Произнесение (в латинской терминологии aktio) – самый важный и для многих самый трудный этап в ораторской деятельности
Академическая риторика
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Академическая риторика» для магистров заочной формы обучения (специальность «Менеджмент»).
Составитель
И. А. Калинина
Санкт-Петербург
Рекомендовано
на заседании кафедры
протокол № 3
от 25.12.12
Рецензент
О. И. Санникова
Оригинал подготовлен составителем
и издан в авторской редакции
Подписано в печать 04.04.13. Формат 60х84 1/16. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 2,03. Тираж 100 экз. Заказ114/13
Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»
191028, Санкт-Петербург, ул.Моховая, 26
Методические указания «Академическая риторика» предназначены для занятий с магистрами заочной формы обучения, а также для самостоятельной работы магистров при выполнении контрольной работы и при подготовке к зачету.
Методические указания состоят из основной части, контрольной работы и «Приложения». Также имеется список литературы и вопросы к зачету.
В основной части излагаются базовые положения риторики, знание которых необходимо для формирования навыков эффективной публичной речи.
Контрольная работа состоит из теста, проверяющего знание теоретических основ риторики, и заданий, носящих творческий характер.
«Приложение» содержит материалы для развития техники речи.
Риторика
Подготовьтесь к выполнению теста: познакомьтесь с основными положениями риторики.
Термин риторика происходит из греческого языка и означает ораторское искусство. Риторика как наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции. По определению древнегреческого философа и теоретика ораторского искусства Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), риторика – это искусство убеждать. Аристотель выделял в речи 3 важных элемента: оратора, предмет речи и лицо, к которому оратор обращается. Эти же компоненты входят и в современную модель речевой коммуникации: адресант, адресат и текст в письменной или устной форме.
В настоящее время большинством специалистов риторика рассматривается как теория и мастерство эффективной публичной речи.
Классификация ораторских речей
Ораторские речи подразделяются по сфере применения и по цели высказывания.
Роды и виды речи по сфере применения
Род | Вид (жанр) |
Академическая | Лекция (вузовская, школьная, научно-популярная) Научный доклад Научный обзор Научное сообщение |
Судебная | Прокурорская (обвинительная) Адвокатская (защитительная) |
Социально-политическая | Доклад (на конференции, собрании) Парламентская речь Митинговая речь Военно-патриотическая речь Дипломатическая речь Агитаторская речь Политическое обозрение |
Социально-бытовая | Юбилейная речь Приветственная речь Застольная речь (тост и т.п.) Речь на приеме Надгробная речь |
Духовная (церковно-богословская) | Слово (проповедь) Официальная церковная речь (обращение) |
Виды и жанры ораторской речи по цели высказывания
Вид | Цель высказывания | Жанры |
Информационная | Формирование у адресата нового знания о предмете или явления. Изложение точки зрения автора | Лекция, доклад, сообщение, информация, инструктаж, программная речь и т.п. |
Убеждающая | Воздействие на рациональную сферу адресата, формирование новых взглядов, изменение существующих | Совещательная речь, обвинительная речь, оправдательная речь, размышление (речь в прениях),опровержение, заявление. |
Эпидейктическая (торжественная, воодушевляющая) | Создание у адресата определенного эмоционального состояния (удовлетворения, радости, гнева, скорби, презрения) | Поздравление, приветствие, благодарственное слово, надгробное слово, поминальное слово, тост |
Призывающая к действию (агитационная) | Воздействие на поступки адресата | Воззвание, предложение, рекламная речь |
Подготовка публичного выступления
При подготовке публичного выступления рекомендуется использовать античный риторический канон, прослеживающий путь от мысли к звучащему слову и указывающий на последовательность действий оратора.
Изобрете-ние | Расположе-ние | Словесное выражение | Запомина-ние | Произнесе-ние |
Изобретение (в латинской терминологии – inventio)– важнейший этап в подготовке выступления – обдумывание содержания выступления и сбор материала. Перед оратором стоят три вопроса: Что сказать? Кому? Зачем? Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому.
На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного (статистические данные, схемы, цитаты и т.п.), анализ и систематизация материала, выбор стратегии речевого поведения в зависимости от целей высказывания и ситуации речевого общения.
Расположение (в латинской терминологии – dispositio), или искусство композиции, – следующий этап в подготовке выступления. Композиция – это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом. Основная задача оратора – установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями.
Традиционно в речи выделяются три части: вступление, основная часть и заключение. При разработке композиции необходимо соблюдение основных риторических принципов: последовательности, единства, усиления, экономии.
Принцип последовательности(или связности) подразумевает такое развитие мысли в тексте, когда одна мысль порождает другую.
Принцип органического единстваобязывает подчинять все мысли главной.
Принцип усиленияпредписывает располагать информацию с возрастающим эффектом воздействия, т.е. убедительность аргументов усиливается к концу выступления.
Принцип экономии требует добиваться цели речи самым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств как со стороны оратора, так и со стороны слушателей.
Необходимо помнить, что при восприятии ораторской речи лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому работе над вступлением и заключением следует уделять особое внимание.
Вступление призвано выполнять несколько задач:
- привлечь внимание слушателей (так называемые «крючки», «магниты»);
- вызвать расположение к оратору, снять психологические «барьеры»;
- мотивировать необходимость слушания;
- ввести в тему выступления.
Риторика предлагает некоторые традиционно хорошие зачины: яркое, образное сравнение, цитату, афоризм, риторический вопрос, интересные статистические данные и др. Успех вступления во многом определяет успех всего выступления.
Заключение также может выполнять ряд задач:
- суммировать сказанное, сделать вывод;
- усилить интерес к предмету речи;
- закрепить впечатление от речи;
- наметить тему следующего выступления;
- поставить перед аудиторией задачи для дальнейшего обсуждения.
В заключении так же, как и во вступлении, уместно использование ярких высказываний.
Словесное выражение (в латинской терминологии – elokutio) предполагает правильный отбор и организацию языковых средств, соответствующих ситуации. Выступающий должен стремиться к правильности, точности, ясности, краткости, богатству и разнообразию лексики и грамматических конструкций, к стилистической однородности речи.
Кроме того, риторика имеет богатейший запас языковых средств, способствующих достижению большей выразительности речи. Это тропы и фигуры, так называемые «цветы красноречия», использовавшиеся еще античными ораторами и классифицированные ими (сравнение, метафора, гипербола, повтор, риторический вопрос и др.). Применение тропов и фигур делает речь не только выразительной, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию. К средствам выразительности относятся также фразеологизмы и крылатые выражения.
Тем не менее следует отметить, что излишняя цветистость речи, чрезмерное ее украшательство воспринимаются сейчас как признак лживости. Ложная красивость настораживает слушателей, вызывает ироничное отношение к оратору, поэтому при подготовке речи оратору не должно изменять «чувство соразмерности и сообразности» (Пушкин).
Красота речи в понимании современников – это прежде всего смысловая насыщенность и глубина. А.К. Михальская так определяет образцовую речь на рубеже ХХ и ХХ1 веков: «Это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности». В наше время преобладания «демагогичности и агрессивности» как никогда возрастает значимость нравственного потенциала речи. Уместно вспомнить слова Квинтилиана: «Хочешь стать хорошим оратором – стань хорошим человеком».
Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон).
Запоминание (в латинской терминологии - memoria) – четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи (с опорой на текст или без записей) зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др. Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных.
Произнесение (в латинской терминологии aktio) – самый важный и для многих самый трудный этап в ораторской деятельности.
Эффективность речи во многом зависит от личности говорящего, уровня его компетентности, речевой культуры. Как известно, мы слушаем не речь, а человека, который говорит. Для создания положительного образа говорящего, по мнению Михальской А.К., необходимы следующие свойства личности:
- обаяние (умение быть самим собой);
- артистизм (прекрасная техника речи, интонационное богатство, естественная манера держаться, умение организовать активное общение с игровой установкой);
- дружелюбие (действие закона «эмоционального зеркала»);
- искренность, или «ораторская честность» (увлеченность);
- заинтересованность (умение найти «изюминку»);
- объективность (умение учитывать противоположное мнение, уважать слушателя);
- уверенность (умение контролировать свои эмоции; высокая компетентность).
Для совершенствования ораторского мастерства необходимо также знание особых контактоустанавливающих приемов, способов снятия напряжения, усталости слушателей. К ним относятся диалогизация речи, создание метатекста, использование юмора, парадоксальных примеров и др. Следует помнить об отличии письменной речи от устной и не увлекаться длинными предложениями, нагромождением причастных и деепричастных оборотов.
Завершающий этап ораторской деятельности – анализ выступления. Его целью становится осмысление уже произнесенной речи с выделением как удачных, так и неудачных моментов. По реакции слушателей, по заданным (или нет) вопросам определяется необходимость коррекции содержания, композиции, словесного выражения. Критический анализ – залог успешности будущих выступлений.
