Тема 11 Культура Древнего Китая. Конфуцианство
Китайский народ создал интересную и самобытную культуру. В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, т. е. центром мироздания – единственным цивилизованным миром, т. к. долгое время жили в культурной изоляции.
В глубокой древности китайцы верили во множество духов. Они обожествляли явления природы и видели защитников в духах предков. Впоследствии главным богом для китайцев стало Небо. Царей признавали сыновьями Неба, а китайское государство стали называть Поднебесным. Уже во 2-м тыс. до н. э. у китайцев существовала иероглифическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. Он учитывал движения Луны и Солнца.
Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие. Оно включало «Книгу истории», «Книгу перемен», «Книгу песен», «Записки об обрядах» и другие – всего тринадцать книг. Эти книги являлись основой обучения и воспитания китайцев на протяжении двух тысячелетий.
Китайцы изобрели шелк и очень долго писали на шелке натуральными красками. На рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Бумагу варили из коры и тряпья, конопли. Автором этого ценнейшего открытия был чиновник Цай Лунь. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки.
Особое отношение у китайцев сложилось к природе. Мир в их представлениях – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в ней ничего не нужно переделывать. Гармонии, в свою очередь, принадлежат пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). Эта идея поддерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.
Конфуцианство возникло в VI в. до н. э., а во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Ее основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). Конфуций видел причину всех невзгод и беспорядков в обществе в упадке нравственности людей (философ жил в неспокойное время, которое вошло в историю Китая как период «воюющих царств»).
Установление порядка в государстве начинается с наведения прядка в собственной душе. Основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и главная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни. Император – отец народа, а народ – его дети. Отношения государя с подданными должны строиться по принципу «отец – сын». Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын чтить своего отца, подданный – начальника. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну Неба». Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства.
Главным средством воспитания является ритуализированный этикет – четко прописанные правила поведения человека в обществе. Только так можно воспитать достоянного человека, являющегося основой общества и государства.
Конфуций утверждал, что не все люди одинаково способны быть высоконравственными: это, прежде всего, удел мудрых правителей и благородных «мужей». Простолюдины не способны к высокому званию и их предназначение – обслуживать аристократическую элиту.
Таким образом, конфуцианство – это, прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея сохранения устоявшихся норм жизни и культ повиновения к старшим по возрасту и должности.
Во II–I вв. до н. э. конфуцианство становится государственной религией Китая, задачей которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни, как «наитягчайшее преступление».
Даосизм возник на рубеже VI–V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – означает путь. Этим словом обозначали и другие понятия: правила, порядок, закон, и т. д. Дао – это единственный объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из мельчайших неделимых частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным, кривое – прямым, ветхое – новым». Таким образом, в мире все бесконечно переходит в свою противоположность. Лао-цзы утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий. Даосизм проповедовал отказ от активных действий и выдвигал теорию недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма.
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, пришедший из Индии. К VI в. н. э. буддизм становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству.
Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния» – пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли и повседневный образ жизни китайцев, их национальную психологию.
На первые века нашей эры приходится расцвет живописи и ваяния в Китае, которые ученые связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещали статуи божеств; развивалось искусство фресок. Совершенствовались прикладные искусства: резьба по нефриту и кости, изготовление бронзовых зеркал. В IV в. начинается производство фарфора и лаковых изделий. Широкое развитие в Китае получило театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.
Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в первом тысячелетии до нашей эры китайцы могли строить здания в два–три этажа с многоярусной крышей. В III в. до н. э. в Китае насчитывалось более 700 императорских дворцов, один из которых вмещал более 10000 человек. В III в. до н. э. император Цинь-Ши-Хуанди завершил объединение княжеств в единое централизованное государство. Для охраны северных границ была построена Великая китайская стена, которая частично сохранилась до наших дней.
Значительны достижения китайцев в области материальной культуры и науки. Здесь была сделана едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых основана наша жизнь – компас, порох, бумага, шелк, пушки, мачты и рулевое управление кораблем, механические часы. На рубеже нашей эры – машина-насос, водяная мельница, первый в мире сейсмограф. Существенны достижения в математике. В I в. н. э. был создан трактат «Математика в 9-ти главах». Китайские ученые ввели понятие отрицательных чисел, нуля, десятичные дроби. С V в. до н. э. вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия (их 28). В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н. э. китайцы впервые в истории описали пятна на Солнце, а через два века астроном Чжаи Хэн создал первый в мире небесный глобус. Высокого уровня достигла медицина: иглоукалывание, массаж, лечебная гимнастика, трактаты по фармакологии.
Оригинальная цивилизация Древнего Китая с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями оказала сильное влияние на культуру народов Дальнего Востока. Очень значителен вклад китайского народа и в сокровищницу мировой культуры, особенно в сфере философских и художественных идей, технических и научных достижений.
Тема 12 Культура Арабского Востока. Ислам
Арабо-исламская цивилизация уходит своими корнями в древний Ближний Восток. Мифы и легенды Египта и Междуречья, верования древних иранцев и повествования ветхозаветных иудеев оказали большое влияние на формирование вероучения ислама. Ислам как религия сформировался в среде арабов – как земледельцев оазисов, так и кочевников-бедуинов пустыни. И те и другие внесли в него немало своих языческих традиций полупервобытной культуры. В результате такого синтеза возникла новая активная и жизнеспособная религия. С её помощью арабы, находившиеся до того в состоянии тяжелого кризиса, не только завоевали чуть ли не полмира, но и сумели на долгие века передать свой язык, государственность и образ жизни многим народам Ближнего и Среднего Востока.
