Разновидности культурных норм
Нормы культуры существуют как во внутреннем мире человека (привычки, убеждения, верования, вкусы, принципы, правила, идеалы), так и во внешней социокультурный среде, в которой человек осваивает культуру своего общества, благодаря чему она становится его внутренним достоянием. В социокультурном мире нормы культуры существуют в виде знаковых систем и особых социо-культурных институтов. В социокультурном мире нормы культуры существуют в таких формах, как обычай, обряд, ритуал, канон, стандарт, кодекс. Обычай представляет собой стихийно сложившуюся норму поведения, принятую в данном коллективе, которая закрепляет его исторический опыт. Обычай – социально признанный образец поведения, утвержденный властью массовой привычки. В данном случае культурная норма складывается стихийно и предписывается человеку как обязательная для него норма поведения в данном коллективе. Такая стихийность в установлении обычаев, отсутствие у них специальных обоснований (или использование в качестве обоснования сакраментальной формулы: «так уж у нас заведено») приводит к тому, что их соблюдение отдельным человеком покоится на выработанном у него автоматизме привычки. Обычай подкрепляется общественным осуждением нарушителя обычаев и угрозой его наказания, где крайней мерой может служить изгнание его из данного коллектива. Обычаи включают в себя обряды. Обряд – это выделенные из обычаев специальные акты, сопровождающие важные моменты жизни человека и общества, призванные способствовать укреплению социальных связей. (например, наречение именем, крещение, инициации, похороны, календарные обряды, религиозные и т.п.). Обряд– это формализованное символическое действие, совершаемое по специальным поводам в определенном месте и в определенное время; в отличие от обычаев, складывающихся стихийно, обряды – это осмысленная и целесообразно организованная часть обычаев. Ритуал – это вид обряда, который представляет собой исторически сложившуюся форму сложного символического поведения, упорядоченную систему действий, которая призвана подчеркнуть особую ценность и значимость для человека определенных социальных отношений или событий. Ритуал, как подчеркивают многие исследователи культуры, не представляет собой действие, направленное на достижение какого-либо отличного от этого действия практически полезного результата. Ритуал выполняет коммуникативную функцию (часто обслуживая коммуникацию человека с тем, что представляется ему священным), выполняет функцию консолидации группы, формирования системы культурных символов данной группы.
Ритуал исторически связан с отправлением религиозных культов, но он сохраняется и в современном обществе в своих светских формах как особая форма символического обозначения и закрепления некоторых исключительно важных общественных событий. Известна строгость дипломатических и торжественность военных ритуалов (приветствие или прощание со знаменем). Ритуалы оформляют важнейшие исторические празднества того или народа, превращая историю как временную последовательность действий и процессов, в связанную совокупность наполненных особым смыслом событий, в некоторую историческую судьбу данного народа, в которой видны его собственные представления о своем характере, о своих достижениях и неудачах. В развитых обществах, использующих письменность, нормы культуры закрепляются также в виде канона. По мнению историков культуры, греческое слово «канон» происходит от слова «тростник», который в ближневосточных цивилизациях служил для изготовления прямых шестов и палок. Такие шесты или палки с нанесенными на них измерительными шкалами служили инструментом строителя, который и называли «каноном». В более широком смысле, как обозначение особого средства культуры это слово было использовано греческим скульптором Поликлетом, который в середине V века до н.э. составил учебник для художников под названием «Канон», в котором были представлены меры идеальных пропорций человеческого тела. Сохранилось также предание, что позднее Поликлет создал под таким же названием скульптуру, которая служила наглядным образцом этих числовых соотношений. Использование слова «канон» в переносном смысле, вне первоначальной сферы употребления, сформировало у него большой спектр значений, в которых канон обозначает: 1) масштаб, критерий; 2) модель, образец; 3) правило, норма; 4) список, перечень. Канон – это такая культурная норма, которая достигла высшей внутренней обязательности и крайней формальной устойчивости. Как говорит о каноне специалист по истории древнеегипетской культуры Я. Ассман: «Здесь ничего нельзя добавить, ничего убавить или изменить».
Специфика канона, отличающая его от обычаев, обрядов, ритуалов, реализующихся в практической деятельности и поведении людей, состоит в том, что он позволяет предметно зафиксировать норму культуры в тексте. Поэтому канон как норма культуры связан с появлением письменности, с письменной фиксацией культурной традиции в тексте, который становился её хранилищем. Для сохранности культурной традиции текст не должен подвергаться изменениям.
