Вопрос 15. Первые промышленные выставки, их роль в истории промышленности и дизайна

В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования обще­национальных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века появляются общенациональ­ные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достиже­ний. С конца XVIII в. систематически проводятся наци­ональные промышленные выставки на Марсовом поле в Париже. Во второй половине XIX в. появляются специализи­рованные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-позна­вательные цели.

Первая всемирная промышленная выставка, полу­чившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году.Англия в тот период была ведущей в промышлен­ной революции и самой мощной в экономическом отно­шении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования чело­века". В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек. Специально для выставки было сооружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла "Хрустальный дворец". В основу проекта было положено при­менение простой и рациональной системы производства сборных элементов - серийно изготовленных стандарт­ных частей. Павильон был собран за рекордный для того времени срок - 6 месяцев, благодаря применению унифицированных эле­ментов и детально продуманной системе строительства. Задолго до начала выставки был объявлен архитек­турный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и метал­ла и был использован им при возведении Хрустально­го дворца. Хрустальный дворец стал реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не суще­ствовало в архитектуре. Это было первое в истории зда­ние столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых со­единениях. В Хрустальном дворце многие историки ви­дят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля "Хай-тек". Современники говорили о нем как о несравненном, сказочном сооружении. По при­знанию современников, Хрустальный дворец - это рево­люция в архитектуре, которая положила начало разви­тию нового стиля.

Выставка 1889 года в Париже была посвя­щена 100-летию Французской буржуазной революции.К ее открытию сооружаются Дворец машин и знамени­тая башня инженера Густава Эйфеля. Каркас Дворца машин состоял из двадцати ферм пролетом 115 м, его длина рав­нялась 420 м. Ограждением служили огромные стеклян­ные стены. Зданий подобных размеров в то время не существовало. Стеклянные торцовые стены представляли собой тонкую прозрачную мембрану между интерьером и внешним пространством. Дворец машин был обору­дован устройством мостового крана, которое транспорти­ровало посетителей по всей длине грандиозного здания и позволяло им рассматривать экспонированные машины (в большинстве случаев в действии). Эйфелева башня стала олицетворением промышлен­ной революции XIX века и постоянно действующим эк­спонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памят­ник, стала главным символом столицы Франции, пово­ротным пунктом в истории современной архитектуры. Дерзкая идея создания трехсотметрового три­умфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими де­ятелями культуры отрицательно. Его эстетического зна­чения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий об­щественный вкус возведением этой металлической конструкции в самом сердце Парижа. Башня была возведена за 26 месяцев. Исключитель­ными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изго­товлялись на заводе и затем монтировались на месте. В Эйфелевой башне впервые удалось достичь столь полного взаимного проникновения внутреннего и внеш­него пространства.

Всемирные промышленные выставки сыграли зна­чительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произве­дениям искусства, впервые были представлены на всеоб­щее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. Под влиянием обывательских вкусов, а также вследствие инерции мышления самих художни­ков, первые промышленные изделия имитировали ста­рые формы ручной работы с обильным украшением де­кором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безна­дежно дурной вкус. В результате чего стала очевидна необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства. Обсуждение этих проблем имело большой обществен­ный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленно­го производства.

Наши рекомендации