Ислам – последняя по времени возникновения (после буддизма и христианства) и вторая по количеству приверженцев (после христианства) мировая религия. Исповедуют её более чем в 20 странах около 800 млн человек.
Ислам возник в VII в. на западе Аравийского полуострова в среде арабов. Основатель ислама – проповедник Мухаммед (570–632 гг.), который происходил из племени курейш в Мекке. Рано осиротев, он был пастухом, погонщиком верблюдов, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 г. он выступил проповедником новой религии – ислама, объявив себя пророком, посланным самим Аллахом – единственным богом арабов. До этого каждое племя поклонялось своему богу. В Мекке находился и древнейший храм Кааба, построенный задолго до появления ислама. Главной святыней этого храма был черный камень (по предположению ученых – метеорит). Помимо этого в Каабе размещались идолы племенных богов.
Проповеди Мухаммеда в Мекке не получили поддержки, и он был вынужден бежать в Медину. Здесь Мухаммед создал первую мусульманскую общину. В 630 г. Мухаммед и его сторонники покорили Мекку, которая стала религиозным центром ислама, а Кааба – главной святыней ислама.
Основным источником вероучения ислама является Коран – «священная книга мусульман». По учению ислама Коран не создан Аллахом, а существовал вечно. Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом. Письменно Коран был оформлен к 650 г., уже после смерти Мухаммеда. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и в Мекке. Текст Корана разбит на 114 глав (сур). Суры располагаются в Коране в порядке убывающего объема, так что последние из них состоят из нескольких строк. В тексте Корана очень много заимствований из Библии.
Кроме Корана мусульмане признают священной книгой и Сунну. Сунна – это мусульманское священное предание, которое состоит из рассказов о жизни и пророчествах Мухаммеда. На основе Корана и Сунны в ХI–ХII вв. был разработан свод феодального мусульманского права – шариат, регламентирующий все стороны жизни приверженцев ислама.
Основные положения ислама сводятся к следующему:
· мусульманин обязан верить в единого бога Аллаха. Его могущество и величие бесконечны;
· почитать Мухаммеда, его пророка;
· верить в ангелов и демонов;
· в святость Корана;
· в воскресение мертвых, Страшный Суд, рай и ад; в божественное предопределение;
· в бессмертие души.
Среди религиозных обязанностей выделяют пять основных (так называемых 5 столпов ислама):
· исповедование веры в Аллаха и его пророка Мухаммеда;
· пятикратная ежедневная молитва (намаз);
· ежегодный пост продолжительностью в месяц;
· обязательная милостыня (закят) в пользу бедных;
· паломничество в Мекку и Медину (хадж).
Ислам имеет ряд течений. Главными из них являются суннизм и шиизм. Ислам оказал сильное влияние на все сферы духовной жизни тех стран, в которых он возобладал. Дело в том, что Коран долгие века существовал только на арабском языке – перевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык был широко распространен во всем исламском мире. Арабский язык, арабская культура и государственность сыграли важную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама.
Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культурная ценность, а ее авторство приписывают легендарному родоначальнику арабов – Исмаилу. Уже в раннем средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, а искусство рифмовать становилось в больших городах придворным ремеслом. В VIII–X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии (сборник «Песни доблести», многотомная «Книга песен», куда вошли произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах и исполнителях).
Расцвет арабской литературы связан с именами выдающихся поэтов Абу Нуваса, Аль-Мутанабби, Абу-аль-Атахии. Творчество Абу-аль-Ала аль Маари (973–1057/58 гг.) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько главных тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания («Обязательность необязательного», «Послание о прощении»). Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048–1122), персидскому поэту, его вольнодумные философские стихи.
В Х–ХV вв. сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены, стихи включались и в любовные послания, и в научные трактаты, в философские произведения и в официальные документы. Повсеместно в литературе встречались цитаты из Корана.
Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки, прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известны памятники архитектуры раннего средневековья: Соборная мечеть в Куфе (VII в.) и знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. С VII–VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. С Х в. здания начинают украшать изящным растительным и геометрическим орнаментом. Иногда в орнамент включают стилизованные арабские надписи. Такой орнамент европейцы назвали арабеска. Удивительные памятники мусульманской архитектуры сохранились в Средней Азии (мавзолей Эль-Регистан), в Индии (мавзолей Тадж-Махал), в Испании (дворец Альгамбра).
Ислам выступал за строгое единобожие, боролся с племенными культами и их идолами, поэтому запрещалась скульптура, не одобрялось изображение живых существ. По той же причине не получила развития в арабской культуре и живопись. Однако с ХII в. начало развиваться искусство книжной миниатюры. В целом, изобразительное искусство нашло нишу в ковроткачестве, где использовались яркие краски. Однако орнамент всегда строго геометричен, подчинен мусульманской символике.
Значительным был вклад арабов в науку. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру». Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор трудов по оптике. Абу-аль-Вафа, живший в Х в., вывел теорему синусов сферической тригонометрии.
Больших успехов достигла медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина (Авиценна 980–1037 гг.), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу-Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание.
Известными философами были Аль-Кинди (IХ в.) и Аль-Фараби (Х в.), которого называли «вторым учителем после Аристотеля». В городе Басра действовал философский кружок «Братья чистоты». Ученые, входившие в него, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.
Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. В Багдаде был создан «Дом науки» – своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.
С ХII в. уровень культурной жизни арабского мира снижается, начинаются гонения на христиан и иудеев, усиливается давление на естественные науки со стороны фанатически настроенных мусульман. Однако успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в т. ч. европейские. Это проявлялось в математике, химии, философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей как Авиценна и Аверроэс. Позже, в связи с общим упадком арабской цивилизации, уровень развития арабской культуры, её влияние на другие народы стали падать.