Обобщение и распространение опыта работы
На протяжении 12 лет работы в Доме детского творчества, активно участвую в инновационной деятельности учреждения, направленной на разработку теоретических и методологических основ использования системного и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания детей. Опытом работы в объединениях Дома творчества, активно делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения художественно-творческого отдела Дома детского творчества, и выступаю на педагогических советах учреждения. Для молодых педагогов начинающих свою педагогическую деятельность, провожу открытые уроки, мастер-классы по обработке звука музыкальными редакторами и по работе с звукоусилительной аппаратурой.
Таблица материалов по обобщению и распространению опыта
Педагога
№ | Год | Тема выступления | Уровень |
2007г. | «Использование средств музыкального искусства для адаптации детей в образовательном учреждении» | Выступление на заседании МО художественно-творческого отдела ДДТ. | |
2008г. | «Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования, как основа будущего Российского флота», выступление на всероссийском научно-практическом семинаре с международным участием «Флот в системе стратегических интересов России: мировое сообщество и национальная самобытность» | Выступление на всероссийском научно-практическом семинаре с международным участием «Флот в системе стратегических интересов России: мировое сообщество и национальная самобытность», МГПУ. (См.Приложение10) | |
2009г. | «Музыкальные редакторы «NUENDO», «Sound Forge», TimeFactory», «Сибелиус» | Мастер-класс по обработке звука музыкальными редакторами для руководителей вокальных объединений. | |
«Джаз в истории музыкального искусства» | Выступление с сообщением на заседании МО художественно-творческого отдела | ||
2010г. | «Тестирование музыкального слуха» | Выступление из опыта работы на заседании МО художественно-творческого отдела ДДТ | |
«Расположение нот на струнах гитары и особенности приемов звукоизвлечения на аккустической гитаре и электрогитаре» | Открытое занятие для педагогов художественно-творческого отдела ДДТ | ||
«Работа с звукоусилительной аппаратурой» | Мастер-класс по работе с звукоусилительной аппаратурой для педагогов образовательного учреждения |
7.2. Открытый урок в объединении «ВИА» по теме:
«Расположение нот на струнах гитары и особенности приемов звукоизвлечения на аккустической гитаре и электрогитаре».
Время и дата проведения:10 октября 2010 года.
Место проведения:Класс для занятий ВИА
Тип урока:Изучение нового материала.
Метод проведения:Групповой, индивидуальный.
Технические средства: Микшерский пульт, электроусилитель, колонки, шнуры для подключения электроинструментов, электрогитары, компьютер, гитарный процессор с встроенным ритм-боксом, записи музыкальных произведений на электронных носителях.
Методические средства:Таблицы расположения нот на грифе гитары и таблицы расположения нот на нотном стане.
Цель открытого занятия: получить начальные навыки различных техник и приёмов игры на гитаре ( что будет являться базой для дальнейшего творчества и совершенствования своего исполнительского мастерства)
Задачи:
Образовательные
· Запомнить ноты До, Рэ, Ми, Фа, Соль, Ля, Си по струнам на ладах в одну октаву. Для этого изучим несколько простых упражнений, способствующих не только запоминанию нот, но и обучающих правильно прижимать пальцами струны, а также тренирующих координацию их движений.
· Ознакомиться с разновидностями гитарного боя, спецификой звукоизвлечения на акустической гитаре и электрогитаре, а также рассмотреть игру на гитаре приемами щипком и перебором.
2. Физиологические:
· Развитие физических качеств (беглости и твердости пальцев, правильной осанки) и координационных способностей обеих рук.
3.Воспитательные:
· Формирование сознательного отношения при выполнении упражнений, воспитание коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, умения слушать других и слышать себя.
