого централизованного государства.
В начале 17 века на Руси появляется достаточно развитая теория ораторского искусства. Первый русский учебник «Риторика» составлен вологодским епископом Макарием в 1617 году.
Но становление теории русского ораторского искусства связано с именем М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля, поэта. В 1748 году он написал «Краткое руководство к красноречию», которое стало учебником для многих российских ораторов, а также студентов первых российских университетов. Здесь Ломоносов раскрыл убеждающую силу ораторского искусства, подчеркивал логическую значимость аргументов, уделял много внимания средствам повышения эмоциональности речи. Эта книга написана великолепным русским языком. Она и сейчас поражает яркостью и свежестью, предельной лаконичностью и простотой изложения.
Ораторское искусство в России XVIII - начала XIX века ограничивалось художественным, академическим, дипломатическим и военным красноречием. Широко известно обращение Петра 1 к воинам перед Полтавским сражением 1709 года. Замечательным представителем русского военного красноречия был великий русский полководец А.В. Суворов. Он находил в своих речах путь к сердцу каждого солдата. Своеобразный ораторский стиль делал понятными солдатским массам излагаемые им правила науки побеждать. Меткие словечки, лаконичные поучения и образные сравнения схватывались на лету и становились руководством к действию.
Наследником суворовского красноречия, как и его военного искусства, был великий полководец М. И. Кутузов. Он отлично знал психологию солдат и умел найти с ними общий язык.
В период обострения классовой борьбы, крестьянских восстаний и бунтов в России выдвигались народные ораторы, которые пламенными речами поднимали народ на борьбу с угнетателями. Незаурядными ораторскими талантами обладали вожди крестьян Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев.
Что касается теории ораторского искусства, то после Ломоносова в ней не наблюдается заметного движения вперед. Лишь в начале XIX века издаются книги по риторике Н. Ф. Кошанского, М. М. Сперанского, Я. В. Толмачева и др. Появляются также переводы на русский язык произведений древности и некоторых европейских авторов. Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития теории русского ораторского искусства. Она была своеобразным сплавом античной риторики, национальных русских традиций и достижений Запада. Она не уступала теории красноречия западноевропейских стран.
Русские революционные демократы (Белинский, Чернышевский) и русские писатели уделяли немало внимания теории красноречия, считая его неотъемлемой частью национальной культуры. В. Гоголь, будучи сам великолепным лектором, требовал от преподавателей высшей школы четкой композиции, словесной изобретательности и увлекательности речи. Концепция Гоголя о художественной природе университетского образования стала основой в академическом красноречии, которое в 19 веке было ведущей разновидностью ораторского искусства. Большими знатоками и поборниками прогрессивного, связанного с жизнью ораторского искусства были писатели А. П. Чехов, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.
Выдающимися представителями русского академического красноречия были профессора университетов Т. Н. Грановский, С. И. Соловьев, В. О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и др.
Во второй половине 19 века в России достигли высокого совершенства как практика, так и теория судебного красноречия. Наиболее яркие представители: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александров, А.И. Урусов, В.Д. Спасович. Для их ораторского творчества характерны общие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Они не раз вставали на защиту справедливости. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатые стилистические и интонационные возможности устной живой речи.
А 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (псевдоним - Л. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организация материала, завоевания внимания и т. д. сохраняют практическую ценность и в наши дни. К работе П.С. Пороховщикова близки труды по ораторскому мастерству выдающегося русского юриста Александра Федоровича Кони. Это «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам» и др.