Прибавка ребёнка в массе на первом году жизни
а) по месяцам
Месяцы жизни | Прибавка в массе, в г. | Суммарная прибавка за квартал | Средняя ежемесячная прибавка за полугодие |
I квартал – 2200 г. | I полугодие – 700 г. | ||
II квартал – 2100 г. | |||
III квартал – 1650 г. | II полугодие – 500 г. | ||
IV квартал – 1200 г. | |||
б) по формулам
М1-6 мес. = масса при рождении + 700 ´ N, где
N – число месяцев ребёнка;
700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.
М6-12 мес. = масса при рождении + 4200 + 500 ´ (N – 6), где
N – число месяцев ребёнка;
500 – ежемесячная прибавка массы во 2-ом полугодии.
Длина тела до 2-х лет измеряется горизонтальным ростомером, затем вертикальным.
Минимальная длина доношенного новорождённого ребёнка 45 см, средняя – 50+5 см.
Прибавки длины тела на первом году жизни
Месяцы жизни | Ежемесячная прибавка, в см | Суммарная прибавка за квартал |
I квартал – 9,0 см | ||
2,5 | II квартал – 7,5 см | |
2,5 | ||
2,5 | ||
III квартал – 6,0 см | ||
IV квартал – 3,0 см | ||
Итого за год: 25,5 см |
Окружность головы
При рождении окружность головы здорового доношенного ребёнка достигает – 34-36см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1 см.
Окружность грудной клетки
Окружность грудной клетки новорождённого доношенного ребёнка достигает 32 – 34 см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1,2 см.
Развитие основных двигательных умений
Первый год жизни:
- 2 мес. – держит голову
- 4 мес. – переворачивается на бок
- 5 мес. – переворачивается на живот
- 6 мес. – сидит
- 7 мес. – ползает
- 12 мес. – ходит
Нервно – психическое развитие оценивается во время патронажа к ребёнку, т.е. в грудном возрасте 1 раз в месяц.
В зависимости от рефлекторной деятельности нервно – психическое развитие ребёнка первого года жизни можно разделить на 4 этапа:
I этап (0 – 1 мес.)
Ребёнок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимися предметами, но быстро «теряет» это.
II этап (1 – 3 мес.)
Может спокойно бодрствовать. Следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним. К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» (когда с малышом разговаривают, он улыбается, гулит, двигает ножками, ручками).
III этап (3 – 6 мес.)
Во время бодрствования ребёнок гулит, улыбается, громко смеётся. К 5 месяцам отличает «чужих от своих».
IV этап (6 – 12 мес.)
Ребёнок начинает произносить первые слоги, слова, выполняет движения по просьбе, т.е. начинает понимать смысл слов. Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки для ребёнка (ему необходимы кубики, пирамидки и т.п.).
Для диагностики нервно – психического развития необходимо иметь наборы игрушек:
I. 1 мес. – 4 мес.:
- яркая погремушка, хорошо звучащая, с ручкой;
- две погремушки на кольцах (кольцо диаметром 10-15 см, шарики 5-7 см), яркая игрушка типа «Неваляшка»
II. 5 мес. – 7 мес.:
- погремушка с длинной ручкой, «Неваляшка», шар, кукла
III. 8 мес. – 12 мес.:
- миска с 2 шарами, кастрюля с крышкой, матрёшка, пирамида, кубики, кукла с посудой и одеялами, мяч большой и маленький.
Определяющим фактором развития высшей нервной деятельности ребёнка является окружающая среда очень важно, чтобы ребёнок с первых дней имел определённый режим дня, который предусматривает прежде всего правильную организацию сна и бодрствования. С возрастом время бодрствования постепенно увеличивается. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию высшей нервной деятельности. Процесс нервно-психологического развития скачкообразен и неравномерен. На каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития. На 1-м году таких линий «8».
Нервно-психологическое развитие ребёнка оценивается по следующим линиям:
АЗ – анализатор зрения (или зрительно-ориентировочная реакция)
АС – анализатор слуха (или слуховая ориентировочная реакция)
Э - эмоция
ДО –движения общие
ДР –движение руки
РА – подготовительные этапы развития речи
РП –речь понимаемая
Н – навыки.
При оценке нервно-психологического развития пользуются стандартными таблицами, по которым выясняют есть ли задержка или опережение нервно-психологического развития и насколько они неравномерны (гармоничное или негармоничное нервно-психологическое развитие или нервно-психологическое развитие соответствует норме).
Запомните
В задачу м/с не входит оценить нервно-психологическое развитие как нормальное или недостаточное, м/с должна оценить соответствие возрасту линий НПР.
Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребёнка идёт очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются длительное время, часто на всю жизнь.
Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств (органами вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха).
Вторая сигнальная система – речь начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребёнок начинает измен
Остановимся подробнее на развитии речи. Формирование речи обусловлено функциональным созреванием головного мозга и становлением сенсорной системы. Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребёнка со взрослым человеком, воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку. В развитии голосовых реакций и речи можно выделить несколько этапов: