Лекция 11. СОВРЕМЕННОЕ ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ

Строительство объектов озелене­ния в капиталистических странах ве­дется в условиях, резко отличающих­ся от СССР. Создание озелененных территорий как системы городской среды наталкивается на трудности, связанные с земельной собственно­стью и отсутствием единого хозяй­ственного планирования. Неслучай­но в докладе американской делега­ции на XI Конгрессе Международ­ного Союза архитекторов в 1972 г. признавалось, что «частное земельное владение — это просто призрак, всег­да витающий над нами, когда речь идет об организации отдыха». Эксплуатация многих парков и садов преследует чисто коммерческие цели, само размещение этих объектов подчинено разделению капиталисти­ческого города на богатые районы, где живут привилегированные части населения, и рабочие районы, бла­гоустройство которых ведется на бо­лее низком уровне. Вместе с этим в чисто техническом и профессиональ­ном отношении создаваемые парко­вые объекты характеризуют высокий уровень освоения территории и пред­ставляют определенный интерес. В этой главе рассматриваются и пар­ки, созданные в странах социализма. Остановимся на некоторых особен­ностях зарубежного паркостроения.

Прежде всего, ограничение пло­щадей парковых территорий выну­ждает проектировщиков к поиску пространственных и визуальных вза­имосвязей между городскими со­оружениями и парковой средой.

Так, для небольшого парка рай­она Ла-Дефанс(Париж) площадью 25 га, проектируемого в окружении застройки, эта задача решается следующим образом. В северной ча­сти застройка проектируется усту­пами, спускающимися к границе пар­ка. Возведение таких «террасных домов» позволяет визуально связать с пространством парка большое чис­ло квартир и в то же время как бы раздвинуть его границы, избавив от неблагоприятного зрительного воз­действия подступающих многоэтаж­ных зданий. В юго-восточной части парка намечается строительство ги­гантских домов-башен (25—40 эта­жей), которые разместятся свобод­но и, по авторскому замыслу, вой­дут в массив парковых насаждений как гигантские стволы секвой.

Обеспечение тесной связи парка, с окружающей застройкой предусмот­рено в Одер-парке во Франкфурте(ГДР) путем постепенного «перете­кания» открытых и озелененных пространств в смежные кварталы. Этот же принцип использован при проектировании комплекса парков в Гамбург-Осдорфе(ФРГ), включаю­щего, помимо основной части пло­щадью 120 га, ряд зеленых «отрост­ков» шириной 60—100 м и протяжен­ностью 500 м, которые обеспечат бес­препятственный пешеходный доступ к парку из глубины застройки.

Современные парки должны отве­чать самым разнообразным вкусам посетителей. Это заставляет созда­вать не просто многофункциональ­ные парки с соответствующим тер­риториальным зонированием, но и тщательно разрабатывать режим использования парка, определять его прогнозируемую посещаемость.

Так, упомянутый выше комплекс парков в Гамбург-Осдорфе разделен на 6 частей, каждая из которых при­мыкает к тому или иному жилому району и имеет специфическую но­менклатуру парковых сооружений и устройств, включающую летний театр, площадки для гольфа, тен­ниса, мини-гольфа, крикета и т. д., читальный зал, кафетерий, празднич­ную площадь, пруд для рыбной лов­ли, луг для лежания на траве, сад для занятий пластическими видами искусства, игровую площадку «Ро­бинзона», луг для гимнастики и т. д.— всего более 40 наименований, куда непосредственное общение с природой в виде показа участков охраняемого ландшафта, пешие и верховые прогулки вошли составной частью. Основная территория парка площадью 120 га рассчитана на об­служивание 60 тыс. посетителей. Интересно решение гибкого исполь­зования территорий в олимпийском парке Мюнхена (ФРГ): огромная территория автостоянки у централь­ного стадиона, вмещающая до 5 тыс. автомашин, в обычные дни исполь­зуется для спортивных игр. Ее пло­щадь покрыта плитами с травяными швами и разделена рядами деревьев.

Одновременно с многофункцио­нальными создаются специализиро-

ванные парки, дифференцированные по функциям использования,— вы­ставочные, спортивные, детские, историко-культурные («этнографи­ческие») и др.

