Мотивы участия инвалида в социокультурной реабилитации
Существенное значение для практического использования как базовых, так и прикладных технологий СКРИ имеет психологическая мотивация участников реабилитационного процесса. Четкое понимание психологической позиции инвалида может дать ответ на многие вопросы в ходе разработки, осуществления и анализа выполнения индивидуальной программы СКРИ. Под мотивами подразумевается то, что побуждает инвалида и работающего с ним специалиста по реабилитации к конкретному взаимодействию в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и т.д.
Мотивация к деятельности может быть сформирована у инвалидов любой категории и возраста. Их желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать.
Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя забывать и о пассивной группе инвалидов — зрителях, присутствующих на концертах, выставках, встречах, киносеансах. К активному участию в мероприятиях, проводимых культурно-досуговым учреждениями, их могут подтолкнуть желание завязать новые знакомства, иногда с целью создания семьи; получить определенную информацию; восстановить психологическое равновесие; любопытство; поиск единомышленников и др.
Мотивация деятельности инвалида (его интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения той или иной технологией, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. По оценкам реабилитологов, эти мотивы для их подопечных могут быть постоянными или временными, неустойчивыми; выраженными крайне слабо или, наоборот, достаточно интенсивно; положительными или отрицательными. Главное, однако, заключается в том, какой из мотивов в ходе СКРИ окажется доминирующим, какова динамика развития этого мотива в результате самостоятельной творческой деятельности инвалида и действий его наставника.
Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия технологии, которую осваивает человек с ограниченными возможностями. Динамика развития мотивации инвалида может представлять собой наглядную картину изменения его психологической установки. Например, у инвалида, на протяжении ряда лет занимающегося в творческой мастерской (студии) художественно-прикладного профиля, последовательно изменялись такие важные качественные характеристики, как психологическая позиция студийца, статусная самооценка, отношение к своему ближайшему окружению, психологическая мотивация своего продвижения к профессионализму в творчестве.
Психологическая установка «ученик». Ожидание, переходящее в стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Степень осознания необходимости в получении знаний зависит от предшествующего опыта. Творческое начало незначительно, преобладает копирование «кумиров». Основное содержание позиции — «я только учусь, а значит не должен высовываться».
Психологическая установка «ремесленник». Обладает достаточным объемом знаний и навыков, хорошо исполняет их, которым руководствуется принципом «Мне сказали и я сделал. Скажут, что не так, переделаю».
Со временем, когда с опытом ремесло приобретает оттенок творчества, а иногда становится и настоящим творчеством, психологическая мотивация претерпевает эволюцию. Основное содержание позиции — «Я знаю всё, что мне говорят, советуют, рекомендуют. Делаю так, как Говорят. Я работаю с настроением, я хороший работник».
Психологическая установка «мастер».Не ждет советов и рекомендаций. Не любит их, относится к ним скептически. Не всегда может выработать и высказать свои рекомендации, но всегда ищет и находит собственный стиль в творчестве. Основное содержание позиции — «Я не хочу, как он (или она). То, что рекомендуют — сомнительно. Я подумаю над этим».
Параллельнос изменениями в мотивации своей творческой деятельности, у инвалида происходит эволюция в представлении и отношении к своему собственному статусу в коллективе творческой мастерской (студии).
Психологическая установка «рядовой». Я — член нашего объединения. Я — как все, у меня нет особых прав, особой ответственности.
Психологическая установка «активист». Я — рядом и чуть впереди основной массы наших ребят. Они сами меня избрали, и я стараюсь оправдать их доверие.
Психологическая установка «лидер». Я — главное действующее лицо в мастерской (студии) со всеми вытекающими отсюда последствиями. И ребята должны понимать это и за это меня уважать. Хотя могут и не любить, это их право.
Разумеется, названные выше психологические позиции в чистом виде могут встречаться не часто, возможны промежуточные варианты. Например, уже не ученик, но еще не подмастерье. Уже не ремесленник, но еще не мастер и т.д. Важно другое — специалист по реабилитации, анализируя изменения в мотивации творчества и статусе своего ученика, вправе зафиксировать их в качестве весомого показателя результативности его занятий в мастерской (студии), влияния творческого процесса на его реабилитацию.
Содержание мотивации может быть очень различным. В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы и установки отличаются широкой гаммой проявлений, каждое из которых может характеризоваться определенным коэффициентом реабилитирующего воздействия на личность инвалида.
Результаты домашнего или внедомашнего труда, затраченного инвалидом на изготовление конкретного культурного продукта, не только способны вызвать у автора букет положительных эмоций, доставить ему удовлетворение. Они будут свидетельствовать, насколько далеко он продвинулся по пути освоения творческой, исполнительской технологии.
У отдельных мастеров может сохраняться устойчивая приверженность традиционным, в частности, народным мотивам. Эта приверженность распространяется и на материалы, и на инструменты, и на передаваемые из поколения в поколение способы и приемы в игровом, вокальном, поэтическом, инструментальном творчестве.
Приведенная классификация мотивов не исчерпывает все возможные случаи. В деятельности специалиста по реабилитации она может быть использована при осуществлении анализа выполнения индивидуальных программ СКРИ, в частности, оценки реабилитационной направленности мероприятий и услуг.