Идеал общественного деятеля

Судьба Н.А. Некрасова и его художественный мир. Основные темы лирики Н.А. Некрасова.

Н.А. Некрасов - один из трех гигантов русской поэзии XIX века. Про­должив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. По­эт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произве­дения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но тем не менее Некрасов сразу же нашел своего читателя.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических яв­лениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и т.д. Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую», «не­благозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, пере­дающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и ге­роев сливаются.

1.Тема о назначении поэзии и роли поэта в жизни общества. Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

«Поэт и гражданин» (1856) - сообщение

ВывоД: В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения.

Б) «Муза» (1852)

Что такое муза?

(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдох­новение, творчество.Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Му­за - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих по­эта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в кро­ви, кнутом иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жа­ждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «нелас­ковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его по­эзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.

Тема родины и народа.

Первая тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью по­эзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую по­эзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель пе­редает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детст­ва видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой). Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» - сообщение. « Железная дорога» - сообщение « Забытая деревня» «Школьник» «Несжатая полоса» «В полном о разгаре...»

Вывод.Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но на­станет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

Идеал общественного деятеля.

Так в стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деяте­ля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.

Так, пример высокой честности, душевного благородства, самоотвержен­ного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). (Стихотворение читается наизусть).

Вывод.Итак, личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца на­полняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты
был...»

4.Любовная лирика.

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

«Мы с тобой бестолковые люди...»

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жес­током мире.Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины - под­руги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испы­тывающего творческие и сердечные муки.

Наши рекомендации