Сатира 20-30-х г.г. ХХ века. (М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров и др.)
У сатиры были свои оппоненты и противники.журналист В.И. Блюм Советская сатира — поповская проповедь. За ней очень удобно спрятаться классовому врагу. Сатира нам не нужна. Она вредна рабоче-крестьянской государственности. Но В.В. Маяковский и М. Кольцов активно поддерживали молодых сатириков, отстаивая необходимость сатиры в советских условиях. На I Всесоюзном съезде советских писателей М. Кольцов сказал: «Сатира нужна. На нее громадный спрос и в бытовой и в политической жизни».
Илья Ильф (Настоящее имя — Илья Арнольдович Файнзильберг) родился в Одессе в 1897 г. в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническую школу. Работая в чертежном бюро на авиационном заводе, был внештатным сотрудником газеты «Моряк» и редактором юмористического журнала «Синдетикон». В 1923 г., переехав в Москву, становится профессиональным литератором. Работает в газете «Гудок». Печатает в «30-ти днях», «Смехаче», «Советском экране», «Вечерней Москве» очерки, фельетоны, рецензии на фильмы, которые обнаруживают его склонность к сатире.Евгений Петров (Настоящее имя — Евгений Петрович Катаев) родился в Одессе в 1903 г. в семье учителя истории. В 1920 г. окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. Затем был инспектором уголовного розыска. В 1923 году тоже переезжает в Москву, где также начинает заниматься журналистикой. Работает в сатирическом журнале «Красный перец», печатает фельетоны на международные темы и юмористические рассказы. Выступает со своими произведениями в «Комсомольской правде» и «Гудке».В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов и начинается их совместная деятельность, поначалу состоящая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач». роман «Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 г. в журнале «30 дней». История поисков драгоценностей мадам Петуховой, спрятанных в одном из двенадцати стульев, в сюжетном смысле не представлявшая новизны, не имела в романе самодовлеющего значения. Достоинство его заключалось во множестве блестящих по выполнению сатирических характеристик, сцен и подробностей, материалом для которых послужили злободневные жизненные наблюдения. И обстановка, в которой развертывается действие романа, и отдельные его эпизоды — все это живые сатирические отклики на действительные события и факты. Авторы вспоминают, как легко писались «Двенадцать стульев», хотя в первом отдельном издании роман их не удовлетворил: они вынуждены были править его и сокращать. Ильфом и Петровым был создан яркий, искрометный персонаж, образ которого до сих пор актуален и популярен у читателя — главный герой романа Остап Бендер, великий комбинатор, проходимец, тонкий психолог, играющий на пороках человека и несовершенстве общества. Остап — человек, столь противоречиво сочетавший в себе беззастенчивость и — обаяние, наглость и — тонкий юмор, цинизм и — неожиданное великодушие. У авторов, как они сами пишут в воспоминаниях, возникла крупная ссора по следующему поводу: убить ли главного героя «12 стульев» Остапа Бендера или оставить его в живых? Участь героя решил жребий. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп — и через полчаса великого комбинатора не стало. Читатели не согласились с таким концом. В многочисленных письмах они требовали продлить жизнь Остапа. И авторы не дали герою умереть. Когда Ильф и Петров принимались за свой первый роман, они еще были сравнительно мало известны. И не было у них опыта совместного писания. Теперь, в 1929 году, когда они сели за свой второй сатирический роман, они уже писательски не представляли себя друг без друга. Позади были восторженные отзывы, выступления, письма читателей и довольно кисловатые, а то и откровенно ругательные рецензии.
25. Поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри» и «Демон», их проблематика, своеобразие романтического героя.Поэма «Демон». В основу сюжета положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном за это из рая и превращенном богом в духа зла. Образно-смысловая структура «Демона» содержит в себе различные пласты и уровни. Их переплетение и взаимодействие обусловлено прежде всего смысловым богатством образа главного героя. Демон мятежен, непримирим, знающ, мудр. В нем есть неудовлетворенность не только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и навязанным ему злом в нем живет жажда идеала. Он воплощает в себе и мощь свободного разума, и страсть. Сюжетно-фабульный конфликт складывается из отношений Демона и Тамары. Однако в его развитие властно вмешивается третья сила в лице бога. Его присутствие сказывается в раздумьях героев, в действиях выполняющего его волю ангела. Развивающийся на втором плане «метаконфликт» между Демоном, Тамарой, с одной стороны, богом и созданным им миропорядком – с другой, наполняет содержание поэмы глубоким философским «сверхсмыслом». Встреча Тамары для Демона не залог возвращенного рая, а новая ступень в его исканиях. Поэт создает сложнейшую психологическую ситуацию, имеющую многообразный смысловой подтекст: в душе героя сосуществуют сразу несколько взаимоисключающих чувств и волевых импульсов. Лермонтовский Демон – это и внутренне противоречивое конкретно-личностное сознание, и художественное воплощение трагических исканий современников поэта, их обретений и потерь; и символико-философское отражение глубинной сущности чел-го духа. «Мцыри» и «Демон» находятся в сложных отношениях взаимной соотнесенности и противопоставленности. «Бесплотной духовности» Демона противостоит «одухотворенная плоть» Мцыри как конкретного земного человека. Преобладающему в «Демоне» вселенски- космическому сюжету приходит на смену изображение земной жизни героя, прикрепленной к определенному месту и времени. Оба героя намечают высокую цель, которая должна привести их к «жизни новой». Демон стремится преодолеть одиночество через любовь. Идеал Мцыри шире: он для него в единении с людьми, кровными по духу. Наиболее распространена трактовка образа Мцыри как естественного чел-ка, сталкивающегося с губительной силой цивилизации, оторвавшей его от естественного состояния. Необычность его положения заставляет его задуматься над проблемами, несвойственными естественному сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе, Мцыри мечтает познать окр. мир. М. вступает в тесный контакт с природой. Кульминацией метаморфоз природы в ее отношении к человеку выступает сцена смертельной схватки М. с барсом. Несмотря на всю близость к природе, М. представитель человеческого царства, к. не может сущ-ть по природным законам. Трагизм М. не только в том, что он не может найти пути к свободной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата к историческому прошлому.
26.Основные этапы изучения литературных произведений в школеИзучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С. А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения (Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах). Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия. Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов — свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В методической литературе приведено много примеров проведения вступительных занятий с учетом рода и жанра изучаемого произведения: рассказ об устном народном творчестве и видах сказок — перед чтением и изучением сказок (V класс); беседа о жанре сказки-были перед чтением «Кладовой солнца» М. М. Пришвина (VI класс); беседа о своеобразии драматического произведения перед чтением «Ревизора» Н. В. Гоголя (VIII класс) и многое другое. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения. Анализ произведения — наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В. В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. У современного школьника вместе с расширением круга чтения растет желание расширить и понимание новых для него авторов. Обращение к поэтике художественного произведения в ходе анализа поможет осознанию творчества таких писателей, как И. А. Бунин, А. И. Куприн, поэтов «серебряного» века; поможет понять новаторство М. А. Булгакова, А. П. Платонова, поэтов периода «оттепели», «городскую» и «деревенскую» прозу 60-80-х г., творчество А. И. Солженицына и многое другое. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы.