Метод измерения степени осветления и интенсивности окрашивания волос
Весьма важным для контроля качества продукции и разработки новых красящих и осветляющих препаратов является установление количественной шкалы измерения интенсивности окрашивания и осветления волос. Такая шкала устанавливает соотношение между уровнем ощущения светлоты, цветового тона, насыщенности (фон осветления) и физической интенсивностью фактора, вызвавшего этот стимул (окислителя). Далее рассмотрим процесс осветления более подробно.
Осветление и обесцвечивание (блондирование) – это размывание натурального или искусственного пигмента. В результате осветления можно изменить цвет волос на несколько ступеней, а при блондировании – совсем обесцветить их. Для слабой или средней степеней осветления можно использовать красители блонд-группы, для высокой степени осветления необходимо применять блондирующий препарат, позволяющий осветлить волосы на шесть-семь тонов1.
Красителем блонд-группы можно осветлять только природный цвет волос, так как данный краситель не способен обесцветить искусственный пигмент. Окрашенные волосы осветляют только специальными блондирующими препаратами
Современные красители для осветления волос создают большой осветляющий эффект, но в отличие от блондорана, менее агрессивны, так как содержат иного вида щелочи и субстанции, осуществляя одновременно уход за волосами.
На рис.5 была приведена шкала светлоты натурального тона волос, которая, как было отмечено выше, непосредственно связана с концентрацией пигмента в волосах (иначе говоря, зависимость светлоты волос от степени концентрации в них меланина).
Диаграмма на рис.6 показывает, что при переходе на одну и ту же ступень осветления из темных волос требуется вывести существенно больше пигмента, чем из светлых.
____________________
1 Голубева Е. Стилист XXI века. Окраска. Мелирование. Тонирование. Балаяж. Химическая завивка / Е. Голубева. – М. : Эксмо, 2005. – С.37.
Рис.6 Шкала измерения фона (интенсивности) осветления волос
Аналогичным образом, одинаковое изменение светлоты для темных и светлых волос сопряжено с осветлением различной степени. Не рекомендуется проводить единовременное осветление более чем на 4-4,5 тона, так как это ведет за собой нежелательное повреждение волос. Поэтому нельзя получить из темных волос (черных или темно-коричневых) светлые 8-ой или 9-ой светлоты за один цикл блондирования.
Во время осветления волос красителем блонд-группы происходит сразу два процесса – осветление и нюансировка цвета. Тогда как обесцвечивание волос блондораном требует дальнейшей работы с волосом, а именно корректировку полученного оттенка (применение техники «пастельное тонирование» или корректировка цвета микс-тоном), поскольку в большинстве случаев потребитель, осветляя волосы, хочет получить не оранжево-желтый, а платиновый, жемчужный или пепельный оттенок волос. Как уже говорилось ранее, при осветлении волосы приобретают желто-оранжевый цвет, длина волны которого равна 585 нм. В нашей терминологии это означает, что необходимо оттенение волос красителем, имеющим длину волны 480 нм, так как он будет смещать волос в сторону ахроматичности, снижая, тем самым, цветность, т.е. «снимая» желтизну. Таким образом, идеальным красителем для снятия желтизны является спектрально чистый краситель с доминирующей длиной волны 480 нм, что соответствует голубому цвету. Часто, на практике при использовании красителей бывает трудно выдержать данное условие, поскольку применение голубых оттеночных препаратов может сдвинуть цвет в сторону зеленоватых оттенков. Поэтому для устранения этого эффекта следует применять красители с меньшей, чем 480 нм длиной волны, или красители, смещающие цветность в сторону фиолетовых (пурпурных) оттенков.
Тонирование волос после обесцвечивания позволит:
1. Улучшить состояние волоса, поскольку в процессе окрашивания волос заполняется искусственным пигментом и становится более гладкий и блестящий.
2. Скорректировать нежелательный оттенок волос, полученный в процессе осветления (обесцвечивания).
При осветлении волоса натуральный пигмент под воздействием обесцвечивающего препарата окисляется кислородом, выделяющимся из перекиси водорода. Пигмент теряет свой цвет и, приобретая способность растворяться в воде, вымывается из волоса, оставляя в нем пустоты. Поэтому осветленные волосы становятся более легкими и пористыми (рис. 7).
а) волос до осветления
б) волос после осветления
Рис. 7 Состояние волоса до и после осветления
Искусственно внесенный пигмент заполняет образовавшиеся пустоты, тем самым благотворно влияя на состояние и внешний вид волос.
Для того чтобы максимально сохранить структуру волос и добиться хороших результатов, необходимо по - возможности более точно оценить исходное состояние волос (толщина, пористость, предыдущие обработки, уровень натурального тона и т.п.). Это позволит правильно выбрать осветляющий препарат и время выдержки.
