Сигнальное устройство маломерных судов
Правилами пользования маломерными судами, введенными в отдельных областях, краях, автономных и союзных республиках, требуется на маломерных судах мощностью до 25 л. с. иметь сигнализацию по аналогии с требованиями «Правил плавания на внутренних судоходных путях».
В этих случаях сигнальное устройство маломерного судна должно быть герметично. Сигнальные огни должны быть расположены так, чтобы при ходовом кормовом дифференте была обеспечена их видимость не только транспортным судам, но и идущим навстречу маломерным судам.
На судах, выходящих в прибрежные зоны морей и районы плавания разрядов М и О, должно иметься для подачи сигналов бедствия светосигнальное зеркало и, кроме того, пиротехнические сигнальные средства дневного и ночного действия (фальшфейер красного огня, дымовые шашки, шлюпочная парашютная ракета и т. д.).
Таблица 9
НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ МОЩНОСТЬЮ ДО 25 Л. С.
Тины судов | Топовый белый огонь, ходовой | Огонь гаковый белый | Отличительные огни: правый — зеленый, левый — красный | Огонь отмашка белый | Флаг отмашка белый 70×70 мм | Огонь круговой белый | Звуковой сигнал | |
1. Катера и мотолодки | ||||||||
2. Парусные суда | __ | __ | __ | __ | __ | |||
3. Гребные суда | — | — | — | — | — | — |
Примечания: 1. На судах длиной до 5 м разрешается иметь один ручной электрический фонарь для использования в качестве отмашки. Ручной аварийный фонарь должен иметь независимый источник питания.
2. На судах длиной до 5 л топовый, клотиковый, гаковый огни могут совмещаться в одном белом огне с круговым освещением, установленным на флагштоке на 20 см выше голов сидящих на банках людей.
3. Допускается установка на носу (вместо двух бортовых отличительных огней) спаренного зеленого и красного огней, исключающих создание смешанного ореола освещения.
На всех судах независимо от мощности, кроме гребных судов, сигнальные огни должны быть электрические. В целях подачи сигналов при выходе из строя источников питания электроэнергии на судах должен быть ручной аварийный фонарь с независимым источником питания. Аварийный фонарь должен находиться в постоянной готовности к действию.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
Техническая эксплуатация
Техническая эксплуатация маломерных судов, как и любых других судов, может регламентироваться специальными правилами.
Судовладелец и судоводитель во время эксплуатации маломерного судна обязаны:
— содержать в полной исправности корпус, механизмы, устройства, оборудование, снабжение и снаряжение в соответствии с установленными нормами;
— перед выходом в плавание производить осмотр судна и подготовить двигатель к эксплуатации, а во время плавания периодически проверять судно и двигатель, при обнаружении неисправностей немедленно их устранять;
— иметь на борту людей не больше установленной нормы;
— правильно размещать и закреплять груз и емкости с топливом, не затрудняя управление судном и двигателем;
— знать навигационные качества и маневренные характеристики своего судна и т. д.
Запрещается:
— эксплуатация судна на волнении и при удалении от берега на расстояниях более, чем это предусмотрено нормами;
— осматривать и производить различные работы с подводной частью при работающем двигателе;
— плавание с разбитыми или имеющими трещины ветровыми стеклами или стеклами иллюминаторов в корпусе и надстройках;
— крепление тента к ветровому стеклу, не имеющему сверху прочной окантовки;
— запрещается использование прядей распущенных стальных канатов для штуртросной проводки;
— использовать для штуртросной проводки растительные и синтетические тросы;
— использование якорного троса для каких-либо хозяйственных нужд;
— выход в плавание, независимо от продолжительности, с неисправным рулевым и якорным устройствами;
— крепление швартового и буксирного устройства к обшивке корпуса;
— использование швартовых кнехтов в качестве буксирных, если они не приспособлены к этому по прочности и способу крепления к корпусу;
— размещать какой-либо груз на тенте, за исключением спаспринадлежностей, багров и весел;
— использовать леерные стойки и поручни не по прямому назначению;
— выходить в плавание без полного комплекта осушительных средств или использовать их не по назначению.
Судовое снабжение
Команда и пассажиры судов должны быть снабжены индивидуальными спасательными средствами, к которым относятся: спасательные круги, спасательные жилеты, нагрудники или куртки промышленного изготовления. Все указанные спасательные средства должны быть прочными, исправными и готовыми к немедленному использованию и отвечать требованиям действующих ГОСТов.
Для подачи помощи терпящим бедствие на воде в числе штатных спасательных средств на каждом судне необходимо, как правило, иметь не менее одного спасательного круга с линем, На судне должны находиться:
1. Комплект инструментов аварийного имущества;
2. Комплект запасных частей для механической установки;
3. Ремонтные материалы для корпуса.
На каждом судне необходимо иметь медицинскую аптечку со средствами первой помощи, состоящей как минимум из запаса: бинтов марлевых стерильных — не менее 3 штук, настойки йода — 1 флакон, ваты гигроскопической — 100 г, а также и других медикаментов.
В качестве аварийного средства движения на каждом маломерном судне должно быть не менее двух весел.
Штурманское вооружение судов, плавающих в прибрежных зонах морей и на внутренних судоходных путях разрядов М и О по Речному Регистру, должно состоять из катерного или шлюпочного компаса.
Каждое судно должно быть снабжено швартовыми концами и одним бросательным, а также не менее чем одним кранцем.
Кроме перечисленного, на каждом маломерном судне необходимо иметь снабжение его осушительными, противопожарными, спасательными средствами по установленным нормам.
Продолжение
Таблица 10
НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ ОСУШИТЕЛЬНЫМИ, ПРОТИВОПОЖАРНЫМИ И СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
№ п/п | Типы судов | Осушительные средства | Противопожарные средства | Спасательные средства | |||||||
насос ручной | ведро, | черпак плавающий, лейка | брезент 1 1, 5 х 1,5 или 1,0×1,0 м | огнетушитель № 5 | топор | багор 4 | ящик с песком, совок | спасательный круг с линем 4 длиной 27 м | спасательные жилеты или нагрудники | ||
1. | Мотолодки и катера длиной более 10 м | Из расчета 1 шт. на человека по числу людей | |||||||||
2. | Мотолодки и катера длиной от 7 до 10 м | 1 2 | |||||||||
3. | Мотолодки и катера длиной до 7 м | _ | 1 3 | 1 2 | _ | _ |
Примечания: 1. Размер брезента 1,5×1,5 м для судов длиной от 10 м и более и 1,0X1,0 м для судов длиной от 7 до 10 м и менее. Брезент может быть заменен плотной тканью тех же размеров.
2. Только для судов со стационарными двигателями.
3. Ведро может быть заменено другой емкостью не менее 2 л.
4. На спасательном круге контрастной краской наносится номер судна.
ПРИЛОЖЕНИЯ