Проблемы современной отечественной культуры
В конце ХХ в. начался процесс воссоединения русской культуры, разорвавшейся в 1917 г. на советскую, эмигрантскую и подпольную. На Родину возвращаются произведения И.Бунина, М.Булгакова, А.Ахматовой, Н.Бердяева, И.Ильина, О.Мандельштама и др.
Конец ХХ столетия в истории нашей страны и ее культуры оказался очень противоречивым и неоднозначным. Безусловно, положительной стороной современного развития культуры России является восстановление исторической памяти русского народа. Этот процесс связан, прежде всего, с возрождением русской православной церкви. Напомним, что сразу после Октябрьского переворота 1917 г. советское правительство начало настоящие гонения против религии и церкви. По неполным данным во время гражданской войны было убито митрополитов - 1, архиереев - 18, священников - 102, дьяконов - 154, монахинь и монахов - 94. К 1919 г. от более 100 тысяч дореволюционных священников осталось только 40 тысяч. В феврале 1922 г. по личному распоряжению Ленина государство конфисковало у церкви 23997 пудов церковных ценностей. Во время изъятия священных для нашего русского человека символов погибло 8100 представителей духовенства. К концу 30-х годов в СССР был фактически завершен политический разгром легального духовенства. Но, несмотря на такие гонения, религия и церковь выжили. Их новый подъем с особой силой начался в период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.). Именно тогда было открыто около 10000 новых приходов; новые духовные училища появились в Москве, Ставрополе, Новосибирске; церковные деятели получили широкий доступ к средствам массовой информации. В торжественной обстановке был открыт воссозданный из небытия главный храм России - храм Христа Спасителя. Самое главное во всем этом - человек получил выбор: исповедовать религию, которую он носит в душе и сердце.
При всех положительных процессах, происходящих в культуре нашей страны, четко просматриваются и негативные составляющие социокультурной ситуации. Прежде всего, увеличился разрыв между потенциалом культуры и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной жизни. Увеличение темпов жизни, ее динамизм вызвали значительные усложнения структуры и содержания отношений между людьми, возросла социальная напряженность, во многом предопределенная имущественным расслоением граждан. Прочно утвердилось противоречие массовой несовершенности культурных нововведений и запросов различных слоев общества. Социально-культурные проблемы современного общества усугубляются ростом межэтнической напряженности. В обществе все более заметными становятся агрессивность по отношению к людям другой национальности, к точке зрения, высказанной представителями иной системы ценностных ориентаций.
На наш взгляд, самые существенные проблемы культуры России связаны с состоянием духовной жизни общества. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности Российской культуры. Возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается самобытность отдельных территорий, малых городов и поселков. Коммерцинализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций, образа жизни по зарубежным образцам. При этом культурные запросы граждан стандартизируются, разрушается культурная индивидуальность.
Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнем культурного развития. Данные социологических опросов фиксируют очевидное падение художественного вкуса (если в 1981 г. достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас соответственно 14% и 9%).
Теряет популярность отечественное кино - некогда любимое искусство Российских граждан. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
Происходит значительная переориентация общественного сознания населения: с духовно-гуманистических ценностей на ценности материальные. Во многом утеряны такие нравственные ценности как чувство любви, взаимопомощь, милосердие. Другими словами, ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.
Особую тревогу сегодня вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому способствуют издержки домашнего школьного и вузовского воспитания и обучения, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к труду, браку, семье. Растет разочарование в демократических ценностях и идеалах (исследования показывают, что 50% опрошенных молодых людей не участвуют в выборах различного уровня, не видя в этом смысла).
На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора духовного преобразования России.
Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитие массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем учебном пособии мы кратко познакомили Вас с некоторыми аспектами теории и истории зарубежной и отечественной культуры. Хочется надеется, что проблемы, раскрытые в пособии, заинтересуют Вас, помогут по-новому взглянуть на необъятный мир культуры и место в нем современного человека. Учитывая тот факт, что культура не является чем-то застывшим и аморфным, а представляет собой, с одной стороны - накопленные материальные, социальные и духовные ценности, а с другой - постоянно пополняется новыми, она требует пристального изучения и приумножения.
Таким образом, задача студентов состоит в умении распознать истинную культурную ценность, научиться понимать ее и ценить. Подобный процесс может стать возможным только при условии систематической работы над собой. В ходе этого творческого процесса человек по-настоящему ощущает всю красоту окружающей его жизни и сам становится творцом прекрасного.
Приложение 1