Можно предложить ряд вопросов для анализа выступления в аудитории, в основе которых лежит все тот же риторический канон:
1. Тема выступления, удачность ее формулировки.
2. Цель выступления, степень ее достижения.
3. Актуальность темы.
4. Информационная насыщенность выступления, наличие иллюстративного материала (примеров, схем, статистических данных и т.п.).
5. Логичность, убедительность аргументации.
6. Четкость композиции, наличие вступления и заключения, их действенность.
7. Способ произнесения речи (чтение, произнесение заученной речи, «соразмышление»).
8. Качества речи (соответствие нормам литературного языка, выразительность, интонационное богатство).
9. Манера держаться (уместность жестов, направленность взгляда).
10. Контакт с аудиторией.
11. Пожелания оратору.
Немаловажную роль играет создание позитивного, доброжелательного настроя аудитории, анализирующей выступление. Необходимо научиться высказывать критические замечания в корректной форме, щадящей самолюбие оратора, побуждающей к дальнейшему творчеству и самосовершенствованию.
Техника речи
Техника речи – важнейшая составляющая ораторского мастерства, без нее немыслимо никакое красноречие. Известно высказывание Демосфена, чье имя стало нарицательным, когда мы говорим о преодолении «речевых» трудностей: «Труд сложить речь ничтожен, если пренебречь выражением и чувством сказанного». Если речь невнятна, монотонна, интонации невыразительны, отсутствует голосовая гибкость, такого оратора невозможно слушать, он не может удерживать внимание аудитории, оказывать речевое действие.
Понятие техника речи включает в себя постановку фонационного, или речевого, дыхания, постановку речевого голоса, работу над дикцией, интонацией, темпом речи.
Работая над фонационным дыханием, столь важным и для хорошего звучания голоса, и для выработки четкой дикции, необходимо познакомиться с понятиями организованного выдоха, распределения выдоха, ритма фонационного дыхания. См. http://diktory.com/dyhanie.html
При работе над голосом следует знать составляющие голосового аппарата – органы дыхания, органы голосообразования и артикуляционную систему. Необходимо научиться выбирать оптимальную громкость для разной аудитории, научиться выражать голосом напор, призыв, избегая при этом агрессивности.
Работа над дикцией строится на упражнениях, тренирующих четкое произношение отдельных звуков речи во всевозможных сочетаниях, в словах, скороговорках, стихотворных текстах. Каждая скороговорка произносится трижды.
Например:
Король – орел.
Поезд едет скрежеща: «Ж-Ч-Ш-Щ! Ж-Ч-Ш-Щ!»
Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь.
Эмоциональное воздействие речи во многом определяется богатством интонации, которую называют «движением души». Роль интонации неразрывно связана с культурой чувств, культурой межличностных отношений. По словам М. М. Бахтина, « именно в интонации соприкасается говорящий со слушающим». Знакомство с интонационными конструкциями, умение повышать и понижать голос, умение выделять смысловой центр тренируются на отдельных предложениях или отрывках из пьес.Следует знать, что нисходящая интонация голоса выражает обычно утвердительную информацию, восходящая – вопрос, сомнение, вызов.
К интонации публичного выступления предъявляются два основных требования:
- интонация не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления;
- интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию речи.
Слушатели очень чутко реагируют на ложную интонацию. Оратор, искусственно интонирующий речь, не только не оказывает ожидаемого действия, но и вызывает раздражение.
Важная составляющая техники речи – темп. В понятие темп речи входят:
- быстрота речи в целом;
- длительность звучания отдельных слов;
- длительность пауз.
Одним из главных недостатков начинающих ораторов является торопливость, вызванная неуверенностью в себе. Необходимо прислушиваться к речи хороших ораторов, учиться изменять скорость речи в зависимости от содержания, уметь держать паузу. Следует помнить, что наиболее важная информация должна произноситься в замедленном темпе.
Развитие техники речи, ее совершенствование должно продолжаться постоянно. Скороговорки и учебные рифмованные тексты однообразны и быстро надоедают. Прекрасным тренировочным материалом служат стихи. По меткому выражению П.С. Таранова, «в стихах присутствует вся канонистика красноречия», следовательно, воспитываться на стихах – задача и обязанность оратора.
Приобщение к миру поэзии, к чтению стихов способствует не только развитию чувства ритма, интонации, слова, но и облагораживает читателя, поднимая его до равенства поэту. Вспомним слова И.Бродского: «Народу следует говорить на языке литературы». Поэтический «практикум» необходим не только для работы над техникой речи, но и для совершенствования культурно-нравственной сферы обучающихся, их эмоционального и духовного развития.