Новоаттическая комедия и творчество Менандра
V в до н.э.: утрата Афинами роли культурного и политического центра, прежней самостоятельности полисов, ослабление общественной активности, уход человека в свой внутренний мир. Вместо веры в высшую целесообразную необходимость, управляющую миром, – признание власти случая, интерес к судьбе отдельного человека.
Оформление "новой" аттической комедии - новый этап в развитии жанра: тематика – семейно-бытовая; предмет изображения - повседневная, частная жизнь средней прослойки полисного общества, наиболее аполитичной по своим взглядам; традиционность и ограниченность сюжетов; устойчивый и четкий круг типов, созданных средней аттической комедией (пылкий, влюбленный юноша, кроткая девушка, обольстительная гетера, старики - отец и мать, услужливый раб, жадный сводник и т.д.), но разнообразное варьирование внутри этого круга.
МЕНАНДР (342-292 гг. до н.э.) – один из наиболее известных мастеров новой комедии. Наследник и продолжатель традиций Еврипида (искусство ведения интриги, использование приема узнавания, принципы разработки характеров). Поэт своего времени: ограниченность проблематики его произведений вопросами быта и семейных отношений. Передовая гуманистическая позиция драматурга: утверждение необходимости брака по любви ("Угрюмец"), равенства супругов в семье ("Третейский суд"), любовь к человеку ("Как прелестен человек, когда он действительно человек!").
Мастерство Менандра (на примере одной из комедий - ("Третейский суд", "Остриженная", "Самиянка", "Брюзга"): сохранение черт народных представлений (хор, по традиции, идущей от комоса, – компания подвыпивших молодых людей, финал, обычный для народного театра, – свадьба или радостная пирушка), но принципы построения действия совершеннее, чем у других поэтов-современников (тесная спаянность частей комедии между собой); необыкновенная изобретательность в варьировании традиционных сюжетов (напр., в 5 из 6 известных произведений драматурга разрабатывается по-разному сюжет подкинутого ребенка - типичный для новой комедии); герои – традиционные маски, но в естественных для них условиях, в кругу привычных взаимоотношений, умение в пределах одного типа создать ряд отличных друг от друга характеров.
Воздействие комедии Менандра на последующее развитие театра (на римскую комедию - Плавт, Теренций, через них - на литературу нового времени).
Литература
Полонская К.П. Античная комедия. М.,1961. С. 23-30.
Дополнительная литература
История всемирной литературы. Т. I. С. 406-408.
Савельева Л.И. Менандр и его новонайденная комедия "Угрюмец". Казань, 1964.
Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
Тема 9.
Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция
Римское общество и культура Ш-II вв. до н.э. Время расцвета рабовладельческой республики. Завоевание Италии. Пунические войны и выход Рима на мировую политическую арену. Эллинизация римской культуры, ее усиление во II в. до н.э. (несмотря на сопротивление консервативных кругов).
Литература как проводник новых идей. Ориентация на "старые" жанры - эпос, трагедию, комедию.
Римский театр, его сходство и отличие от греческого театра. Национальные истоки римского театра: народные праздничные зрелища, карнавальная игра, мимические песни и пляски, шутовская комедия-ателлана. Воздействие греческой драматургии: органическое усвоение традиций бытовой новоаттической комедии, наиболее близкой народному театру.
ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (ок. 255-184 гг. до н.э.) – первый римский комедиограф, произведения которого (более 20 пьес) почти целиком дошли до наших дней.
Своеобразие жанра комедии в творчестве Плавта. Литературные источники и характер их обработки: превращение новой аттической комедии с ее принципом "воспроизведения жизни" в веселую, полную бойких песен и грубых шуток буффонаду, действие которой разворачивается в полуфантастическом мире гротеска и гиперболы. Погружение греческого сюжета в стихию италийской смеховой культуры. Черты римской действительности в комедии "греческого плаща" (ранняя римская комедия - паллиата, от греч. pallium – плащ: актеры были одеты в греческие костюмы). Переосмысление характеров новоаттической комедии в духе карикатурных типов ателланы: удалой раб - интриган, который держит в руках все действие, скупой старик, хвастливый воин, влюбленный юноша, парасит (от греч. parasites - сотрапезник, как литературный тип – "прихлебатель"). Упрощенный сюжет, но необычайная динамичность действия. Приемы создания комического: упрощенные характеристики действующих лиц, каламбуры, пародии, алогизмы, недоразумения, нарушение сценической иллюзии. Утрата изящества и глубины, свойственных новоаттической комедии (Менандра), но дух жизнерадостности и оптимизма, родственный атмосфере буйного веселья комедий Аристофана.
