Организация композиционного центра
При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение композиционного центра относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность. При этом важна проблема единства и соподчинения, а, следовательно, и организации композиционного центра. Центр, в основном, несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ произведения, воздействует на зрителя психологически и вызывая у него тем самым поток ассоциаций, развивая воображение, заставляя сопереживать. Для достижения композиционного единства имеется немало средств и приемов.
История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом – самым большим. А вот создание композиции, центром которой является композиционная пауза, требует от художника большой профессиональной подготовки. При необходимости можно предложить несколько подобных вариантов. Первый – создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации – ритма. Второй – расположение элементов, подобный по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как-бы раму.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма.
Рис. 11. Композиционные формы.
Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциитивном и интуитовном уровне, а также на уровне памяти.
Квадрат– законченная и устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник– Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая на себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо при создании вполне конкретных образов.
Круг– В этой форме более чем в какой либо другой выражена идея природы., Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга и его производными.
Форма амебы– ее текучесть, выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.
Линиям– тоже свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строющиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые и ломанные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость.
Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскостим относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях нельзя обойтись.
Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ, дает ему ассоциативную и эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй.
Пропорции, контраст, нюанс, ритм, масштаб– это те средства, используя которые художник создает форму по законам гармонии. В свою очередь именно форма несет художественный образ задуманного произведения.
Помимо общечеловеческого восприятия той или иной формы у каждого народа существует свое конкретное отношение к ней.
Пропорцияесть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность.
Особенно ярко это проявляется в прикладном искусстве. Одни народы стараются покрыть всю форму сложным орнаментальным рисунком, тем самым обогатив ее информацией разного уровня. Другие предоставляют нам возможность, общаясь с формой, самим договорить за творца или почувствовать ее аскетизм, чистоту, первозданность.
Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения. Кроме того, изобразительной формы, не выраженной цветом, фактурой или светом, просто не существует.
Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной.
Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном. Например, агрессивные, жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Вот почему для украшения своего жилища и себя самого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его разнообразной степенью обработки (строганое, полированное, вощеное, расписное, с рельефом, пропильное и т. д.), фактуру ткани, различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и т. д. Можно перечислить еще ряд фактур различных материалов, которые широко применялись и сейчас активно используются в произведениях искусства.
Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность - образующие гармонию объективно связаны с природой, с движением и развитием материи. Наши эстетические представления тесно связаны с этими понятиями. Однако, социальное бытие человека в разные эпохи под разным углом зрения рассматривало категории гармонии и это определяло их роль в общественной жизни и в искусстре. Представление о прекрасном развивалось, менялось. Гармония стала рассматриваться не как количественный, а как качественный принцип, объединяя физическое и духовное начала.