Прибавка ребёнка в массе на первом году жизни

а) по месяцам

Месяцы жизни Прибавка в массе, в г. Суммарная прибавка за квартал Средняя ежемесячная прибавка за полугодие
I квартал – 2200 г. I полугодие – 700 г.
II квартал – 2100 г.
III квартал – 1650 г. II полугодие – 500 г.
IV квартал – 1200 г.

б) по формулам

М1-6 мес. = масса при рождении + 700 ´ N, где

N – число месяцев ребёнка;

700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.

М6-12 мес. = масса при рождении + 4200 + 500 ´ (N – 6), где

N – число месяцев ребёнка;

500 – ежемесячная прибавка массы во 2-ом полугодии.

Длина тела до 2-х лет измеряется горизонтальным ростомером, затем вертикальным.

Минимальная длина доношенного новорождённого ребёнка 45 см, средняя – 50+5 см.

Прибавки длины тела на первом году жизни

Месяцы жизни Ежемесячная прибавка, в см Суммарная прибавка за квартал
I квартал – 9,0 см
2,5 II квартал – 7,5 см
2,5
2,5
III квартал – 6,0 см
IV квартал – 3,0 см
Итого за год: 25,5 см

Окружность головы

При рождении окружность головы здорового доношенного ребёнка достигает – 34-36см.

Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1 см.

Окружность грудной клетки

Окружность грудной клетки новорождённого доношенного ребёнка достигает 32 – 34 см.

Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1,2 см.

Развитие основных двигательных умений

Первый год жизни:

- 2 мес. – держит голову

- 4 мес. – переворачивается на бок

- 5 мес. – переворачивается на живот

- 6 мес. – сидит

- 7 мес. – ползает

- 12 мес. – ходит

Нервно – психическое развитие оценивается во время патронажа к ребёнку, т.е. в грудном возрасте 1 раз в месяц.

В зависимости от рефлекторной деятельности нервно – психическое развитие ребёнка первого года жизни можно разделить на 4 этапа:

I этап (0 – 1 мес.)

Ребёнок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимися предметами, но быстро «теряет» это.

II этап (1 – 3 мес.)

Может спокойно бодрствовать. Следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним. К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» (когда с малышом разговаривают, он улыбается, гулит, двигает ножками, ручками).

III этап (3 – 6 мес.)

Во время бодрствования ребёнок гулит, улыбается, громко смеётся. К 5 месяцам отличает «чужих от своих».

IV этап (6 – 12 мес.)

Ребёнок начинает произносить первые слоги, слова, выполняет движения по просьбе, т.е. начинает понимать смысл слов. Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки для ребёнка (ему необходимы кубики, пирамидки и т.п.).

Для диагностики нервно – психического развития необходимо иметь наборы игрушек:

I. 1 мес. – 4 мес.:

- яркая погремушка, хорошо звучащая, с ручкой;

- две погремушки на кольцах (кольцо диаметром 10-15 см, шарики 5-7 см), яркая игрушка типа «Неваляшка»

II. 5 мес. – 7 мес.:

- погремушка с длинной ручкой, «Неваляшка», шар, кукла

III. 8 мес. – 12 мес.:

- миска с 2 шарами, кастрюля с крышкой, матрёшка, пирамида, кубики, кукла с посудой и одеялами, мяч большой и маленький.

Определяющим фактором развития высшей нервной деятельности ребёнка является окружающая среда очень важно, чтобы ребёнок с первых дней имел определённый режим дня, который предусматривает прежде всего правильную организацию сна и бодрствования. С возрастом время бодрствования постепенно увеличивается. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию высшей нервной деятельности. Процесс нервно-психологического развития скачкообразен и неравномерен. На каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития. На 1-м году таких линий «8».

Нервно-психологическое развитие ребёнка оценивается по следующим линиям:

АЗ – анализатор зрения (или зрительно-ориентировочная реакция)

АС – анализатор слуха (или слуховая ориентировочная реакция)

Э - эмоция

ДО –движения общие

ДР –движение руки

РА – подготовительные этапы развития речи

РП –речь понимаемая

Н – навыки.

При оценке нервно-психологического развития пользуются стандартными таблицами, по которым выясняют есть ли задержка или опережение нервно-психологического развития и насколько они неравномерны (гармоничное или негармоничное нервно-психологическое развитие или нервно-психологическое развитие соответствует норме).

Запомните

В задачу м/с не входит оценить нервно-психологическое развитие как нормальное или недостаточное, м/с должна оценить соответствие возрасту линий НПР.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребёнка идёт очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств (органами вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха).

Вторая сигнальная система – речь начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребёнок начинает измен

Остановимся подробнее на развитии речи. Формирование речи обусловлено функциональным созреванием головного мозга и становлением сенсорной системы. Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребёнка со взрослым человеком, воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку. В развитии голосовых реакций и речи можно выделить несколько этапов:

Наши рекомендации