Ордерная система древнегреческой архитектуры
Культура»: многообразие подходов и мое отношение к ним.
Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII в. и отвечающим на вопрос: Что есть культура?
Философско-антропологический подход. Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии. На Западе возникновение науки о культуре связывают с выходом в свет книги Э. Тайлора "Первобытная культура"
Философско-исторический подход к исследованию феномена культуры претендует на то, чтобы раскрыть механизмы порождения, возникновения самой человеческой истории. Человек каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от природы к истории. Ответить на эти вопросы, разгадать их - задача философии истории. Философия истории восходит к позднему Просвещению (XVIII в.), когда закладывались основы глобального воззрения на историю человечества в целом. Философский взгляд на историю был развит И. Гердером, который рассматривал ее в контексте эволюции.
Таким образом, категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Как Вы понимаете тезис о рационализме и интеллектуализме древнегреческой культуры?
Греческая культура изначально интеллектуальна, организована на принципах рационального понимания красоты в отличие, например, от средневековья, которое имело символико-медитативный характер или от египетской культуры с ее социально-ритуальным каноном.Отличительной чертой греческого мировоззрения является интеллектуализм, стремление к рационально-теоретическому пониманию мироздания. Например античное понимание совершенной телесности опиралось на определенную пропорцию (принцип «золотого сечения») и выражалось в числах (13/8=1,625). Наиболее явно канон проявлялся в архитектуре. Уже старейший дошедший до нас храм, - каменный театр Диониса, - построен с соблюдением канона. Все постройки древнегреческих театров имели постоянное расстояние между высотой сцены и расстоянием до зрителя, ибо именно оно обеспечивало как наилучшую акустику, так и «чистоту» перспективы. Размеры и пропорции любого дорического храма могут быть реконструированы на основании половины ширины колонны, игравшей роль архитектурно-строительного модуля.
Эволюция образа человека в скульптуре Древней Греции.
В конце YII-начало YI в. до н.э. в Греции появилась монументальная скульптура, отображающая основную и непреходящую ценность древнегреческой цивилизации, – человека. Базируясь на принципе калокагатии, греческая скульптура создает образ человека, в котором красота равнозначна добру, совершенство телесной пластики неразрывно связано с внутренним душевным благородством. Самые древние статуи, дошедшие до нас, - это изображения куроса (статуя обнаженного юноши) и коры (статуя юной девушки в хитоне). Греческие скульпторы стремились к целостному и объёмному воспроизведению фигуры. Ранние греческие статуи еще создают впечатление скованности и некоторой тяжеловесности, типичные для египетских творений. Греческим мастерам понадобится целое столетие, чтобы «научить» статуи движению.
Своего расцвета греческая скульптура достигла в V в. до н.э. (классический период). Главная задача искусства этого периода – правдивое изображение человека, сильного, энергичного и вмсте с тем полного достоинства и внутреннего благородства. Своего расцвета греческая скульптура достигла в монументальном искусстве Фидия. В частности, 13-метровая статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии, считалась одним из семи чудес света и была выполнена из слоновой кости и золота
Выдающимися скульпторами периода высокой классики являлись Мирон, Фидий, Поликлет. К сожалению, практически все их скульптуры погибли, и мы можем судить о них лишь по многочисленным римским мраморным копиям с утраченных, главным образом бронзовых, оригиналов. Не случайно скульптура Ники Самофракийской пользуется славой величайшего шедевра эллинистического периода. Динамика, взаимодействие скульптуры с окружающим ее пространством - её отличительные черты. Богиня опускается на нос корабля, ее огромные крылья раскрыты навстречу несущему ее встречному ветру. Невидимая сила мощного потока воздуха становится осязаемой реальностью, она не только сообщает равновесие устремленной вперед фигуре богини, но и моделирует каждую складку ее волнующихся одежд. Между статуей и окружающим ее пространством возникает взаимодействие и даже взаимозависимость.
Ордерная система древнегреческой архитектуры.
Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
Основой античной греческой архитектуры являлось использование ордерной системы. Ордером называется тип архитектурной композиции, состоящей из основания, колонны и антаблемента (балки).
В Греции применялись дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Дорический ордер является простым и строгим и из всех наиболее массивным. Ионический ордер имеет более легкий характер. Колонны стройнее и имеют базу (уширенный низ), ствол и капитель (архитектурно оформленный верх колонны). Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку. Коринфский ордер развивался из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью.
Основой античной римской архитектуры также являлось использование ордерной системы. В Древнем Риме применялись ионический, коринфский и композитный ордера. Композитный ордер является разновидностью ионического и коринфского.