Роман как художественное целое. Автор в романе

Где происходит действие романа, какие сферы жизни изобра­жены в произведении (1, Ш-ХХХ, XXXV-XLIX, LIII—LVI; 2, I-V, XI-XII, XXX-XXXVI; 4, XXVIII-XXX; 5, I-III, XXVI-XL; 7, XXXIII-XXXV, XXXVI-LIV; 8, XXIII-XXVI)? Какова тематика авторских отступлений, прерывающих линию развития сюжета (1, XVIII—XX, XXIX—XXXIV, XLIX-L, LV—LX; 2, XXXIX— XL; 3, XI-XIV, XXII-XXXI; 4, VII- VIII, XVIII-XXII, XXVIII-XXX, XL-XLIII; 5, I-III, XL-XLII; 6, XXXIII-XXXIV, XL-XLVI; 7, I—V, XXXIII-XXXV, XXXVI-XXXVII, LV; 8, I-XII, XXIX, XLIX-LI)? Как оцениваются в них герои и события романа; какие авто­биографические намеки встречаются в них; каковы взгляды автора на современную ему жизнь, на искусство, на собственный роман; в каком тоне беседует он со своим читателем?

Жанровое своеобразие «романа в стихах».Размышления о ху­дожественной природе собственного произведения становятся в «Евгении Онегине» одной из важных и значительных тем. Автор внимательно вглядывается в «даль свободного романа», перехо­дит от темы к теме и даже подчеркивает, что его роман в этом смысле — вольная «болтовня» с читателем, ...собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных...

Пушкин (художественно мистифицируя читателя) признается в слабой связанности глав романа, тематическом и жанровом раз­нобое. Он в разгар повествования может даже спохватиться, что в романе немало противоречий... Они, кстати, давно известны: кто такой Онегин — «добрый... приятель» автора или созданный им персонаж; откуда автор мог знать содержание письма Татьяны, если оно написано Онегину, и т. д. Сам Пушкин сознавал, что в его романе «противоречий очень много». Но исправлять их не со­бирался, видимо, потому, что, сознавая разницу между правдой жизни и художественным правдоподобием, дорожил первой.

Сама форма свободного повествования, столь великолепно примененная Пушкиным, напоминает стиль авторской речи в «Дон Жуане» Байрона. Это произведение Пушкин упоминает в своей известной фразе о форме «Евгения Онегина»: «Пишу не ро­ман, а роман в стихах — дьявольская разница. В роде "Дон Жуа­на"...» И в самом деле, казалось бы, стихи — это всего лишь фор­ма, в которую можно уложить какое угодно содержание. Но это за­блуждение. Форма и содержание не отделяются друг от друга. Стихотворная форма действительно вносит «дьявольскую» разницу в способ подачи жизни в этом романе. Лирическая стихия диктует свои каноны и «вытягивает» из изображения свой смысл. Прежде всего уточним, что Пушкин предстает в романе в трех ракурсах. Автор выступает и как реальное действующее лицо (он знаком с Онегиным, был дружен с ним; хранит письмо Татьяны, предсмертные стихи Ленского), и как сторонний наблюдатель, оценивающий образы и события, и как «лирический герой», рас­крывающий свой внутренний мир (авторские отступления, авто­биографические сведения). Такое сложное присутствие образа ав­тора в романе связано со способом повествования. Пушкин то повествует от третьего лица, что усиливает впечатление объектив­ности, беспристрастности, то рассказывает от первого лица — это подчеркивает субъективное, личностное отношение автора к опи­сываемым событиям. Наконец, важно отметить, что автор дис­танцирует себя от главного героя романа. Это не байроновский вариант романтической исповеди о себе самом, а реалистический взгляд со стороны на характер и судьбу героя-современника:

...Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом...

Реалистический подходк раскрытию образа Евгения Онеги­на дал Пушкину возможность показать зависимость взглядов, ха­рактера главного героя от среды, воссоздать ту духовную атмо­сферу, в которой формировался тип Евгения Онегина, исследо­вать причины его разочарования, неудовлетворенности и, нако­нец, противоречий между героем и обществом. Реалистически раскрываются и остальные персонажи романа, среди которых бо­лее подробно обрисованы образы Ленского, Татьяны и Ольги Лариных. Интересно, что Пушкин показывает не только их внут­ренний мир, психологию, судьбы, но и противопоставляет друг другу. Образ Татьяны Лариной дан как антитеза Ольге, на антите­зе представлены и образы Онегина и Ленского.