Часть урока | Содержание учебного материала | Время | Методические рекомендации | Примечание |
1.Подготовительная часть | 1.Напомнить меры безопасности при работе с электроинструментами. | 1 м. | Ознакомить в начале учебного года с инструкциями по технике безопасности под роспись в журнале. | |
2.Подключение аппаратуры, гитар. | 1 м. | Соблюдать технику безопасности. | ||
3.Настройка гитар, воспользовавшись методом настройки по соседним струнам. Первую открытую струну настроим по синтезатору, вторую по первой, третью по второй и т.д. | 3 м. | 1. Производить под строй синтезатора. Настраивая гитару, ученик не только запомнит ноты на грифе, но и будет слушать, что поспособствует развитию его слуха. | Ученики помогают друг другу подтягивать колышки струн. | |
4.Сообщение задач урока. | 1 м. | |||
5. Разминка пальцев рук перед игрой на инструменте. а) сжимание и разжимание всех пальцев на обеих руках в кулаки. 15-20 раз. б) соединить фаланги пальцев обеих рук и раздвигать постепенно в противоположные стороны. в) сидя на стуле, положить указательный палец левой руки на 1 лад и пытаться дотянутся мизинцем до 3 лада | 3 м. | Начинать от медленного темпа к быстрому. При посадке на стул следить за осанкой и правильным упором. | ||
2.Основная часть | 1.Разучивание расположение нот до, рэ, ми, фа, соль, ля, си на,5,4,3 струнах. а) показ б) объяснение Играем последовательность нот сначала на 5-ой струне, затем на 4-ой и на 3, проговаривая и стараясь запомнить на каком ладу какая нота. | 5 м. | Следить за постановкой руки на грифе и способом извлечения звука правой рукой. Звук струны извлекаем указательным пальцем правой руки. Делается это как бы крючком, струну палец аккуратно подцепляет сначала краем подушечки, затем ногтём. Гитару нужно держать так, чтобы плоскость грифа над которой расположены струны не «смотрела» вверх, а находилась вертикально. Струну прижимать не всей подушечкой, а кончиком указательного пальца левой руки. | Обратить внимание на ошибки прижимания струн. |
в) вариант игры нот на 5-ой струне, когда она прижимается не только указательным пальцем левой руки, а последовательно всеми, кроме большого. | 3 м. | Такой вариант, кроме того что позволяет играть быстрее, также тренирует пальцы левой руки, помогает освоить технику игры соло, гамм, пассажей, тянет пальцы так, чтобы они в дальнейшем легко и быстро, машинально могли дотягиваться до нот, расположенных не близко друг от друга. | ||
г) Далее, освоив то о чём шла речь выше, усложним упражнение. Играем каждую ноту струны по 4 раза, сначала указательным, затем средним, безымянным пальцами и мизинцем. | 3 м. | Нужно добиться чистого, не заглушённого звучания каждой ноты | ||
д). Запомнив ноты 5-ой струны и освоив технику звукоизвлечения, будем играть также ноты на других струнах. Играем сначала вариант с извлечением звука каждой ноты 4-мя пальцами правой руки. | 3 м. | Хорошо запомнив их, отрабатываем быстрый вариант игры, прижимая струну на ладах последовательно 4-мя пальцами левой руки. | ||
2. Бой «Бас, удар» Техника игры боем «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны. Затем также сверху вниз не резко, но быстро проводим средним и безымянным пальцами по четырём первым струнам. | 3 м. | Сначала учимся играть боем, медленно, без ошибок извлекая звук. После того как это будет получаться стабильно пробуем играть быстрее | ||
3. Бой «Вниз, вверх» Техника игры боем: Пальцы правой руки движутся вниз, вверх, извлекая звук. Средний и безымянный пальцы задевают струны движением вниз, большой поддевает их снизу. | 3 м. | Играть сначала медленно, потом быстрее. Струны должны звучать, ритм ровный. | ||
4. Игра щипковыми движениями Техника игры щипками «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук одной из басовых струн. Затем другими пальцами как бы поддеваем снизу 3 тонкие струны. | 3 м. | Отработать игру рассмотренным способом в нормальном темпе и ровном ритме. | ||
5.Игра перебором.Техника игры перебором: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны. Затем указательным, средним и безымянным пальцами как бы поддеваем снизу 3-ю, 2-ю и 1-ю струны. | 3 м. | |||
6. Исполнение нот от До к Си на 5, 4,3 струнах выученными приемами в составе ансамбля одновременно без ритмического счета и подсказок руководителя. | 5 м. | Исполнять в медленном темпе, выдерживать длительность звучания каждой ноты. | ||
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Обсуждение с учениками степени доступности и уровне усвоения материала. Домашнее задание по приемам звукоизвлечения и упражнениям для беглости пальцев. | 5 м. | Цель достигнута. Поставленные задачи выполнены. | Гитары и шнуры складываются в отведенные места хранения. Методические средства складываются в папки. Отключение аппаратуры. |