Виды программ культурного развития
Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными).
Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня.
Федеральные программынаправлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Региональные программыпозволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.
Территориальные программыразвития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов.
Большое значение имеет взаимодействие между органами управления культурой разного уровня в области разработки и реализации программ.
Основные федеральные программы в области культуры.
Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.
Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)
Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)".
Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010гг.)".
Федеральная целевая программа "Культура России (2012— 2018гг.)".
Ее основные разделы.
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение федеральной целевой программы "Культура России (2012—2018гг.)".
Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).
ФЦП, в которые могут "вписываться" субъекты культурной деятельности:
«Развитие образования на 2016-2020 годы»
«Русский язык» 2016-2020
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»
«Развитие физической культуры и спорта в РФ» 2008-2015, 2016-2020
«Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы»
«Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)»
О государственной программе "Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» 2013-2018
Президентская программа "Дети Республики Башкортостан" на годы (срок реализации продлен на 2011 год)
"Одаренные дети"
"Организация досуга, отдыха и оздоровления детей, подростков, учащейся молодежи"
Республиканская целевая программа "Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан"
Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на годы (срок реализации продлен на 2011 год)
Государственная программа "Народы Башкортостана" на годы
Государственная программа "Башкиры Российской Федерации"
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и развитие кинематографии Республики Башкортостан" на годы.
Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполагается совершенствование методологии и процедуры их разработки и реализации.
Типы программ.
Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку двух типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муниципальных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по принципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу.
Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются:
— четкая формулировка цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора (координатора) программы;
— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ;
- наличие системы показателей для измерения результатов программы;
— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.
Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.
Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
Достоинства: не требуется утверждение органами законодательной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных расходов по сравнению со сметными расходами.
Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного прекращения их реализации по инициативе экономических ведомств.
Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.
Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимается утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа является самостоятельным документом.
Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ определяется Правительством РФ.2
8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ.
Отличие программ от традиционных планов.
Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.).
Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.
Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.
Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников.
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.
Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования.
К программному методу примыкает социально-культурное проектирование. "Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты"22.
Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты.