Интеллектуальные права. Понятие и виды
Ст. 1226 ГК РФ впервые вводит в гражданское зак-во новый термин «Интеллектуальные права», которые возникают на РИДы и средства индивидуализации. Данный термин призван заменить ранее использовавшийся «право интеллектуальной собственности».
Сам термин «Интеллектуальные права» является собирательным (а че нормально :D). Это совокупность различных по своему характеру прав, которые возникают на объекты данной группы. Ст. 1226 называет 3 составляющих данного термина:
1) Это исключительное право. (Отныне и на веки – Исключительное право у нас в единственном роде выступает). Исключительное право возникает всегда в отношении любого объекта перечисленного в ст. 1225 ГК. Исключительное право по своей природе является правом имущественным. Если кратко охарактеризовать его содержание, то в нем можно выделить 2 правомочия: а) использование охраняемого объекта б) правомочие распоряжаться им. Правомочие использования означает юридически обеспеченную возможность совершения определённых действий обладателям исключительного права. Правомочие распоряжения предполагает юридически обеспеченную возможность отчуждение охраняемого результата, это возможно путем заключения особых видов договоров (лицензионного и договора об отчуждении исключительного права). Кроме этого право использования ряда объектов, например секрет производства, средства индивидуализации (за исключением фирменного наименования) могут быть переданы по договору коммерческой концессии. В правомочия распоряжения входит такая юридически обеспеченная возможность правообладателя как «Давать разрешения на использование охраняемого объекта другим лицам. Сам термин исключительное право, подчеркивая, что правом использовать и распоряжаться охраняемым объектом, может только правообладатель. Теоретически – использование охраняемых объектов без его разрешения влечет за собой ответственность. Но при этом в РФ как собственно и в зак-ве других государств предусмотрены изъятия, а именно в определенных случаях допускается свободное использование охраняемых объектов. Допускается возможность использования без согласия правообладателя( когда то с выплатой вознаграждения когда то без её выплаты, тем не менее это допускается). Это называется ограничением исключительного права.
Тут действует куча международных конвенций. В зарубежных законодательствах такие правила именуются тройным тестом или трехступенчатый тест. Суть правил этого теста допускающих свободное использование охраняемого объекта сводятся к следующему: а) любые ограничения исключительного права правообладателя могут быть установлены только законом и только в определенных случаях которые должны быть определены исчерпывающим образом. Какого то расширительного или оценочного толкования в этом плане не допускается. Как правило это случаи которые касаются интересов государства, общества в целом, обеспечение доступа населения к информации о развитии науки, техники. (ну вот как то так) б) Ограничение исключительного права не должны наносить неоправданного ущерба обычному использованию охраняемого объекта в) эти ограничения не должны неоправданным образом нарушать законные интересы правообладателя.
Вводимые законом ограничения исключительного права правообладателя не следует путать со случаями исчерпания авторского права на экземпляр охраняемого произведения правомерно введенный в гражданский оборот.
2) Личные неимущественные права. Данная группа прав возникает только в случаях когда это прямо предусмотрено гражданским кодексом. Но не только этим личные неимущественные права отличаются от исключительного права. Прежде всего данная группа отличается от исключительного по содержанию, так же что и следует из самого названия. Эти права не имеют какого то имущественного, экономического содержания. Как и другие личные неимущественные права они являются неотчуждаемыми от личности субъекта тогда как действующее зак-во допускает переход и передачу исключительного права к другим субъектам. Оно является оборотоспособным. Исключительное право является срочным, т.е. в зависимости от объекта закон устанавливает различные сроки действия исключительного права. Личные неимущественные права являются бессрочными, они должны соблюдаться и после смерти автора. Они могут охраняться правоприемниками или другими заинтересованными в защите этих прав лиц.
3) Иные права.
Из самого текста ст. 1226 ГК РФ нельзя сделать вывод о том являются ли эти иные права имущественными или неимущественными по своему содержанию. Кроме этого ст. 1226 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня этих иных прав. В качестве примера ГК РФ называет такие права как право следования, которая возникает у автора произведения (это только в отношении определенного объекта не на все) ИЗО, и по своему содержанию данное право является имущественным.(Суть данного права заключается в том что автор может получить разницу в последующей стоимости продажи картины. Продал дешево, а потом кто то продал дороже эдак раз в 10, и поэтому покупатель должен будет уплатить разницу) А так же право доступа которое так же возникает у автора произведения ИЗО и которое по своему содержанию является неимущественным.
Что касается права на вознаграждение. п.10.1 ПП ВС РФ и ВАС РФ 5\29 «По смыслу положений п.5 ст.1229 ГК РФ право на вознаграждение входит в состав исключительного права, и соответственно не может быть рассмотрено как самостоятельное право, как пример иного права которое возникает у правообладателя.»
!!!По поводу иных прав отношения в юр. Литературе очень неоднозначны. Газорцев объяснял это положение, что иные права это сборная категория которые могут возникнуть на тот или иной объект. Это не какие то отдельные самостоятельные права, это либо имущественные либо неимущественные права, но их как правило нельзя отнести ни в исключительные права ни в личные не имущественные.!!!
Авторское право.
Это скорее не отдельны вопрос, а целый здоровенный институт.
Начнем естественно с понятия авторского права. Существует объективный и субъективный смысл данного понятия.
Авторское право (пер. англ –копирайт :D) – в этой сфере действует как уже говорилось, есть уча конвенций, в их число входит парижская конвенция, которая после перевода с французского на английский ввела несусветную путаницу в данный институт, несколько так сказать накуралесили:D.
Авторское право традиционно занимает первое место среди различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальным правам.
Авторское право представляет собой самостоятельный институт который входит в такую подотрасль как интеллектуальные права или права на РИД.
Сам термин авторского права естественно употребляется в объективном и субъективном смыслах (как уже говорилось выше):
- в объективном смысле авторское право – это система или совокупность правовых норм регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства. Сфера действия таким образом распространяется на 3 направления, остальные (которые касаются например изобретений) относятся к патентному праву и другим подотраслям.
- в субъективном смысле авторское право – это определенные права на произведения. Исключительное право и личные неимущественные права о которых упоминалось выше, которые возникают у автора произведения.
Личные неимущественные права естественно возникают из самого факта создания произведения, которые отвечают критериям называемые в ГК РФ.
Исключительное право на произведение на территории РФ предоставляется в зависимости от двух критериев: Критерий гражданства и критерий первого места обнародования. Исключительное право предоставляется тому произведению который отвечает хотя бы одному критерию.
Кроме внутреннего законодательства РФ в данной сфере действуют различные международные конвенции и межгосударственные соглашения (3 раз уже повторяем блеать). РФ является участницей следующих конвенций: Венская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений», Всемирная конвенция «об авторском праве» от 6 сентября 1952 года, Сотрудничество в области «охраны авторского права и смежных прав». Так же РФ заключена куча двусторонних соглашений.
В настоящее время сам правовой институт авторского права состоит из двух под институтов или частей:
1- нормы авторского права как такового, касающиеся объектов, субъектов (авторов и правообладателей) исключительных и личных неимущественных прав, договоров и тд.
Создание авторского произведения как такового порождает необходимость правового регулирования отношений возникающих в связи с дальнейшим использованием данного произведения, его исполнения, воспроизводства, трансляцией и тд.
2- Нормы касающихся смежных с авторскими правами. Это права исполнителей, изготовителей «фанер», баз данных, публикаторов и т.д.
В области смежных прав РФ так же является участником международной конвенции: Римская конвенция «об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм, от незаконного воспроизводства»
Объекты авторского права. Понятие и виды.
Объектом авторского права является произведение литературы, науки и искусства. При этом сам термин произведения в ГК РФ не раскрыт и никогда не был раскрыт. Профессором Серебровским было сформулировано такое определение «Произведение – это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами в конкретной форме, допускающие возможность воспроизведения»
Так или иначе любое произведение выступает как комплекс идей и образов, которые выражаются в определенной форме. Произведение является результатом интеллектуального, творческого труда человека.
При этом в соответствии с п. 28 ПП ВС РФ и ВАС РФ 5\29 – при анализе вопроса о том является ли конкретный результат объектом авторского права следует учитывать, что обязательным признаком является создание объекта творческим трудом. Но при этом творческий характер трудосоздателя презюмируется пока не доказано иное считается, что результат создан творческим трудом.
Примерный перечень объектов авторского права приведен в ст. 1259 ГК РФ, однако данная статья не носит исчерпывающий характер, там только дается примерный, приблизительный перечень.
