Литературоведение в России
Лекция № 2.
Историография литературоведения
Фактически все эстетические категории, с помощью которых пытались обозначить основные свойства искусства, берут начало в античности. Эстетические категории – это наиболее общие правила, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.
Широко известна образная модель Платона, в соответствии с которой художественная деятельность есть только тень, которая воспроизводит средствами искусства все то, что воплотилось в конкретных формах реальностей. Но, по Платону, и сам видимый мир существует как тень скрытых сущностей. Следовательно, художественное произведение – это тень теней.
В античности же разрабатывалась теория катарсиса. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. Гесиод: «Голос певца утоляет печаль растерзанного сердца».
Аристотель (384–322 до н. э.) разрабатывал теорию катарсиса как одного из важнейших компонентов искусства трагедии. Катарсис – это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Теория катарсиса разрабатывается и в последующем развитии науки. (Лессинг: через переживание катарсиса человек способен укрепить себя и обрести некие новые силы устойчивости).
Античность обращается к определению таких понятий эстетики, как прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное. Аристотель считал, что художественное – это осуществленное эстетическое; художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира.
Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – выше правдоподобия. Она олицетворяет собой художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Размышления о соотношении выразительных качеств действительности и искусства нашли воплощение в аристотелевской теории мимезиса (подражания). По мнению философа, правда художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления. Вместе с тем творческая способность не сводится к копированию. Художник производит отбор явлений видимого мира, добывая невидимые смыслы. Необходимо множество набросков, черновиков, прежде чем он остановится на единственном решении. Итоговое решение зачастую представляет собой собирательный образ, в действительности в таком виде не существующий. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается выразительность произведения.
Аристотель одним из первых заметил, что, будучи перемещенными в сферу искусства, знакомые предметы и явления обнаруживают в себе новый смысл. Аристотель сравнивает познавательный потенциал истории и поэзии. Историк говорит о том, что было, в то время как поэт обладает возможностью говорить и о том, что может случиться. «Поэзия серьезнее и философичнее истории, поэзия говорит более об общем, история – о единичном».
Средневековье не оставило после себя специальных эстетических трактатов, отдельные взгляды рассыпаны по суммам – сводам знаний.
Фома Аквинский («Сумма теологии») пишет о незаинтересованном характере переживания прекрасного. Если при восприятии музыки или живописи мы ощущаем чувство одержимости или умиротворенности, то эти наши эстетические реакции представляют ценность уже сами по себе вне их возможной утилитарности.
Новое время выдвинуло ряд таких крупных теоретиков, как Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Действия составляют предмет поэзии, предметом живописи являются тела. Поэзия – временной вид искусства, живопись – пространственный.
Георг Фридрих Гегель (1770–1831). В трудах этого ученого мы сталкиваемся со стремлением представить целостное знание о всех аспектах существующего мира в рамках всеобъемлющей теоретической системы. «Все существующее истинно лишь постольку, поскольку оно является существованием абсолютной идеи» – такова исходная посылка гегелевской философии. Одно из важнейших свойств прекрасного состоит, по Гегелю, в том, что оно выступает как всеобщее понятие в чувственном образе (абсолютная идея в ее внешнем инобытии). Один из важнейших вопросов – вопрос о цели искусства. Гегель считал, что ошибка многих теорий заключается в том, что цель искусства ищут вне самого искусства. Вопрос о цели искусства не равнозначен вопросу о его пользе. Искусство может быть понято только исходя из себя самого.
Литературоведение в России
Литературоведение как единый научный комплекс, включающий в себя теорию и историю литературы, а также ряд вспомогательных дисциплин – библиографию, источниковедение, текстологию, – сформировалось в России во второй половине XIX века, пройдя в процессе своего рождения большой исторический путь.
Среди важнейших европейских источников можно назвать поэтику Аристотеля («Об искусстве»), послание к Пизонам, об искусстве поэзии Горация («Наука поэзии»); поэтику Скалигера (1561), «Искусство поэзии» Н. Буало (1674). Особое значение имеет аристотелевская поэтика, которая является одним из первых систематизированных научных трудов по литературоведению: его учение об эпосе, лирике, драме является основанием, на котором создается научная теория литературы. Первые рассуждения хранятся еще в древнерусской литературе. Работы Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, посвященные просодии, епископа Макария [о трех видах глаголания – высоком (художественная литература), мерном (книжно-деловой), смиренном (разговорный)]. То есть это было учение о трех видах речи вообще – метафорической (образной, художественной), разговорной, деловой.
Крупнейшим событием стала «Риторика» Феофана Прокоповича (учение о стилях и система прозаических жанров).
