Реализм в искусстве XIX века. Творчество Гюстава Курбе
Барочная живопись (ведущие жанры, мастера, основные шедевры).
Барокко-ведущий стиль западно-европейского исскуства 17 века. Связанно с католической культурой. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо. Франческо Борромио. Церковь «Сан Карло» в Риме. Церковь на площади 4х фонтанов. Угловая церковь. Теперь колонны только для высоты. Ранее в архитектуре не было балконов. Деление на этажи. Микела́нджело Меризи да Карава́джо— итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет. «Дионис»(бог вина и веселья.приглушенные цвета. Нет глубокого преднего плана,мало разработано пространство. Портрет+натюрморт. В эпоху барокко столица искусств перемещается из Италии в Нидерланды. Нидерладны делятся на 2 области: Нидерланды и Фландрия. Фломанскую школу представляет Питер Пауль Рубенс (светский художник.родился в германии.всю жизнь рисовал портреты.3000 картин) «Персей и Андромеда». «охота на любовь». «Шубка» и Елена ,жена художника. Лучший портет Рубенса- «Портрет Камеристки Инфанты Изабеллы»1625г.
Общая характеристика стиля рококо.
Рококо- придворно аристократическое искусство. Переводится как морские камушки.Зародилось во Франции в начале18 века. Это очень ограниченное искусство во времени. Рококо- обноженные красавицы,утопающие в жемчугах и золоте. Оно отражает безметежность. Антинародное искусство. Оно было красивым но бессмысленным. Антуан Ватто- осенний художник,настроение миланхолии. «отплытие на остров Киферы» (любимые цвета оттенки зеленого.его больше привлекают групповые портреты.Ему нравиться театр.уход от реальности (максепизм)основа его творчества. Франсуа Буше.Показывал идеальную жизнь.Любимый художник Людвига 14. «Туалет Винеры». Жан Оноре Фрагонар «поцелуй украдкой» «Качели».
Классицизм как ведущая стилевая система в европейском искусстве XVIII века. Архитектура классицизма.
В основе классицизма лежит рационализм.Главное чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии,простоты, строгости,логической ясности, и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и чёткость обьемной формы.Основой архитектурного языка классиуизма стал ордер, в пропорциях и формах близких к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции,сдержанность декоративного убранства,регулярная система планировки городов. Архитектурный язык классицизма был сформирован на исходи эпохи Возрождения веницианским мастером Палладио и его Последователем Скамоцци.
Романтизм как ведущая стилевая система в европейском искусстве первой половины XIX века.
Он появился в германии в конце 18 века.он явился реакцией на кризис эпохи просвящения. Романтика стремилась уйти от культа разума ,больше доверяли чувствам эмоциям интуициям. В конце 18 века «романтический» называли всё новое и эксперементальное. Романтики стремились уйти от реальности.Двоемирие и романтическая антитеза: мир реальный и мир идеальный всегда противопоставлялись. Особая слабость в изображении экстримальных ситуаций. Они отменяю правило что в живописи должно быть только красивое. Французский живописец Теодор Жерико(цикл портретов сумашедших) главная картина:Плот медузы 1819г.
5. Романтическая пейзажная живопись. Феномен жанра, художники, основные шедевры.
Реализм в искусстве XIX века. Творчество Гюстава Курбе.
Реализм 40-80 годы. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе впервые использовал живопись в реализме. Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей…Это совершенно физический язык».Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.