Особенности культурного развития древнерусских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества

В XII - XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XI веке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории

(сер. XIV – сер. XVII в.в.)

План

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

2. Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

3. Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Став частью Речи Посполитой, Украина попала в сферу стимулирующего влияния Запада. В то же время борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становиться главной темой их истории, их культуры.

В Европе того времени все идейные споры и противоречия, в конце концов, сводились к религии. В Украине это была дискуссия между защитниками православия и приверженцами католичества. Роль православия в общественной жизни украинцев выросла во много раз. При отсутствии государства церковь выступала единственным средством общественного самовыражения и национального единения. Но, украинская церковь в этот период переживала тяжелые времена.

Великие князья литовские, а затем и польские короли пользовались правом патронажа. Более того, они назначали и самого киевского митрополита. Самым страшным порождением патронажной системы была коррупция. При таком положении вещей культурное влияние церкви было весьма ограниченным.

Большую роль в поддержке православия играли Братства – общественные организации купцов, ремесленников и др. слоев украинского общества. Они появились еще в XV веке. Но их роль усиливается особенно во второй половине XVI века в связи с усилившимся притеснением православной религии в Речи Посполитой.

2.Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.

С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.

Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.

В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала «славяно-греко-латинский тип» школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.

Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1585 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.

Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой «семи вольных наук». Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине

Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.

Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.

Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.

Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.

2.Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры.

В конце XIV – в первой половине XVI ст. развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против феодального гнета и иноземных захватчиков. Вместе с тем новые исторические и общественные условия порождали и новые формы фольклора. Например, обрядовая поэзия в значительной степени освобождалась от культовых элементов. Народным языком создавались сказки, пословицы, поговорки.

Несмотря на преследования со стороны церкви сохранялись народные обряды: колядования, щедрования, праздник Купала. Церковники осуждали эти обряды, вместе с тем пытались приспособить к своим нуждам. Продолжали сохраняться веснянки, русальные обряды и песни. В обрядовой поэзии зарождаются социальные (прежде всего антифеодальные) мотивы и настроения.

В XV веке возникает эпическая поэзия украинского народа – исторические песни и думы. Исполняли их народные певцы – кобзари. Возникновение дум связано с зарождением казачества и восходит своими корнями к героическому эпосу Киевской Руси. Одна из известнейших и наистарейших – «Дума про казака Голоту». Думы и исторические песни-баллады воспитывали в народных массах чувство любви к родине, будили протест против ее врагов и панского гнета, прославляли народных героев. Устное народное творчество сыграло большую роль в формировании и развитии литературы украинского народа.

В летописании XIV - первой половины XVI вв. продолжались традиции Киевской Руси. Важными летописными произведениями этого периода были «Краткая киевская летопись XIV - XV ст.” и так называемые «литовские» или «западнорусские летописи». Краткая Киевская летопись, в которой использовались древнерусские летописи, также дает ценные сведения по истории Украины XIV - XVI вв., в частности о борьбе против крымских татар, литовско-российской войне, описывает действия князя К.Острожского на полях сражений (в частности под Оршей в 1515 г.). Завершается рассказ похвалой Острожскому. В отдельных «литовских» летописях приведены факты про «отъезды» украинских и белорусских феодалов в российское государство. Идея российского летописания об единстве исторического процесса всех восточнославянских земель находили отклик на украинских землях, порабощенных Литвой и Польшей.

В этот период появились также новые церковно-литературные произведения: послания, «слова», жития святых и т.д. Замечательным литературным памятником той эпохи был «Киево-Печерский патерик». Наряду с житием монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерской лавре в нем имелось немало фактов из общественной жизни, а также относительно быта монахов. Большое значение имели также сборники житий святых Четьи-Минеи (XV в.).

Одновременно с идеями гуманизма на Украину с Запада пришло течение Реформации. Под его влиянием происходило сближение литературного и народного языка, предпринимались попытки сделать Библию доступной для широких общественных слоев. С этой целью на народный язык переводились книги Священного писания. Например, Пересопницкое евангелие. До нас дошел ряд списков этого Евангелия, украшенного заставками, инициалами, миниатюрами, орнаментом в стиле Возрождения.