Прием противопоставления используется также и в характе­ристике собирательных образов романа — столичного и провин­циального дворянства. Их объединяет праздность, пустота. Но жители столицы слишком удалены от народной жизни. Они прово­дят время на балах, приемах, в театрах. Провинциальные же дво­ряне ближе к стихии народной жизни. Они говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Вспомните Лариных, которые от­мечали народные праздники: Святки, Масленицу. Описывая свет­ский Петербург, Москву, русскую провинцию, Пушкин не только противопоставляет их, но и подробно исследует нравы, быт, тра­диции. Это послужило основанием для того, что Белинский на­звал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

Содержание романа действительно энциклопедично.Но созда­нию этой «энциклопедичности» способствует и художественная форма романа. Пушкин меньше всего интересуется сюжетикой произведения — любовная коллизия дается во многом для того, чтобы наиболее полно раскрыть главные образы. Истинное богат­ство романа — за пределами сюжета, в многочисленных внесюжетных отступлениях и описаниях, именно они выводят содержа­ние романа на «энциклопедический» уровень. Пушкин подробно описывает столичную и провинциальную жизнь России начала XIX века. Он делает авторские отступленияот сюжетной линии. Их тематика впечатляет: Пушкин рассуждает о театре, балах, друж­бе, эгоизме, истории русской литературы XVIII и начала XIX ве­ка, о женщинах, временах года, вине, русских дорогах, своем рома­не, русском и французском языках, женских ножках и т. д., нако­нец, о самой судьбе, жизни и смерти человека. Тематика авторских отступлений столь широка, что позволяет судить о культуре, жиз­ни дворянского общества, природе, законах человеческого бытия. Авторские отступления, безусловно, расширяют сюжетное содер­жание пушкинского романа, сообщая ему грандиозный уровень художественного обобщения, посвящая читателя в особенности на­ционально-историчес- кого бытия, мыслей и чувств русского челове­ка начала XIX века. Судьбы Онегина и Татьяны, Ленского, всех хо­тя бы на мгновение мелькнувших в романе героев позволяют по­нять главное: жизнь таинственна и необъяснима, все наши мнения о ней призрачны (неспроста сказано в романе, что «...мы неуго­монно // Хлопочем, судим обо всем...»), время уходит безвозврат­но, на этой ноте, авторским размышлением, и заканчивается роман:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Помимо авторских отступлений в структуру романа входят другие внесюжетные элементы:письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, сон Татьяны и др. Эти приемы способствуют более полному раскрытию психологии героев. Можно сказать, что ро­ман Пушкина — психологический роман: это усиливает его ис­торическую достоверность, художественную правдивость, то есть реалистическую основу отражения действительности.

Говоря о композиции«Евгения Онегина», необходимо отме­тить несколько моментов. Во-первых, действие романа начинает­ся и заканчивается в Петербурге, что образует словно бы «коль­цо» произведения. Во-вторых, внутри романа Пушкин часто ме­няет пространственно-временные отношения: действия происхо­дят то летом, то зимой, то через восемь лет; размышления автора переносятся и в историческое прошлое; герои появляются и в Пе­тербурге, и в деревне, и в Москве. В-третьих, композиция рома­на отличается «зеркальностью»: сначала Татьяна Ларина пишет любовное письмо Онегину, а Онегин дает ей отповедь; затем Онегин посылает Татьяне признание в любви, а Татьяна отверга­ет его чувства. Наконец, необычен финал романа — он открыт, что позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев и прежде всего Евгения Онегина. Находясь в зависимости от традиций светского общества, Онегин вместе с тем входит в противоречие с ним. Став чужим обществу, пройдя через испы­тание любовью, он стоит на перепутье, не определившись в сво­их дальнейших целях. Все перечисленные композиционные осо­бенности романа говорят о сложнейшей философии жизни, кото­рую вложил в свое произведение Пушкин. Человеческая жизнь имеет не только закономерности, она подвержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба — проблема, волновавшая Пушкина на протяжении мно­гих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе «Евгений Онегин».