Но перед русской литературой и литературоведением стояла задача – занять достойное место в системе общеевропейской науки и культуры. Создание самих произведений, а на их основе – и самой науки. Основные литературоведческие идеи и положения Тредиаковского и Ломоносова в значительной степени опирались на их собственные произведения. Необходимо было переключиться на национальную художественную практику.
1735 год. Работа Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Эта работа имела во многом основополагающее значение для развития русской поэзии.
Тредиаковский раскрывает содержательную сущность таких форм поэзии, как рондо, мадригал, эпиграмма, эпистола, элегия.
Но главное, Тредиаковский попытался дать представление о новой просодии. Русская поэзия, опираясь на тоническую основу, может освоить любую существующую тогда поэтическую форму.
Огромное значение для развития литературоведения имеет «Риторика» Ломоносова (1748). Там были сформулированы следующие положения:
1) признание за прозой равных с поэзией возможностей;
2) знаменитая теория трех стилей: высокий – героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях, средний – театральные сочинения, сатиры, эклоги и элегии, низкие – комедии, увеселительные эпиграммы, дружеские письма.
Ломоносову вкупе с Тредиаковским принадлежит реформа русского стихосложения.
К концу XVIII века в самой структуре русского литературоведческого мышления произошли изменения, отражающие процесс определенного развития и углубления знаний и представлений о литературе (словесности). Происходит включение критики в разряд словесных наук. Ее задача – «узнавать красоту сочинений».
Русское литературоведение первой половины XIX века. Что характерно для этого времени? Прежде всего официальное признание древнерусской литературы предметом исследования.
Две задачи, которые ставило литературоведение того времени: 1) задача построения курса истории русской литературы (важнейшая проблема – проблема периодизации); 2) проблема выявления основных закономерностей в развитии новой русской литературы (то есть литератур послепетровской эпохи).
Одним из первых возникает понятие историко-литературного периода.
И.М. Борн «Краткое руководство российской словесности» (1808). Он выделяет три периода в развитии русской литературы. Первый период от X до пол.XV в. (после освобождения от татаро-монгольского ига), второй: до начала XVIII в., третий – теперь. Им уже осознается проблема несовпадения границ периодов эстетического развития литературы с границами исторических периодов. Так возникает понятие «эпоха» в литературном развитии. Для Борна новую эпоху начинает Фонвизин. О чем говорили исследователю понятия «период», «эпоха»? Литература меняется не только количественно, но и качественно, по содержанию, в зависимости от исторической жизни народа. Это движение и образует определенные периоды в историческом развитии литературы. Но бывает и так, что историческая жизнь не претерпевает каких-либо существенных изменений, а произведения говорят о рождении нового художественного качества. Качественные изменения в историческом движении литературы, непосредственно не связанные с качественным изменением жизни самого народа, составляют определенные, уже собственно художественные эпохи. Борн, Язвицкий пытались дать общую историческую картину развития русской литературы.
Ал. Мерзляков (1811) «Рассуждения о российской словесности в нынешнем ее состоянии». Обращение к нынешнему состоянию литературы (послепетровский период).
Попытку раскрыть определенные закономерности русской литературы в XVIII веке делает Николай Иванович Греч в «Обозрении русской литературы». Он не только считал, что дух народа отражается в литературе, но и показал, что история народа отражается в его литературе, а состояние литературы характеризует свойства, добродетели и недостатки народа. Греч первым начинает рассматривать литературу как общественное явление. Главный источник развития, по Гречу, сами явления жизни. Работа Н.И. Греча «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) – фундаментальный библиографический свод произведений русской словесности. Он выделил в развитии русской литературы 4 периода:
1) до введения христианства на Руси (X в.);
2) XI – конец XIV вв.;
3) нач. XV – нач.XVIII вв.;
4) от царя Петра до второго десятилетия XIX века.
Последний период он подразделяет на три эпохи: до Ломоносова; от Ломоносова до Карамзина, от Карамзина до времени, в котором жил сам Греч.
Появляется также понятие «литературное направление». Кюхельбекер: «О направлении нашей поэзии, особенно лирической». Пафос этой работы: «Долой подражательное направление, да здравствует самобытное русское направление!».
В понятии «литературное направление» нашла отражение та сторона литературного движения, которая заключалась в сознательном стремлении литературы к достижению определенной цели. Первое учение о национальном развитии – верность произведений ведущему направлению литературы на данном этапе ее развития. Познавать литературные произведения можно лишь тогда, когда они не отрываются от текущего процесса. Понятие «литературное направление» приобретает важное методологическое значение.
Мерзляков в работе «О вернейшем способе разбирать и судить сочинения, особливо стихотворные, по их существенным достоинствам» (1822) утверждал: «Выявить успехи словесности можно, только определив направление ее развития».
Критика сохраняет лидирующее положение вплоть до формирования в середине века первых литературоведческих школ.