Для признания результата произведением и соответственно объектом авторского права необходимо наличие двух признаков:
1) Творческий характер.
2) Объективная форма выражения.
Естественно само понятие «творчество» законодательно не закреплено. В любом случае показатель творческого характера является мыслительно-созидательная деятельность человека.
Одним из показателей творческого характера является новизна произведения. При этом в авторском праве применительно к объектам авторского права,(что коренным образом отличает авторское право от патентного и других, где например изобретение является качественно новым результатом) новизна авторского произведения в частности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, системе образов, новой научной концепцией, и т.д.
п. 22 ПП ВС РФ и ВАС 5\29 – само по себе отсутствие новизны, уникальности оригинальности, результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и следовательно не является объектом авторского права.
Другим признаком авторского права является объективная форма выражения которая позволяет возможность воспроизведения этого произведения. Произведение как результат мыслительной, интеллектуальной деятельности человека становиться объектом охраняемым законом, только тогда когда оно выражено в объективной форме.
!!!Помним что под формой понимается способ выражения чего то во вне!!!
Форма может быть само различной – письменная (рукопись, нотная запись), звукозаписи или видеозаписи, в виде механического, цифрового оптического изображения (рисунок, эскиз). Форма может быть объемно-пространственной (например скульптура, архитектура и дизайн). Допускается, что отдельные объекты могут быть выражены в устной форме (литературное произведение, научное, музыкальное).
ГК РФ в зависимости от сферы применения подразделяет все объекты авторского права на три группы – литература, наука, искусство. В соответствии с прямым указанием ст. 1259 ГК – к объектам авторского права относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
В юридической литературе так же высказано мнение, что к охраняемым объектам должны относится доклады, письма, дневники, интервью, публичные дискуссии на определенную тему (ересь какая то О_О).
Еще одна классификация объектов авторского права – это оригинальные и производные произведения. Оригинальное это собственно произведение созданное впервые. А производное произведение создается либо путем перевода первоначального произведения на другой язык, либо путем иной переделки первоначального оригинального произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.д.). Естественно создание любого произведения, в том числе и производного это творческий процесс и в результате переработки возникает другой, созданный на основе оригинального, но самостоятельный объект авторского права. Отличительной чертой производного произведения является сохранение в нем элементов первоначального произведения.
!!!18 человек на лекции О_О, а что делать занимать то надо кому то :D!!!
ГК РФ специально выделяет такое производное произведение как перевод на другой язык первоначального (оригинального) произведения. Опять же когда мы говорим про творческий характер, т.е. перевод литературного или драматического произведения с одного языка на другой для того чтобы быть признанным объектом авторского права, он не должен быть механическим или как это называется в юр литературе «простым подстрочником» (буквально переведенным). Такой перевод который носит чисто механический характер не является произведением и соответственно ему не предоставляется правовая охрана.
Перевод должен в данном случае являться результатом творческого процесса для признания его объектом права. У переводчика возникают авторские права, как исключительное так и личные не имущественные.
Безусловно права переводчика обладают определенно спецификой. Прежде всего это выражается в том что переводчик должен соблюдать личные неимущественные права самого автора оригинального произведения, даже в том случае когда оригинальное произведение не является объектом правовой охраны.
При этом, исключительное право переводчика не включает в себя возможности запрета иным лицам сделать другой самостоятельный перевод.
В качестве объектов производного произведения ГК РФ в ст. 1260 называет составные произведения. Это комплексный сложный объект авторского права который включает в себя большое число самостоятельных авторских произведений. Таковыми объектами являются энциклопедии, энциклопедические словари, тематические сборники и так далее.
Авторские права на это сложное комплексное произведение возникают у составителя т.е. у того лица, которое осуществило подбор материала.
Считается что составитель сборника прилагает как организаторские затраты, так и творческие усилия, которые выражаются в подборе, компоновке материала, подготовке к выпуску данных изданий и т.д.
У составителя не возникает никаких прав на оригинальное произведение, он не может запретить другим лицам пользоваться оригиналом включенным в составное произведение. У него возникают права только в отношении этого сборника. Составитель должен соблюдать личные неимущественные права автора оригинального произведения.
Отдельно выделяется в ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальные произведения представлены 3-мя основными типами - Кинофильм, телефильм и телепрограмма.