При окрашивании ранее обесцвеченных волос в натуральные цвета необходимо помнить, что в обесцвеченных волосах отсутствуют природные красные и оранжевые пигменты и их надо внести искусственно.
При исследовании цветовых характеристик, получаемых в процессе окрашивания волос окислительными красителями, были выявлены следующие данные: во-первых, оттенки волос после окрашивания более ахроматичны, чем натуральные оттенки волос (это связано с субстактивным характером сложения цвета использованного красителя и натурального пигмента волос, в результате которого существенно возрастает ахроматическая составляющая оттенков); во-вторых, существенное влияние на конечный результат окрашивания оказывает исходный оттенок волос (в процессе окрашивания цветовые линии натуральных и искусственных оттенков перекрываются и, в особенности при окрашивании темных волос, результат не может быть однозначно отнесен к какой-либо цветовой линии). Разумеется, это обстоятельство практически никогда не осознается простыми потребителями при выборе красителя для волос, но обязательно должно учитываться мастером в процессе выполнения окрашивания.
Как было сказано выше, основной особенностью колористики окрашивания волос является то, что цвета наносимых красителей складываются с цветом натурального пигмента волос – меланина. В этом плане интересно рассмотреть окрашивание седых волос. В отличие от пигментированного, седой волос не содержит меланина, т.е. он оптически прозрачен и ахроматичен. Встречаются также разновидности седых волос, когда волос частично депигментирован. Появление таких волос обычно предшествует их полной депигментации. Ранее мы говорили, что концентрация меланина в нормальных пигментированных волосах может сильно варьироваться. Так, волосы жителей средней полосы России, в зависимости от их натурального оттенка от темного до светло-русого и светлого блондина содержат от 4 до 15% меланина. В то время как волосы жителя Кореи содержат его существенно больше – до 55%. При окрашивании седых ахроматических волос получаемый цвет соответствует цвету наносимого красителя, тогда как при окрашивании пигментированных волос мы получаем оттенок на уровне цветового нюанса. Поэтому при окрашивании в яркие цвета оттенок седого волоса всегда оказывается ярче, что производит впечатление незакрашенной седины. В то же время окрашивание красителями близкими по цвету к натуральным визуально выравнивает по оттенку седые и пигментированные волосы. Окрашивание волос красителями ярких или экзотических оттенков никогда не позволяет получить 100% закрашивание седины именно по колористическим причинам, не принимая даже во внимание трудность прокрашивания седых волос из-за особенностей их структуры.
Можно отметить еще одну особенность субтрактивного сложения цветов в процессе окрашивания волос. При углублении исходного натурального оттенка волос насыщенность тона уменьшается в синей области спектра. Это обстоятельство иногда приводит к неожиданным результатам. Некоторые тона, сильно отличающиеся от натуральных (синий, фиолетовый, золотисто-рыжий и им подобные), дают на темных волосах вполне приемлемые с потребительской точки зрения оттенки. На очень светлых и осветленных волосах они приобретают слишком яркие, экстремальные тона, не всегда одобряемые потребителями. С другой стороны, по той же самой причине, наиболее насыщенными и глубокими получаются на темных волосах красные, медные и рыжие тона. При продвижении в синюю область спектра насыщенность тона уменьшается.
Важно также отметить, что окрашенные волосы в результате неоднократного мытья, как правило, никогда не отмываются до своего натурального оттенка. В случае оттеночного окрашивания это обстоятельство связано с существованием необратимо сорбированной части красителя. В случае окислительного окрашивания это связано как с нерастворимостью искусственных пигментов в воде, так и за счет осветляющего действия окислителя.
Таким образом, из данной главы мы видим, что производители, создавая красители для волос, ориентируются, прежде всего, на колористику (в частности рассматривают хроматичность-ахроматичность цвета, сочетаемость цветов и возможность перекрывания одних цветов другими). Это позволяет избежать ошибок при окрашивании волос (например, получение нежелательного или «грязного» оттенка). На основании информации о дополнительных цветах выделяется принцип нейтрализации ненужных оттенков: красный оттенок нейтрализуется дополнительным - зеленым, желтый – фиолетовым, оранжевый - синим.
Контрольные вопросы:
1. Что происходит с волосом в процессе осветления? Какие пигменты выводятся первыми, какие последними? В чем заключается особенность процесса осветления темных волос?
2. Для чего нужна шкала измерения степени осветления?
3. Каким образом можно исправить нежелательный оттенок волос, полученный в процессе осветления? Объясните с позиции колористики.
4. Чем отличаются понятия «ахроматичность», «хроматичность», «насыщенность», «светлота».
Практикум:
Проанализируйте, что произойдет с натуральным волосом в процессе осветления (используя шкалу осветления). Объясните, каким образом можно добиться желаемого результата.