Средневековое искусство Западной Европы
Искусство Византии
Искусство средневекового государства (конец 4- 15 в.0, образовавшегося в восточной части Римской империи при её распаде. История византийской культуры делится на периоды:
предвизантийский (кон. 4 – 1-я четв. 6в.);
«золотой век» императора Юстиниана 1 (527-565), когда были созданы мозаики Равенны и храм св. Софии;
Иконоборческий период (8-9 вв.);
Поздний период (2-я пол.9-10вв.).
Окончанием византийской культуры считается взятие Константинополя турками- османами в 1453 г.
Византия меньше других стран была затронута великим переселением народов, поэтому в ней дольше сохранилась связь с античным искусством и гораздо медленнее происходил процесс перехода к средневековой культуре. В византии была предпринята попытка соединить античную простоту с затейливостью и роскошью Востока.
Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе
Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) – шедевр архитектуры Византии.
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Византийская иконопись
Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.
Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:
•Доиконоборческий периодначался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;
• Иконоборческий периоддлился с 730 по 843 год;
•Македонский периодначался в 843 году и закончился только в 12 веке;
• Комниновский период – занял 2 половину 11 века;
• 13 век;
• Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.
Византийский орнамент
Орнамент Византии – сложный, многогранный, сформировался на основе римской культуры и греческого эллинизма, индийских и персидских влияний и позже арабо-мусульманского мира.
В орнаменте Византии присутствуют черты всех прошлых древних культур, что подготовило почву для будущего орнамента христианского мира.
Орнамент Византии, используя простые мотивы: свастику, пальметту, и композиции: круг-крест-квадрат, переосмысливает и наполняет их новой христианской символикой.
Средневековое искусство Западной Европы.
Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.
Начало Западноевропейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.
Средневековая история делится на три периода:
VI - XI века - раннее Средневековье, период становления феодализма;
XII - XV века - классическое средневековье, развитой феодализм;
XVI - первая половина XVII века - позднее Средневековье, период упадка феодализма.
Искусство варваров (V-X вв.)
Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это образцы вооружения, например, богато украшенные рукоятки мечей, культовая и бытовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и прочие, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту. В замысловатые узоры вплетались изображения сказочных зверей, этот варварский стиль называют звериным, или тератологическим, т.е. чудовищным. "Звериный" стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре.
После принятие христианской религии стали строить каменные церкви – небольшие, грубые, но все же напоминающие план римских базилик. Стали изображать христианских святых - сначала в прежней тератологической манере, погружая их в орнаментальную вязь.
Развитое средневековое искусство возникло только в феодальную эпоху, но в него вошли и прочно удержались элементы искусства «варваров» : фольклорные мотивы, языческая фантастика, животный эпос, любовь к яркой узорности.
Романский стиль
Романский стиль – один из этапов средневекового искусства в Западной Европе 11-12 вв. Название стиля введено в начале 19в. французскими археологами по отношению к постройкам, чем-то напоминавшим античные в римском варианте. Романский стиль явился первой художественной системой, которая охватила большинство европейских стран.
Искусство этого времени развивалось под покровительством католической церкви. В архитектуре отмечается суровость и тяжеловесность форм зданий, выполнявших, кроме основной, оборонительную функцию. Обычны толстые стены, узкие, похожие на бойницы окна, башни по углам здания. Внешний декор отличается скромностью. В росписях и рельефах большой интерес к сценам Страшного Суда и наказаниям за грехи.
Получило развитие декоративно-прикладное искусство – резные изделия из кости, литье, чеканка и гравировка по металлу, эмальерное дело, ювелирное искусство, ткачество.
Готический стиль
Готический стиль (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.