Аудиовизуальные произведения, в какой бы форме они не выражались, представляет собой набор изображений, которые могут как сопровождаться звуками (речь, музыка), так быть без звукового изображения (немое кино).
Аудиовизуальное произведение доступно в любом случае для зрительского восприятия, а в случае звукового сопровождения и для слухового восприятия.
При этом ГК РФ устанавливает, что аудиовизуальное произведение не является составным или сборным, это единый самостоятельный, хотя и сложный, объект.
Определенной спецификой обладают и авторские права на аудиовизуальные произведения. ГК РФ устанавливает, что авторские права, в отношении аудиовизуального произведения, возникают у трех лиц:
1) Автор сценария.
2) Режиссер постановщик.
3) Композитор – автор музыкального произведения, которое специально создано для данного аудиовизуального произведения.
!!!Когда мы говорим о правах композитора тут есть один нюанс. Вспоминаем «ночной дозор» - там в конце знаменитая песня группы «уматурман» играет :D. В случае публичного исполнения, в том числе сообщения в эфир или по кабельном ТВ, автор музыкального произведения, то бишь композитор, имеет право на получение вознаграждения за публичное исполнение. Это особое право композитора, но оно не является самостоятельным исключительным правом, а является правомочием входящим в состав исключительного права композитора. Да тут есть определенная специфика, что надо запомнить ))))!!!
В отношении аудиовизуального произведения ГК РФ так же определяет правовое положение такого субъекта, как изготовитель этого произведения, или как его называет ГК – продюсер. (а ты точно продюсер??? :D) Это субъект, организовавший создание этого произведения. Изготовитель самостоятельно приобретает исключительное право на это произведение потому, что он организует процесс его создания и соответственно финансирует.
Продюсер (изготовитель) заключает договоры с авторами и иными правообладателями, если в аудиовизуальное произведение включается самостоятельный объект авторского права, который является самостоятельным (например ранее написанная музыка и тд).
!!!Тут заключается договор о включении такого произведения в аудиовизуальное!!!
ГК РФ устанавливает, что у продюсера возникают не только имущественные права в отношении этого произведения, но и личные неимущественные. Изготовитель приобретает право на имя. Т.е. объем этого права указан в ст. 1263 – при любом использовании этого произведения изготовитель вправе указывать имя, если аудиовизуальное произведение на законном основании указывать свое имя или иное наименование если это ЮЛ. При использовании этого произведения другими лицами, продюсер вправе требовать такого указания. Короче в титрах его должны обязательно указать.
«В соответствии с п. 29 ПП ВС и ВАС 5\29 – авторские права распространяются как на все произведение так и на его часть, в том числе на название произведения и на персонажей произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.»
Перечень объектов авторского права не приведен в ГК РФ исчерпывающим образом, но ст. 1259 ГК называет 4 вида объектов, которые по формальным признакам подходят под понятие произведение, но в силу прямого указания ГК объектами авторского права не являются. Таковыми являются:
1) Официальные документы (НА, судебные решения и официальные переводы). Необходимо различать официальный документ как таковой и его проект, в том числе как и проект официального перевода. Ст. 1264 ГК – на проект официального документа возникает авторское право у его разработчика. Когда проект становиться официальным документом. Когда проект становиться официальным документом то авторские права (как личные неимущественные так и исключительные) погашаются. Прекращение авторских прав на проект официального документа возможно с согласия автора.
2) Государственные символы и знаки. Государственные награды, символики и т.д., а так же символы и знаки муниципального образования. На проекты государственных символов (рисунки и тд) авторское право распространяет в полной мере. Исчерпание авторского права происходит только на тот период, когда данный объект считается государственным символом.
3) Фольклорные произведения. Произведения народного творчества. Частушки, припевы, сказания при условии, что данные объекты не имеют конкретных авторов. Это обусловлено в силу того, что нельзя определить конкретного автора.
4) Сообщения информационного характера о фактах, лицах, события и т.д. Так же программа теле-радио передач, расписания и т.д. Тут Отсутствует творческий характер. Носит по большей части исключительно технический характер. Однако то СМИ которое первым сообщило о том или ином событие имеет право требовать у других СМИ упоминания их в этом сообщении. (типа указать первоисточник).
!!!Не являются объектами авторского права сухая информация (например то какая сегодня дата) Но если такая информация сопровождается комментарием по поводу факта события то тут просматривается элемент творчества как таковой!!!