К числу спортивных относится Мюнхенский олимпийский парк(пло­щадь 141 га), созданный на тер­ритории монотонной равнины и быв­ших свалок. Новый искусственный ландшафт парка органично включа­ет комплекс спортивных полей, ин­формационного центра, телебашни и т. д. Между стадионом, спортза­лом и плавательным бассейном, объ­единенными тентовым покрытием, располагается планировочное ядро парка — его главная площадь — пространство, предназначенное для массовых мероприятий. Сюда схо­дятся все дороги парка. Центром этой композиции является «теат-рон» — место для зрелищ под откры­тым небом. Места для зрителей расположены на склоне в виде сер­повидно изогнутых террас на берегу искусственного водоема. Они ориен­тированы на плавающую сцену, устроенную на понтонах. Задним планом сцены, ее театральным фо­ном, является водная поверхность и возвышенность на противополож­ном берегу.

Интересный парк для детей Дет­ская странабыл открыт в Японии в 1971 г. Площадь парка 39,5 га, он расположен на полуострове водо­хранилища. Здесь тщательно проду­маны игровые развлекательные и по­знавательные формы отдыха, побу­ждающие к творчеству и развитию фантазии. Четкого зонирования в парке нет, дороги связывают «обору­дованные» и «натуральные» ланд­шафты.

Особый интерес представляют международные парки-выставки цве­товодства и садоводства.Они яв­ляются своеобразными смотрами до­стижений ландшафтного искусства и цветоводства. Так, в 1969 г. в Пари­же в Новом парке (30 га) была от­крыта выставка цветов под деви- зом «Цветы на лугах и в лесах». Вокруг искусственного водоема были представлены различные экспозици­онные участки «цветы лесов», «доли­на цветов», «цветы Франции и мира», «водные цветы» и т. д. Затем подоб­ные сады-выставки устраивались в Австрии, Голландии, ГДР. В послед­нее время получает развитие Нацио­нальный фестиваль декоративного садоводства в Великобритании. Вы­ставочные парки организуются на бросовых землях. Большую популяр­ность приобрел такой фестиваль в Сток-он-Трент, состоявшихся в 1986 г.

Концепция современного зарубеж­ного парка нашла свое выражение в идее парка Ла-Виллет(Париж). В настоящее время парки Парижа в большинстве представляют собой зеленые массивы, предназначенные для прогулок и отдыха, посещаются обычно детьми и престарелыми. Зи­мой и в плохую погоду они пустуют. Поэтому назрела необходимость создания универсального парка, призванного обслуживать все возра­стные группы, активно работающего круглый год, «в рабочие и выходные дни до позднего вечера, обеспечи­вая доступность и безопасность»*. Для парка выделили территорию бывших складов и боен площадью 55 га. Был объявлен международный конкурс, на который откликнулись проектировщики многих стран, в ито­ге на рассмотрение жюри было пред­ставлено около 700 проектов, в том числе несколько от Советского Союза. В задании на проектирова­ние фактически была сформулиро­вана идея парка XXI в.; в его задачи входило:

— слияние культурных и научных достижений — парк одновременно связан с городом и отвечает узко­направленным целям;

— выполнение функций культур-

* Выдержка приведена из задания на про­ектирование, высланного участникам кон­курса.

ного центра, места встречи, диалогоЕ между искусством и техникой;

— выполнение роли «города-сада» и «сада-города» при единстве ландшафта, архитектуры и компози­ции.

Реализация этой идеи предлага­лась путем организации музея нау­ки и техники, музыкального центра с выставочным залом. Заданием пре­дусматривалось строительство оран­жерей: демонстрационных — с кафе и местами отдыха, дидактических — с показом новой технологии выра­щивания различных культур, практи­ческого использования, где смогу! работать посетители; устройстве «Астрономического сада» с радио­телескопом, обсерваторией и метео­рологическими приборами для рабо­ты клуба любителей, научные клу­бы (моделирование с мастерскими, радиоклуб и др.); система водных устройств; центры активной деятель­ности для проведения представле­ний, концертов, фейерверков, обще­ственных собраний на 1500—200С мест; тематические сады (например, сады запахов, необычных растений, мифологический сад); широкая си­стема обслуживания — киоски, ка­фе, прокат спортивных принадлеж­ностей и инструмента.

Первая премия была присуждена французскому арх. Иву Чуми.

Рост городов и резкое ухудшение условий окружающей среды обусло­вили развитие загородного отдыха. Поэтому стали создавать загород­ные зоны отдыха и парки.

К числу таких загородных парков относится парковый комплекс Уолт-диснейленд во Флориде (США). Этот частный парк, рассчитанный на массовое посещение, раскинулся в озерной заболоченной местности на 11 133 га и включает зоны отдыха различного профиля, заповедные территории (.3 тыс. га), где намечено вести экологические исследования. Его центром является парк «Волшеб­ное королевство» — городок, обору­дованный по последнему слову нау- ки и техники на площади 40,5 га. Уже в первый год парк посетило 12 млн человек, что вдвое превысило расчетную цифру.

