Декоративная деятельность
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - одно из древнейших. Традиции прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались у каждого народа из поколения в поколение. Беларусь богата различными видами народного декоративного творчества: гончарство, роспись и резьба по дереву, ткачество, вышивка, кружевоплетение, вытинанка, ковка по металлу и многие др. Народное искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой. Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, рациональность. Восхищение человека природой, её гармонией, соединенное с тонким анализом, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы композиции декоративного искусства по мотивам растительных, животных (зооморфных) форм, стилизованные изображения человека (антропоморфных форм). Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы геометрического орнамента.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью - понятно и доступно дошкольникам. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине и народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Декоративное искусство не что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами и традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Художественную деятельность детей в области декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей народов, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою Родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло их детство. Процесс приобщения детей к художественной культуре народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с декоративным искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства: «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет».
Методы обучения декоративной деятельности
Метод наблюдения - предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Полезно организовать рисование детьми декоративных узоров на пленэре на основе восприятия предметов народного искусства, среди настоящих луговых трав, рябинок и т.п. В наблюдениях, предшествующих или сопутствующих процессу изображения, и возникает чувство единения с природой. Наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников, в наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми.
Метод обследования - рассматривания образцов народного творчества, предмета-образца. При сохранении общей структуры обследования содержанием центральной аналитической части является выделение элементов, композиции, колорита - тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящей деятельности. Выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью (стекой), как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо вычленяя их и апробируя подходящее изобразительное движение. При введении сложного элемента можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей его особенностях. Конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат детей, какое содержание дети осваивают и на каком уровне освоения находятся. Чем более творческие задачи ставит педагог, тем более самостоятельны и активны дети при анализе предмета-образца, тем большее количество (не один) предметов можно рассматривать, т.к. детям нужно показать вариативность композиций (элементов, колоритов, композиций).
Образец воспитателя занимает особое место в обучении декоративной деятельности. Требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, цвета, композиций узоров. Свой образец воспитатель использует, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного, а в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, где в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы - они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения. Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле вида народного декоративного искусства, размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа…(см. методы - образец ).
Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) широко применяются и важны в обучении декоративной деятельности. Требования к показу воспитателем (см. методы - показ). Специфика работы кистью (часто кисть в руке находится в вертикальном положении) стекой, ножницами и др. в декоративной деятельности требует особого показа и уточнения.
Отработка техники изображения происходит через многократные упражнения, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности по инициативе детей. Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов росписи и т.д. Хорошо применять до и после занятийнастольные игры с выкладыванием узоров из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. Дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции. Наглядно-действенный способ освоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обусловливают интерес детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных приёмов в декоративной деятельности.
Словесные методы и приемы неотъемлемая часть процесса обучения (см. методы). Народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей гармонично сочетаются с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), сказкамии народными играми(игровыми ситуациями).