Итак, роман Пушкина — действительно «свободный» роман. Реалистические принципы открыли Пушкину большие возможно­сти для воссоздания окружающей действительности. А стихотвор­ная форма «Евгения Онегина» по-своему преумножила их. Стихо­творный роман Пушкина «Евгений Онегин» является не только ре­алистическим, но и лиро-эпическим. Эпическая природа романа связана с сюжетным развитием, объективным характером изобра­жения событий. Лирическая стихия ассоциируется с авторскими отступлениями, воспроизведением чувств и переживаний героев.

Единство повествовательного и лирического начал во мно­гом достигается благодаря новой строфе, которую Пушкин со­здал для своего романа и которая получила название «онегинской строфы».Ее новизна заключается в том, что строфа включает 14 стихов, объединенных различными способами рифмовки. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифму, далее она сме­няется парной рифмовкой, затем — кольцевой, а завершается строфа рифмующимся двустишием. «Онегинская строфа» позволила Пушкину свободно переходить от одной темы к другой, от описательных эпизодов к лирическим отступлениям. К тому же «онегинская строфа» отличается разговорным характером, кото­рый возникает в единстве со стихотворным размером романа — четырехстопным ямбом.

Действительно, Пушкин был неопровержимо прав, когда пи­сал о «дьявольской разнице» между прозаическим романом и ро­маном в стихах. Стихотворная форма дала возможность поэту со­отнести события своего романа с высшими закономерностями бытия, мотивами судьбы человека, верности и предательства, смерти и бессмертия. Жизнь в ее повседневных противоречиях на самом деле скрывает в себе высшие истины — таково главное нравственное и художественное открытие Пушкина, сделавшее роман «Евгений Онегин» без преувеличения одной из главных книг всей русской литературы.

Контрольные вопросы и задания

1. Прочитайте анализ «Евгения Онегина», сделанный В.Г. Белинским в работе «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8 и 9). Сделайте конспект статей, ответив на следующие вопросы: а) Почему роман «Евгений Онегин» имеет «огромное ис­торическое и общественное значение» для русских людей? б) По­чему это произведение можно назвать «историческим»? в) Почему «Евгений Онегин» — «национально-русское» произведение? г) Есть ли связь пушкинского «Евгения Онегина» с произведениями Бай­рона? д) Каким образом «Евгений Онегин» связан с идейно-худо­жественными находками А.С. Грибоедова, И.А. Крылова? е) Как осмысливается Белинским образ Онегина? ж) Согласны ли вы с мнением Белинского, что Онегин — «страдающий эгоист», «эго­ист поневоле»? з) Как Белинский рассматривает образ Ленского? и) Почему критик считает, что Пушкин «первый поэтически вос­произвел, в лице Татьяны, русскую женщину»; что в Европе жен­щина — «царица общества», а в России «не хотят понимать, что та­кое женщина»? к) Как осмысливается Белинским образ Татьяны? Согласны ли вы, что Татьяна относится к типу женщин, которые являются «истинно колоссальными исключениями» и «которые всегда дорого платят за свою исключительность»? л) Как вы пони­маете высказывание Белинского: «"Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху»?

2. Какова история создания романа?

3. Дайте характеристику образа Евгения Онегина.

4. Каковы принципы раскрытия главного героя в романе?

5. Какова роль Автора в романе?

6. Какова содержательная нагрузка сопоставительной характеристики Татьяны и Ольги Лариных?

7. Какова роль любовного сюжета в раскрытии внутреннего мира Онегина и Татьяны?

8. Зачем Пушкин вводит в структуру романа образ Ленского?

9. Проанализируйте два письма в романе. Какова их идейно-художественная роль?

10. Как изображается в романе столичное и провинциальное дворянство? Расскажите о жизни семьи Лариных.

11. Какими предстают в романе Петербург и Москва?

12. Каково значение авторских отступлений в романе? Какие из них имеют лирический характер?

13. Каковы содержательные и художественные функции пес­ни девушек (III глава), сна Татьяны (V глава)?

14. Какова структура «онегинской строфы»? С какой целью она была создана Пушкиным?

Наши рекомендации