При переписывании текст не должен искажаться переписчиком, долг которого заключается в буквальном, точном воспроизведении текста. А в жизни необходимо буквально следовать смыслу того, что говорится в тексте. Однако, для функционирования (реализации) канона необходимо (1)донести до человека смысл канонического текста (= объяснить то, о чём говорит текст) и (2)показать, как неизменный смысл канонического текста следует прилагать к меняющимся обстоятельствам и условиям жизни человека. Поэтому канон с самого начала обрастает особыми процедурами комментирования (толкования) и интерпретации (приложения), которые связывают неизменное с изменчивым, прошлое с настоящим, идеальное с реальным, должное с сущим, абстрактное (норму, правило) с конкретным (действиями человека в данных обстоятельствах). Поэтому канон является не просто некоторым текстом, содержащим нормы культуры, а текстом, соединённым с определенными усилиями, направленными на его сохранение (= неизменную передачу его содержания от поколения к поколению), комментирование и интерпретацию.
Придание культурным нормам формы канона свидетельствует о высоком уровне развития общества, об отделении умственного труда от труда физического и о появлении специализированного духовного производства, которое сохраняет, обрабатывает, применяет и усовершенствует накопленный данным обществом культурно-исторический опыт и знания. В качестве субъектов духовного производства в ранних цивилизациях выступала духовная (жречество, писцы, художники) и политическая (государственная бюрократия и политические деятели) элиты. Установление канона, как свидетельствует история, представляет собой сложный процесс отбора, анализа, систематизации, критики и утверждения определенной совокупности положений, которые становятся в дальнейшем мерилом, образцом, руководящим правилом для определенных сфер духовной жизни и деятельности общества. Так, например, утверждение канонического текста Библии потребовало несколько столетий труда множества религиозных деятелей и проведения нескольких Вселенских соборов христианской церкви, прежде чем была установлена совокупность книг, признаваемых церковью «боговдохновенными». При этом установление канонического текста Библии шло одновременно с установлением церковного канона – правил христианского вероучения, принципов организации церкви как общины верующих, способов отправления религиозного культа и т.д. Создание письменности, позволившее зафиксировать культурно-исторический опыт и сделать его предметом анализа, разработки, систематизации, интерпретации, приложения к практической деятельности и отношениям людей в обществе, привело к тому, что появляются не только религиозные каноны, но и каноны в сфере художественной деятельности, каноны познания (логика как учение о правильных формах мысли), грамматические каноны (правила языка), кодексы– своды основополагающих государственных законов, в которых фиксируются основные принципы права. Канон как форма культурной нормы в разных сферах культуры различается некоторыми особенностями. Так, в религиозной сфере священное содержание канонических норм диктует особенную жесткость их фиксации, они приобретают форму догм, неизменных положений. В сфере познания канон открыт для критики, обсуждения, проверки, уточнения. В сфере художественной культуры канон имеет образный, чувственно-конкретный характер, выступает как образец для подражания: образцовое произведение искусства или ряд таких произведений (классика), на которые ориентируются в своем творчестве художники. В сфере производственной деятельности канон выступает в виде стандарта –перечня требований к качеству выпускаемой продукции, обоснованного соображениями её практической полезности и безопасности для человека. Каково же общественное предназначение норм культуры? Во-первых, нормы культуры, нормируя общественную жизнь, внося в неё упорядоченность и регулярность, выполняют тем самым регулятивную функцию, т.е. выступают регуляторами человеческого поведения, предписывают правильные и запрещают неправильные поступки. Во-вторых, нормы культуры выполняют коммуникативную функцию. Они обеспечивают общение людей, делая его предсказуемым и понятным, поскольку люди следуют общепринятым правилам поведения и критериям оценки человеческих поступков. В-третьих, нормы культуры выполняют функции коллективной памяти, фиксируя культурно-исторический опыт человечества и выделяя лучшие его достижения, которые становятся затем точками отсчёта и ориентирами для последующего культурного развития человечества. Наконец, в-четвёртых, нормы культуры создают архитектонику духовного мира человека и общества, вырывают их из однолинейного мира сущего, из подчинения инстинктам, потребностям и практическим нуждам и выстраивают мир должного. Благодаря этому человек и общество в своей деятельности руководствуются не только соображениями потребностей и практической выгоды, но и критериями добра, истины, красоты, справедливости.