Аудиовизуальные произведения
Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия[91]. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.
Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П. Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения»[92]. По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».
Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.
Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.
С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами[93].
Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.
Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.
Указанные лица считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона.
Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).
Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)»[94].
В соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.
Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.