Влияние типов культур на мировоззрение
Культура, вырастая в специфических условиях жизни, разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. Результатом такого специфического видения мира является культурная картина мира как система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Она формируется в рамках исторически исходных мировоззренческих установок, оформляется в процессе практической деятельности людей на основе традиций и собственного приобретенного опыта.
Переход людей к регулируемому воспроизводству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства определил формирование искусственной среды обитания – культуру неолитической цивилизации в первобытном обществе. Характерная особенность первобытной культуры – синкретизм – нерасчлененность природы, культуры, общества. По мере совершенствования способов преобразования природы социокультурные процессы ускорялись, что обеспечило человечеству выход из своего первобытного состояния.
Эволюция самой культуры начинается с Древних цивилизаций, имевших универсальные и общие культурные черты. Особую роль в историко-культурных судьбах древних цивилизаций сыграли крупные реки на земном шаре - Нил, Евфрат и Тигр, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Днепр и Висла. В бассейне этих рек возникают древние города и государства, происходит усложнение социальной структуры общества за счет иерархического деления на социальные слои группы.
Здесь происходит разделение труда по специализациям, используется письменность как средство коммуникации; формируется духовная общность людей на основе единства языка, культуры и религии, вырабатываются социальные нормы поведения и санитарии в повседневном быту горожан. В период между 800 - 200 гг. до н. э. начинается духовная деятельность по выработке религиозного мировоззрения, определившая основные моральные понятия человечества. Создаются послеосевые древние цивилизации в Европе, Индии, Китае, развивающиеся с опорой на философско-космологическое учение.
Культура Средневековья отличается религиозным мировоззрением – появляется христианское учение о сотворения космоса сверхличностью, о грехопадении человека и спасение греховного мира при помощи личностного богочеловека. Средневековый человек предстает в трех измерениях – тело, душа, дух. «Дух» есть причастность к божественному миру посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной истине, изложенных в Священных писаниях.
Мировоззрение Ренессанса на первый план выдвигает идею свободы человеческой индивидуальности, идею самообновления человека через эстетическую удовлетворенность красотой жизни. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а в Средние века – религиозная жизнь, то в Возрождении утверждается деятельность человека исходя из идеи прометеизма – он выступает сотрудником Бога на земле. Человек, открывший в себе равноправного собеседника с Богом, начинает осознавать экономическую, политическую, интеллектуальную, духовную, нравственную свободы.
В культуре Нового времени возникает острая потребность в новом концептуальном осмыслении жизни человека и мира. По представлениям Просветителей обеспечить самоидентификацию индивида в новых условиях способен только рациональный способ отражения мира. Религиозная картина мира оказалась не в состоянии объяснить сложный и меняющийся мир. Научная картина мира побудила людей усомниться в христианской версии происхождения и существовании мироздания.
Так происходит разделение единой культуры на мифологический и рационалистический пласты. В XX в. обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, поскольку ей присуще представление, что природа неисчерпаема как объект ее эксплуатации человеком. Развитие науки, техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.
До нашего времени, как утверждает профессор Петербургского университета Моисей Кагана («Философия культуры», 1996), культура прошла две большие ступени. Первая – теоцентристская, достигшая высшей своей формы в мировых религиях Средневековой культуры в эпоху феодализма. Вторая – натуроцентристская, начавшаяся с эпохи Возрождения, когда поставила на место богов природу. Третья – антропоцентристская утвердилась с середины XX века, когда в центр мироздания ставится человек, а в культуре начинается новый подъем. Таков смысл переживаемого нами периода человеческой истории.
Каждая культура своим образом реагируют на изменения общественного сознания и бытия. Мировая культура зарождалась и развивалась в ряде очагов Древней цивилизации. Западноевропейская средневековая культура, культура Нового и Новейшего времени постоянно возвращаются к античным истокам, сверяя свою нормативно-ценностную систему с его классическими образцами.
В хронологии истории выделяют первобытный тип культуры, культуру Древних цивилизаций, Средневековый тип культуры, культуру эпохи Возрождения, культуру Нового времени, Современный тип культуры.