Разнообразие типов комедии в творчестве Плавта: "подвижная" комедия интриги ("Псевдол", или "Раб-обманщик", "Привидение", "Хвастливый воин"); комедия двойников ("Менехмы", или "Близнецы"); комедия-травестия ("Амфитрион"), трогательная комедия ("Пленники"), комедия характеров ("Кубышка", или "Клад").
Показать на примере одной из комедий особенности драматургического мастерства Плавта.
Плавт в истории античного театра, его воздействие на европейскую драматургию нового времени (Шекспир, Мольер, Лессинг, Клейст, А.Н.Островский и др.).
ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (ок. 190-159 гг. до н.э.) - римский комедиограф, автор 6 комедий, полностью сохранившихся до наших дней. Иная в сравнении с Плавтом интерпретация жанра паллиаты. Комедия для Тереция не средство развлечения, а способ познания жизни (как и для авторов новоаттической комедии). Главное – не шутки, а характеры, не интрига, а психологическая ситуация. Интерес к "стоячей" комедии (в отличие от пристрастия Плавта к "подвижной" комедии). Ослабление динамики действия (незначительный динамизм в ранних комедиях - "Андриянка", "Свекровь", "Сам себя наказывающий", его некоторое усиление впоследствии - "Евнух", "Формион", "Братья"), комизма, буффонады, "смягчение", облагораживание типов. Теренций – «полу-Менандр» (Цезарь). Следование Менандру в стиле, искусстве характеристики персонажей. Отступление от новоаттической комедии: контаминация греческих сюжетов; отказ от предварительного объяснения фабулы (экспозиции) в прологе (использование пролога как средства литературной полемики); отсутствие речевой индивидуализации (все персонажи изъясняются одинаковым изящным разговорным языком образованного римского общества).
Проблемы воспитания, семьи, любви и человечности - основные темы комедий Теренция, проникнутых духом гуманизма.
Своеобразие трактовки традиционных для римского театра типов комедии: "трогательной" комедии ("Свекровь" – образец серьезного стиля Теренция, скорее драма, чем комедия в современном понимании), комедии интриги, но без грубоватого шутовства и примитивной буффонады ("Андриянка", "Формион", отчасти "Сам себя наказывающий").
Ориентация Теренция на вкусы образованной римской аристократии (связь с кружком Сципиона Младшего). Чувство меры в комедиях Теренция: "Они не подымаются до высот трагедии, но и не опускаются до пошлости мима" (Эвантий, V в. н.э.).
Показать особенности драматургического мастерства Теренция на примере одной из его комедий.
Интерес римской школы к искусству стиля Теренция. Значение творчества Теренция для европейского театра, для формирования "буржуазной драмы". Теоретики "слезной" комедии о Теренций как предшественнике этого серьезного жанра (Дидро, Лессинг).
Литература
Добролюбов Н.А. О Плавте и его значении для изучения римской жизни // Добролюбов Н.А Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. М.; Л., 1961.
Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия (разбор комедии Теренция "Братья").
Дополнительная литература
Полонская К.П. Античная комедия. М.,1961. С. 31-66.
Тронский И.М. Общественная направленность комедий Теренция //Античное общество: Труды конференции по изучению античности. М., 1967.
Тема 10.
Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла
Эпоха кризиса республики (сер. I в. до н.э.): противоречие между "надполисным" характером римской державы и полисными формами ее управления. Обострение социально-политической борьбы. Сознание общественного кризиса и поиски преодоления его в политической реформаторской деятельности. Усиление индивидуалистических настроений, пересмотр прежних моральных ценностей, уход в частную жизнь. Углубление эллинизации. Освоение греческой философии и риторики. Расцвет ораторского искусства.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 гг. до н.э.) – великий римский оратор, политический деятель, философ, писатель. Трагическое осознание всеобщего разобщения, нравственного упадка, крушения государства ("ночь Рима"). Идеализация римской аристократической республики и борьба за ее восстановление. Политическая утопия "согласия сословий". Гуманистический идеал Цицерона: сочетание римской "доблести" и эллинской "человечности", гражданственности и высокой культуры мысли и слова. Роль в создании литературного латинского языка. Выработка принципов образцового красноречия. Учение о трех стилях (высокий стиль речей, средний – диалогов и трактатов, простой - писем). Сочинения по теории и истории ораторского искусства. Наследие Цицерона в "Кратком руководстве к красноречию" М.В. Ломоносова.
