IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Дж. Свифта

1. Вступительная беседа.

—Прочитайте название раздела, который мы начнем сегод­ня изучать.

—Как вы понимаете его? Какие произведения мы уже чита­ли, каких авторов помните?

(Во 2 классе дети читали сказки Шарля Перро, Г.Х. Андер­сена, Эни Хогарта, в 3 классе — мифы Древне Греции.)

— Сегодня мы познакомимся с новым автором Джонатаном
Свифтом.

2. Рассказ учителя о писателе.

Джонатан Свифт — величайший английский сатирик, ро­
дился в Дублине в семье англичан. Будучи двоюродным бра­
том поэта Джона Драйдена, Свифт обучался в колледже Свя­
той Троицы в Дублине. В колледже у него были неприятности
из-за нарушения дисциплины. Затем Свифт стал секретарем
сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Свифт на­
писал свои первые значительные сатирические произведения —
«Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в
1704 г. Когда в 1699 г. Темпль умер, Свифт стал священником
и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где
серьезно занимался политикой и литературой. Хотя сначала
Свифт был вигом, в 1710 г. он перешел к тори, а три года спус­
тя стал деканом собора Святого Патрика. j

В «Путешествиях Лемюэля Гулливера» (1726 г.) сатиричес-j
кий талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная
любовь к языку вылилась в изобретение наречий для всех не­
известных стран, которые посещает Гулливер. Его увлечение
политикой нашло отражение в сатире на интриги в английс­
ком правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недове-|
рие к теоретической науке проявилось в сатирическом изоб-1
ражении Великой Академии в Лагадо, пародии на Английское!
Королевское общество. В последние годы своей жизни Свифт
страдал от прогрессирующего психического расстройства. Нич-i
то не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия которую!
он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта,\
декана этой кафедральной церкви и суровое негодование уже
не раздирает его сердце». J

V. Физкультминутка

,'.

VI. Работа над содержанием текста

1. Чтение текста учащимися.

— Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж.
Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой — анг­
лийский врач и моряк Гулливер, который попадает в уди­
вительные страны, где с ним происходят разные истории.
Одну из них мы услышим сейчас.

2. Первичное восприятие прочитанного.

—Понравилось ли вам произведение?

—Как называлась страна, в которую попал Гулливер?

—Как назывался народ этой страны?

3. Словарная работа.

— Объясните значение слов:

КОЛЧАН — футляр для стрел.

ВРАССЫПНУЮ — в разные стороны (о разбегающих­ся).

МАЛЬЧИК-ПАЖ — молодой человек из дворян, со­стоящий при знатной особе, монархе.

— Какое слово вошло в наш язык благодаря Дж. Свифту и
что оно означает? (Лилипут — человек очень маленького
роста, карлик.)

VII. Итог урока

—Какой раздел мы начали изучать?

—С каким писателем сегодня ознакомились? Что вы о нем узнали?

Домашнее задание:перечитать текст, нарисовать иллюстрации к нему.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.

А рядом спутницы со мной —

Три юных созданья.

Все трое просят поскорей

Рассказывать им сказку.

Одной - смешней, другой - страшней,

А третья скорчила гримаску

И просит сказку - постранней.

Какую выбрать сказку?

(Л. Кэрролл)

—Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте с разными интонациями (с веселой интона­цией, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно).

2. Беседа.

—Какие сказки просили рассказать девочки?

—Если бы вас попросили рассказать, то какие три сказки вы бы рассказали?

III. Работа над произведением «Путешествие Гулливера»

1. Вступительная беседа.

—О каком приключении Гулливера рассказал Свифт?

—Была ли знакома герою та страна, в которую он попал? Почему вы так думаете?

—Прочитайте эпизоды, которые рассказывают о том, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.

—Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки свидетельствуют об этом?

2. Характеристика главного персонажа.

— Дайте характеристику Гулливеру. Каким он был?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над текстом

1. Самостоятельная работа.

— Сейчас проверьте себя, хорошо ли вы знаете текст. Най­
дите вопрос 5 на с. 166. Не заглядывая в текст, вставьте
пропущенные слова.

(Ребята выполняют задание.)

—На какую деталь обращает внимание автор, повторяя не­сколько раз одни и те же слова? Зачем он это делает?

—Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

—Были ли у них причины бояться Гулливера или они про­сто были трусами?

2. Составление картинного плана.

— Рассмотрим иллюстрации, которые вы принесли на урок.
Выберем подходящие для составления плана.

(Иллюстрации вывешиваются на доску.)

3. Пересказ текста.

— Я вам даю несколько минут на подготовку. Приготовь­
тесь пересказать текст от лица Гулливера.

VI. Итог урока

—Какое название можно дать этому тексту?

—Знаете ли вы, в каких еще странах побывал Гулливер? (Первое путешествие — в страну Лилипутию, второе — в Бробдингнег — страну великанов, третье — путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию, четвертое — путешествие в страну гуигнгнмов.)

Домашнее задание:придумать рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном.

Наши рекомендации