Уроки 1-2. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
Цели: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
—Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-динь?
—Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
—Объясни свой выбор опорных слов примерами из текста. Подбери другие слова.
III. Введение в тему
1.Разгадывание загадок.
Глаза бычьи, а сама с кулак. (Жаба, лягушка.) (Если не отгадают, то загадать следующую загадку.)
Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь — поставь меня в вазу... Но с буквою А в огород я пойду И, если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу.
(Роза-коза.)
2. Литературная игра «Сходство-различие».
— Берем два слова: жаба и роза. Вам нужно в стихотворной или в прозаической форме объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы (любимая игра В.А. Жуковского). Итак, поиграем!
(Детям дается время на подготовку. Например: 1. Роза и жаба жили в саду. 2. Розе и жабе нужно питание, солнце, прохлада, вода. 3. Роза — красавица, жаба — уродлива.)
IV. Физкультминутка
V. Ознакомление со сказкой
1. Вводная беседа.
—Прочитайте название сказки.
—Как вы думаете, о чем она?
2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
— По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова.
3. Беседа после чтения.
(После чтения учитель выдерживает паузу, затем задает вопрос.)
— Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?
4. Словарно-лексическая работа.
— Какие слова и выражения непонятны?
КОЛ — толстая заостренная палка. ПИКА — колющее оружие, род копья. БАРБОС — большая дворовая собака. ПОВИЛИКА - сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норичниковых. Коровяк обыкновенный или медвежье ухо. Коровяк лекарственный. Некоторые виды декоративны.
ПРОНИЗАТЬ — резко проникнуть внутрь кого-/чего-нибудь, сквозь кого-/что-нибудь.
VI. Итог урока
—О чем и о ком рассказывается в сказке?
—Кто ее автор? Что вы знаете о нем?
Домашнее задание:найти сведения об авторе.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
—Найдите однокоренные слова.
—Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «ежик», «ежа», «ежат», с утвердительной интонацией на этих же словах.
—Прочитайте (с ускорением, с замедлением, скороговоркой, на скорость).