Помимо парков на сравнитель­но больших территориях в городах получают распространение мини-парки, которые занимают небольшие по площади участки.

С использованием современной строительной техники создаются крытые сады и «дворцы развле­чений», а также сады на крышах зданий различного назначения.

Значительная часть парков созда­ется на землях, вышедших из-под промышленного пользования, карье­рах, отвалах, мусорных свалках и отработанных пород. В этом отноше­нии интересны польские парки куль­туры и отдыха в городах Кельце и Катовице.

Парк в г. Кельцеоткрыт в 1971 г. в ознаменование 900-летия города. Он создан на месте старых известня­ковых карьеров, площадь 20 га. Пла­нировочным центром является водо­ем со скалистым полуостровом, на котором устроены видовые площад­ки, альпинарий, сохранены «скала геологов» и пещеры. Главным ар­хитектурно-планировочным узлом является открытый летний театр в виде амфитеатра на 7 тыс. зрителей и обширной сцены. Посадка деревьев проводилась на предварительно тер­расированных отвалах.

Парк в Катовицезанимает пло­щадь 600 га и является одним из крупнейших в Европе. Его террито­рия была занята отвалами пустой породы, котлованами, пустырями. В настоящее время посещаемость парка достигает 250 тыс. человек (в летний выходной день).

Создание таких парков — образ­цовый пример рекультивации нару­шенных земель. Использование мощ­ной техники и землеройных машин позволяет перемещать миллионы ку­бометров земли, создавать новый рельеф — искусственные холмы, во­доемы, острова, террасы разнооб-

разных форм. Такое преобразование рельефа применяется не только на рекультивируемых под парки тер­риториях, но и почти во всех новых парках (в том числе и рассмотрен­ных нами).

В зарубежном ландшафтном стро­ительстве широко распространено моделирование рельефа — геопла­стика.

Интересным примером преобразо­вания рельефа является спортивный молодежный парк Трамблев Пари­же. Ровная площадь в 75 га превра­щена в эллиптическую чашу, усту­пами спускающуюся к центру. Усту­пы-террасы имеют дугообразные ди­намичные контуры и приспособле­ны для различных спортивных заня­тий. Такое решение позволяет с лю­бой точки охватить взглядом все пространство парка.

Многофункциональный профиль парков требует размещения системы внутрипарковых дорог. Как правило, пешеходные и транспортные дороги разделены. Так, в Мюнхенском паркепересечения даны в разных уровнях, причем пешеход находится над про­ездами. Широко применяются под­весные канатные, иногда монорель­совые дороги. В Олимпийском пар­ке Мюнхена параллельно основным аллеям шириной 5 м на время про­хода больших потоков посетителей устроены широкие травяные полосы. Значительные площади (8—10% и более) отводятся на формирование специфической парковой среды, от­личающейся от городской застрой­ки. Оно развивается в двух направ­лениях — формирование явно искус­ственного ландшафта с непривыч­ными формами (это направление ха­рактерно для полифункциональных парков, особенно тех, где развивают­ся новые виды рекреационных за­нятий) и естественной парковой сре­ды, близкой по своему характеру к природному ландшафту.

Особое место в современном ланд­шафтном искусстве занимают рабо­ты бразильского мастера-художни- ка Р. Бурль Маркса. Он один из пер­вых отказался от традиционных пар­ковых приемов, принятых в Брази­лии, давно пришедших из Европы и получивших название колониально­го стиля. Р. Маркс ввел в парки ме­стные тропические растения и пока­зал их эстетические достоинства. Он применил свободные «текучие» линии дорог и формы цветников и других планировочных элементов, умело включая в свои объекты деко­ративное покрытие, мозаичные стен­ки, скульптуру. Его приемы дали толчок к формотворчеству и поиску подобных композиций в ландшафт­ном искусстве ряда стран.

Обобщая изложенное о современ­ном зарубежном ландшафтном ис­кусстве, можно выделить его следую­щие основные черты:

— связь паркового пространства с городской застройкой;

— расширение номенклатуры пар­ковых сооружений;

— развитие парков разного ти­па — многофункциональных, спе­циализированных, обширных заго­родных парков, мини-парков;

— появление новых садов, связан­ных с техническими возможностя­ми,— садов на крышах и крытых са­дов;

— паркостроение как способ ре­культивации земель;

— большой масштаб земляных работ, применение геопластики;

— интенсивное решение тран­спортных задач;

— формирование новых прие­мов по созданию искусственного ландшафта;

— формирование и сохранение естественной парковой среды или создание ее облика искусственным путем.

Наши рекомендации