РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч в неделю)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Оглавление
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
МАТЕМАТИКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
РИТМИКА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
1—4 КЛАССЫ
РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК
ВВЕДЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. 1 класс
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 2—4 классы
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 2—4 классы
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
ПРИЛОЖЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ПРОГРАММА. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПРОГРАММА. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПРОГРАММА. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
РИТМИКА
ПРОГРАММА. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПРОГРАММА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПРОГРАММА. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Подготовительный класс
Пояснительная записка
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (В. В. Воронкова)
Чтение (В. В. Воронкова)
Письмо (В. В. Воронкова)
Математика (В. В. Эк)
Изобразительное искусство (И. А. Грошенков)
Музыка и пение (И. В. Евтушенко)
Ритмика (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова)
Физическое воспитание (В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой)
Трудовое обучение (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова)
1—4 классы
Русский язык (В. В. Воронкова)
Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк)
Изобразительное искусство (И. А. Грошенков)
Музыка и пение (И. В. Евтушенко)
Ритмика (А. А. Айдарбекова)
Физическое воспитание (В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой)
Трудовое обучение (1—3 классы — Н. Н. Павлова; 4 класс — С. Л. Мирский
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования.
Цель занятий в подготовительном классе — повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Овладение первоначальными навыками чтения, письма, счета является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.
У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними еще до начала школьного обучения в подготовительной группе детского сада или в подготовительном классе школы.
Кроме того, в подготовительном классе наряду с обучающей должна решаться и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида детей с другими нарушениями, сходными по своему проявлению с умственной отсталостью.
Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными. В этот период основной задачей является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счета. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.
Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч в неделю)
Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития, которое у них к моменту поступления в школу в значительной степени отстает от развития детей с нормальным интеллектом. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков.
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.
Нормальный ребенок в дошкольном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Умственно отсталый ребенок самостоятельно таких сведений получить не может, его наблюдения поверхностны, он не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта.
Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.
Нормальный ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и различие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.
Примерная тематика
«Я и моя семья» (кроме детей, не имеющих родителей) (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, комната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течение года). «Дни недели» (в течение года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течение года). «Растения: деревья, кусты, трава, цветы» (узнавание и называние знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомые детям). «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые детям). «Птицы» (воробей, ворона или другие знакомые детям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или другие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).
На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения. Поэтому в подготовительный период все занятия по развитию речи следует проводить поэтапно — от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций переключаться на их изображения, а затем и описания:
· узнавание и называние конкретных предметов;
· узнавание и называние данных предметов, изображенных на рисунках;
· работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление простой фразы на основе предложенного рисунка;
· работа с несложной сюжетной картинкой; связное высказывание по картинке;
· работа с сюжетной картинкой, требующей установить несложные связи, зависимости; связное высказывание по картинке;
· чтение детям доступных им по теме стихотворений, сказок, рассказов; рассматривание иллюстраций; беседа по прочитанному; пересказ по вопросам, самостоятельно.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
ЧТЕНИЕ (2 ч в неделю)
На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается сформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
· Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).
· Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)
· Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
· Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
· Выделение первого звука в слове.
· Умение слышать нужный звук в слове.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
· Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.
· Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков.
· Надувание цветных шаров.
· Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
· Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
· Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.
· Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).
· Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);
· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);
· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);
· повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);
· разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.
ПИСЬМО (2 ч в неделю)
На занятиях, условно называемых письмо, решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки умственно отсталых детей.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки — занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера.
Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.
Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:
1. по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
2. по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
3. по словесной инструкции (под диктовку).
Важно к концу каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:
· выделение предметов из группы данных;
· выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов);
· группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
· выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
· выбор и группировка геометрических форм;
· конструирование из данных геометрических форм;
· выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
· конструирование из данных геометрических фигур;
· выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
· конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;
· конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию;
· свободное конструирование.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
· на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;
· на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
· сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
· противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
· сжимание пальцев в кулачок и разжимание;
· «крючки»;
· «щелчки»;
· специальные упражнения для держания карандаша;
· правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:
· обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
· рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
· обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
· рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;
· рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);
· рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
· обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
· составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
· рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
· соединение палочек в разных сочетаниях;
· орнамент из палочек, их сочетаний;
· орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
· наклонные палочки короткие и длинные;
· палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
· овал (о);
· полуовалы;
· петелька вверху и внизу;
элемент буквы (е);
· палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п ). Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы. В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся концу подготовительного класса
Учащиеся должны знать:
· названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
· названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
· названия дней: вчера, сегодня, завтра;
· названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
· свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
· свой адрес, проезд к дому и к школе;
· наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
· отвечать на вопрос простой фразой;
· составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
· связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
· правильно произносить все поставленные звуки, стараться
· употреблять их в речи;
· выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
· пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.