Основные характеристики и тактические свойства рельефа
Типы рельефа | Основные характеристики рельефа | Основные тактические свойства | ||
Абсолютные высоты над уровнем моря, м | Относительные превышения, м | Крутизна скатов, град | ||
Равнинный | До 300 | До 25 | До 1 | Легко проходим в любом направлении; затрудняет маскировку и защиту от ВТО (ядерного оружия) |
Холмистый | До 500 | 25 – 200 | 2 – 3 | Проходим, за исключением отдельных элементов; незначительно способствует маскировке и защите от ВТО |
Низкогорный (низкие горы) | 500 – 1000 | 200 – 500 | 5 – 10 | Затрудняет массированное применение боевой техники; способствует маскировке и защите от ВТО |
Среднегорный (средние горы) | 1000 – 2000 | 500 – 1000 | 10 – 25 | Труднопроходим, применение тяжелой боевой техники возможно по отдельным направлениям; благоприятствует маскировке |
Высокогорный (высокие горы) | Свыше 2000 | Свыше 1000 | Круче 25 | Применение тяжелой боевой техники почти невозможно; благоприятствует маскировке; возможны обвалы |
По степени пересеченностиоврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра подразделений, местность подразделяютна слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную.
С л а б о п е р е с е ч е н н а я местность представляет собойпространство, хотя и снижающее скорость движения, но легко преодолеваемое боевыми машинами в любом направлении. На такой местности естественные препятствия составляют менее 10 % всей площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый.
С р е д н е п е р е с е ч е н н а я местность имеет около 20 % площади, занятой естественными препятствиями. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности. Рельеф обычно холмистый, реже равнинный.
С и л ь н о п е р е с е ч е н н а я местность отличаетсябольшим количеством труднопроходимых естественных препятствий – оврагов, канав, насыпей, рек, каналов и др. Площадь естественных препятствий составляет более 30 %.
Важным фактором, тесно связанным с пересеченностью местности и определяющим ее проходимость, является дорожная сеть. Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем местность доступнее для всех родов войск. Автомобильные дороги с твердым покрытием допускают движение транспорта в любую погоду со средней скоростью 35–50 км/ч и более. Скорость движения по грунтовым дорогам составляет не более 25–30 км/ч (более подробно – см. таблицу 2).
Проходимость местности вне дорог определяется ее пересеченностью и крутизной скатов. Крутизна доступных скатов :
- для автомобиля повышенной проходимости, БТР – 20–30 градусов;
- для танка – 30–35 градусов ( при коротких подъемах – до 40) (более подробно – см. таблицу 3).
Таблица2
Средняя скорость движения машин по дорогам
Класс дорог | Максимальная скорость одной машины, км/ч | Скорость движения в колонне, км/ч | |||||||
Состояние дорог | Величина уклонов | ||||||||
Полн. отрем. полотно | Не отрем. | 3% (20) | 5% (30) | 10% (60) | 15% (90) | Более 15% (90) | |||
до 15% | более 15% | ||||||||
Автострада | Не ограничена | ||||||||
Усовершенствов. шоссе | |||||||||
Шоссе | |||||||||
Улучшен. грунт. дорога | |||||||||
Грунтовая дорога |
Таблица3
Средняя скорость движения машин вне дорог
Объект передвижения | Скорость движения (км/ч) при крутизне скатов, о | |||
3–6 | 6–10 | 10–15 | 15–20 | |
Подразделение в пешем порядке | 6–5 | 5–4 | 4–3 | 3–2,5 |
Автомобиль повышенной проходимости | 20–15 | 15–12 | 12–8 | 8–5 |
Гусеничный тягач с прицепом | 12–10 | 10–7 | 7–5 | 5–3 |
Танк | 15–12 | 12–10 | 10–6 | 6–4 |
Примечания: 1. На увлажнённых почвогрунтах скорость движения снижается в 1,5 – 2 раза.
1. Крутизна доступных скатов: для автомобилей повышенной проходимости – 20-30°, гусеничного тягача с прицепом – 17 – 30°, танка – 30-35° (при коротких подъёмах 5-10 м – до 40°).
Таблица 4
Доступность скатов на подъем при твердом сухом грунте
Крутизна скатов, град | Доступность скатов | |
для гусеничных машин | для колесных машин | |
До 5 | Легко преодолевается | Преодолевается |
5 – 10 | Преодолеваются | Преодолеваются с затруднениями |
10 – 20 | Преодолеваются с затруднениями | Преодолеваются с большими затруднениями только на малых скоростях |
20 – 30 | Преодолеваются с большими затруднениями только на малых скоростях | Практически недоступны |
Более 30 | Практически недоступны |
Примечание: При влажности грунта 50% (в обычном состоянии грунты имеют влажность 20%) преодолеваемые уклоны уменьшаются в 2 раза.
Таблица 5
Проходимость леса
Проходимость леса (толщина деревьев более 20 см) | Среднее расстояние между деревьями, м |
Танки и автомобили проходят относительно свободно | Более 8 |
Танки проходят с трудом | 6 – 8 |
Танки проходят только при массовой валке леса | Менее 6 |
Тракторы и тягачи (без прицепов) проходят относительно свободно | Более 6 |
Примечание: Толщина отдельно стоящих деревьев (в сантиметрах), сваливаемых танком при движении на низшей передаче, приближенно может быть принята равной весу танка в тоннах.
Таблица 6
Проходимость снежного покрова
Вид техники | Крутизна ската, град | Доступная толщина снежного покрова, см |
Танки | До 5 | До 60 – 75 |
5 – 10 | До 40 – 55 | |
10 – 15 | До 30 – 45 | |
15 – 20 | До 25 | |
Тракторы и тягачи | До 5 | До 50 – 60 |
Автомобили | До 5 | До 25 - 30 |
Таблица 7