Наряду с религиозной начинает развиваться светская литература. Ярким свидетельством этого является сборник «Измарагд», в котором содержалось около ста произведений, написанных в жанре «слово», на морально-бытовые темы: о книжной мудрости, об уважении к учителям, о добропорядочности и грехах, а также о богатых и бедных. В XV в. появляются также переведенные повести об Александре Македонском (Александрия), о Троянской войне и другие. В этих произведениях раскрываются подвиги, мужество и храбрость героев, и одновременно в полной мере изображается реальная действительность того времени, взгляды разных слоев общества на современные или политические явления и события.

Во второй половине XVI века в украинской литературе появляются явления, свойственные литературе Возрождения: - формирование и развитие новых жанров: полемической публицистики, стихосложения, мемуарно-исторической прозы, школьной драматургии.

В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал «Апостол» – первую книгу украинского книгопечатания. Глубокий след в украинской литературе оставили произведения представителей полемической литературы Г. Смотрицкого, С. Зизания, Х. Филарета, М. Смотрицкого, З. Копыстенского.

Вершиной полемической литературы было творчество И. Вишенского, который заклеймил измену епископов-ренегатов, выступил с критикой всего политико-государственного строя Речи Посполитой, в защиту прав и человеческого достоинства простого народа.

Религиозная полемика с католицизмом, униатством, протестантизмом отражена в литературе второй половины XVII в. (Л. Баранович, И. Галятовский, Ф. Сафонович, В. Ясинский и другие). Ораторско – проповедническая проза нашла свое дальнейшее развитие в творчестве К.Ставровецкого, автора “Евангелия учительного” (1619 г), Даниил Корсунский в конце XVI в. описал свое путешествие к «святым местам» («Книга беседы о пути иерусалимском»).

Со второй половины XVI в. приобрели популярность новые формы исторической прозы (завещание В. Загоровского, 1577 г; воспоминание о московских событиях 1612 г. Б. Балыки; Острожская 1500 – 1636 гг.; Львовская (1498 – 1649 гг.); Хмельницкая (1636 – 1650 гг.); Густынская (20-е годы XVII в.) летописи и др).

С середины XVI в. берет свое начало украинское книжное стихосложение.

В конце XVI в. – начале XVII в. зарождается драматургия в форме декламаций и диалогов, предназначавшихся для исполнения в братских школах: «На Рождество…» П. Берынды (Львов, 1616 г.) и др.

Освободительная война украинского народа середины XVII века идейно и эстетически переориентировали украинскую литературу, сблизили ее с русской литературой. Литература начала освобождаться от религиозной идеологии. В художественных произведениях стали ставиться и решаться актуальные проблемы общественно – политической жизни.

В конце XIV - начале XVI в.в. в творчестве художников прослеживалась более тесная связь с жизнью и интересами народных масс. В искусстве этого времени усилился интерес к человеку, его духовному миру, а также к природе. Украинские художники творчески развивали традиции искусства прошлых веков, обогащали свое мастерство, усваивая достижения художников других стран, в частности прослеживается влияние западноевропейского Возрождения. Достигает расцвета иконопись, сохранившаяся главным образом на западно-украинских землях (Перемышль, Львов и др.). Иконы, расположенные в определенном порядке образовывали отдельную композицию – иконостас. Со временем структура иконостаса усложнилась, он стал неотъемлемой частью интерьера храма.

В украинской иконописи XV – XVI вв. проявляется влияние московской школы («Архангел Гавриил» из села Далява, Львовская область XV в.). Иногда ощутимы готические влияния западной Европы («Петр и Василий» из села Лесятичи, Львовской области XV в.).

Высокую художественную ценность имеют миниатюры рукописных произведений: «Житие Бориса и Глеба», и «Радзивиловская летопись».

Начало книгопечатания способствовало дальнейшему развитию искусства оформлению книги. В художественной культуре второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходили существенные изменения содержания и формы, развивались новые жанры искусства (в том числе светские). Появился живописный и скульптурный портрет («Портрет К. Корнякта», начало XVII в.), надгробие К. Острожского в Успенском соборе Киево – Печерской лавры, 1579 г. Выдающимися художниками этого времени были Ф. Сенькович, Н. Петрахнович, С. Корунка.

Благодаря книгопечатанию одним из ведущих видов графики стала гравюра. Гравюрами (преимущественно на дереве) иллюстрировали книги, изданные в украинский типографиях.

В архитектуре рассматриваемого периода в Украине продолжали развиваться и совершенствоваться традиции древнерусского зодчества. Архитектура этого периода приобретает фортификационный характер, для нее характерны суровость и величие, ограничение декоративных украшений. Вокруг городов возводили крепостные стены, рвы и валы. Планировка улиц была радиальной (Луцк, Меджибож) и радиально – кольцевой (Владимир – Волынский, Путивль), часть городов имела нерегулярную планировку (Киев, Нежин).

Сформировался композиционный центр города: - главная рыночная площадь с ратушей, имевшая высокую башню и собором. Развивалась и деревянная, и каменная архитектура. В первой половине XVI в. в архитектуре появляется новая форма замков – замки-дворцы, в которых жилые помещения размещались по внутреннему периметру дворца. В них строили открытые двухэтажные аркады – галереи с большими окнами; а внешние стены замков носили оборонительный характер и имели бойницы (замок в Бережанах, Тернопольской области, середина XVI в.).

Строились монастыри – крепости.

В связи с развитием ремесла и торговли разрастались старые и новые города, а в них общественные сооружения – ратуши, дома ремесленных цехов, новые типы двух – трехэтажных жилых домов: на первом этаже размещались лавки, различные мастерские, на верхних этажах – жилые помещения.

На западных землях Украины, находившихся в более тесных отношениях с западной Европой, в архитектуре жилых домов все больше проявлялись формы итальянского Возрождения в своеобразной местной трактовке (например, дом Корнякта, архитектора П. Барбон, 1572 – 1582 гг., Львов). В культовом строительстве распространились храмы, стены которых, сооруженные из белого камня или кирпича не имели украшений (Покровская церковь в Луцке); центрические, так называемые церкви – ротонды (с. Готряни близ Ужгорода); трехнефные церкви с 1, 3, 5-тью куполами (Богоявленская церковь в Остроге).

Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Главными заказчиками на строительство становятся шляхта, городские и сельские общества, чьи вкусы и эстетические идеалы оказали влияние на церковную архитектуру. Сказывались также взаимосвязь с передовой гуманистической культурой западной Европы. Все эти тенденции отразились в строительстве безкупольных храмов. Законченным типом церкви – крепости является Покровская церковь в Суткивцах (XV ст.).

После освободительной войны украинского народа наступил новый этап в развитии архитектуры. Наплыв населения на Приднепровье и Слобожанщину вызвало быстрое развитие старых городов (Киев, Чернигов, Переяслав) и возникновения новых (Харьков, Сумы, Ахтырка, Лебедин, Полтава).

В XV – XVI вв. появился новый вид героического эпоса – думы, развивалось кобзарское искусство, инструментальное музицирование среди бандуристов.

В Киево – Могилянской коллегии (с 1701 г. – академия) изучалась нотная грамота, было распространено хоровое пение и игра на музыкальных инструментах, существовали хор и симфонический оркестр. Хоры были также в Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах.

В этот период на Украине появились иезуитские школьные театры (Львов, Луцк, Винница и др.). В них ставились драмы, написанные на латинском, а позднее на польском языках.

Таким образом, несмотря на сложные политические условия, тяжелый социальный гнет и религиозное притеснение, культура украинского народа продолжала развиваться. Она, опираясь на древнерусские традиции, достигла успехов во многих сферах.

ЛЕКЦИЯ 12

Наши рекомендации