Основные характеристики и тактические свойства рельефа

Типы рельефа Основные характеристики рельефа Основные тактические свойства
Абсолютные высоты над уровнем моря, м Относительные превышения, м Крутизна скатов, град
Равнинный До 300 До 25 До 1 Легко проходим в любом направлении; затрудняет маскировку и защиту от ВТО (ядерного оружия)
Холмистый До 500 25 – 200 2 – 3 Проходим, за исключением отдельных элементов; незначительно способствует маскировке и защите от ВТО
Низкогорный (низкие горы) 500 – 1000 200 – 500 5 – 10 Затрудняет массированное применение боевой техники; способствует маскировке и защите от ВТО
Среднегорный (средние горы) 1000 – 2000 500 – 1000 10 – 25 Труднопроходим, применение тяжелой боевой техники возможно по отдельным направлениям; благоприятствует маскировке
Высокогорный (высокие горы) Свыше 2000 Свыше 1000 Круче 25 Применение тяжелой боевой техники почти невозможно; благоприятствует маскировке; возможны обвалы

По степени пересеченностиоврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра подразделений, местность подразделяютна слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную.

С л а б о п е р е с е ч е н н а я местность представляет собойпространство, хотя и снижающее скорость движения, но легко преодолеваемое боевыми машинами в любом направлении. На такой местности естественные препятствия составляют менее 10 % всей площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый.

С р е д н е п е р е с е ч е н н а я местность имеет около 20 % площади, занятой естественными препятствиями. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности. Рельеф обычно холмистый, реже равнинный.

С и л ь н о п е р е с е ч е н н а я местность отличаетсябольшим количеством труднопроходимых естественных препятствий – оврагов, канав, насыпей, рек, каналов и др. Площадь естественных препятствий составляет более 30 %.

Важным фактором, тесно связанным с пересеченностью местности и определяющим ее проходимость, является дорожная сеть. Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем местность доступнее для всех родов войск. Автомобильные дороги с твердым покрытием допускают движение транспорта в любую погоду со средней скоростью 35–50 км/ч и более. Скорость движения по грунтовым дорогам составляет не более 25–30 км/ч (более подробно – см. таблицу 2).

Проходимость местности вне дорог определяется ее пересеченностью и крутизной скатов. Крутизна доступных скатов :

- для автомобиля повышенной проходимости, БТР – 20–30 градусов;

- для танка – 30–35 градусов ( при коротких подъемах – до 40) (более подробно – см. таблицу 3).

Таблица2

Средняя скорость движения машин по дорогам

Класс дорог Максимальная скорость одной машины, км/ч Скорость движения в колонне, км/ч
Состояние дорог Величина уклонов
Полн. отрем. полотно Не отрем. 3% (20) 5% (30) 10% (60) 15% (90) Более 15% (90)
до 15% более 15%
Автострада Не ограничена
Усовершенствов. шоссе
Шоссе
Улучшен. грунт. дорога
Грунтовая дорога

Таблица3

Средняя скорость движения машин вне дорог

Объект передвижения Скорость движения (км/ч) при крутизне скатов, о
3–6 6–10 10–15 15–20
Подразделение в пешем порядке 6–5 5–4 4–3 3–2,5
Автомобиль повышенной проходимости 20–15 15–12 12–8 8–5
Гусеничный тягач с прицепом 12–10 10–7 7–5 5–3
Танк 15–12 12–10 10–6 6–4

Примечания: 1. На увлажнённых почвогрунтах скорость движения снижается в 1,5 – 2 раза.

1. Крутизна доступных скатов: для автомобилей повышенной проходимости – 20-30°, гусеничного тягача с прицепом – 17 – 30°, танка – 30-35° (при коротких подъёмах 5-10 м – до 40°).

Таблица 4

Доступность скатов на подъем при твердом сухом грунте

Крутизна скатов, град Доступность скатов
для гусеничных машин для колесных машин
До 5 Легко преодолевается Преодолевается
5 – 10 Преодолеваются Преодолеваются с затруднениями
10 – 20 Преодолеваются с затруднениями Преодолеваются с большими затруднениями только на малых скоростях
20 – 30 Преодолеваются с большими затруднениями только на малых скоростях Практически недоступны
Более 30 Практически недоступны  

Примечание: При влажности грунта 50% (в обычном состоянии грунты имеют влажность 20%) преодолеваемые уклоны уменьшаются в 2 раза.

Таблица 5

Проходимость леса

Проходимость леса (толщина деревьев более 20 см) Среднее расстояние между деревьями, м
Танки и автомобили проходят относительно свободно Более 8
Танки проходят с трудом 6 – 8
Танки проходят только при массовой валке леса Менее 6
Тракторы и тягачи (без прицепов) проходят относительно свободно Более 6

Примечание: Толщина отдельно стоящих деревьев (в сантиметрах), сваливаемых танком при движении на низшей передаче, приближенно может быть принята равной весу танка в тоннах.

Таблица 6

Проходимость снежного покрова

Вид техники Крутизна ската, град Доступная толщина снежного покрова, см
Танки До 5 До 60 – 75
5 – 10 До 40 – 55
10 – 15 До 30 – 45
15 – 20 До 25
Тракторы и тягачи До 5 До 50 – 60
Автомобили До 5 До 25 - 30

Таблица 7

Наши рекомендации