Поэзия эпохи Цицерона
Тит Лукреций Кар(ок.95-55 гг. до н.э.) и его философская дидактическая поэма "О природе вещей".Нравственная цель - изгнание пороков, терзающих римское общество, преодоление религиозного страха, - определяющая просветительский и антирелигиозный пафос произведения. Ее содержание - материалистическое объяснение природы, изложение физики Эпикура: учение об атомах и пустоте, о неуничтожимости материи и множественности миров, о неизбежной гибели всего возникающего, о смерти души вместе с телом, о неразумии страха смерти, которая есть всеобщий закон развития Вселенной. Концепция истории человечества (постепенное саморазвитие) и эволюции культуры. Лукреций о современности ("недоброе время для отечества"). Художественные особенности поэмы: мысль и образ, рассуждения и картины природы, наблюдательность и зоркость, точность описания. Влияние поэмы Лукреция на античную и европейскую поэзию.
Поэты нового направления– "неотерики"(от греч.
neōteroi – "новейшие поэты"), или "ученые поэты": Лициний Кальв, Гай Валерий Катулл, Гельвий Цинна, Валерий Катон и др. Противопоставление старому республиканскому идеалу "достойного гражданина" идеала образованного, остроумного, изысканного "ученого поэта", полнота жизни которого определяется его внутренним миром, его личными симпатиями и антипатиями.
Философия эпикурейства как теоретическое обоснование жизненной практики и художественного творчества поэтов-неотериков. Общественная позиция "новых поэтов": индивидуализм, удаление от активной политической деятельности, культ "досуга". Литературная программа: ориентация на александрийскую поэзию, культивирование принципов "искусства для искусства", изображение тончайших интимных переживаний, тщательная обработка литературной формы, языка, метрики.
Основные жанры: отказ от больших жанровых форм эпоса и драмы, тяготение к малым жанрам элегии, эпиграммы, эпиллия(малый эпос, небольшая поэма, написанная гекзаметром, преимущественно мифологического содержания). Высокий профессионализм и поэтическое мастерство. Отношение Цицерона, "последнего республиканца", к поэтам нового направления: неприятие поэзии, углубленной в мир личных чувств и переживаний.
Гай Валерий Катулл (ок.87 г. – после 54 г. до н.э.). Катулл и римский кружок поэтов-неотериков. Состав, содержание и композиция дошедшего до нас сборника стихотворений Катулла (116 произведений). Основные жанры: полиметры (мелкие стихотворения, написанные различными размерами), эпиталамии(свадебные песни), элегии, эпиграммы. Мифологические сюжеты в эпиллиях и элегиях; выражение личных чувств, отклик на конкретную жизненную ситуацию в полиметрах и эпиграммах. "Ученая" и "мелкая" поэзия Катулла, их внутреннее единство: лиризм эпиллиев и элегий, мифологические и литературные реминисценции в полиметрах и эпиграммах.
Эпиллии "Свадьба Пелея и Фетиды", "Аттис" как характерные образцы жанра.
Лирика Катулла. Ее ярко выраженный субъективный характер, искренность, непосредственность, сила чувства. Основные темы. Политическая лирика (против Цезаря и его сподвижников) и литературная полемика. Черты обрядового "поругания" в инвективах Катулла. Традиции греческой ямбографии (Архилох). Стихотворения, посвященные друзьям. Любовная лирика Катулла. Цикл, посвященный Клодии-Лесбии. Серьезная, даже трагическая трактовка страсти (традиции Сапфо). Неизвестная античности концепция духовной любви, роднящая лирику Катулла с поэзией нового времени. Исповедь души поэта, его страдание и радость, трагическое противоборство чувств ("И ненавижу ее и люблю"). Противоречивый образ возлюбленной поэта.
Изящество формы, игра контрастов, изысканные и эффектные ритмы, эмоциональная напряженность, гиперболизм выражения чувств, смелость языка.
Судьба лирики Катулла в римской поэзии и ее влияние на европейскую.
Литература
Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 111-138.
Дополнительная литература
Блок А. Катилина // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. М., 1971. С. 418-448.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1973.
Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М.,1976.
Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и образ человека. М., 1977.
Пронин В. Катулл. М.,1993.
Тема 11.
Литература эпохи принципата Августа.