Специфика культуры в России послереволюционного периода
Один из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:
1) разрушение и уничтожение культурных памятников прошлого;
2) разделение русской культуры на непосредственно советскую и культуру русского зарубежья;
3) гибель множества людей.
Также позитивными явлениями были:
1) развитие просвещения;
2) электрификация и индустриализация;
3) активная правительственная поддержка развития «новой» культуры. Культура нового государства была призвана служить народу и прежде всего пролетариату. 20-30-е гг. XX в. ознаменованы функционированием Пролеткульта.
Составной частью программы культурной революции были вопросы отношения к культурному наследию и к отечественной интеллигенции. Важнейшие задачи «культурной революции»:
1) ликвидация неграмотности в масштабах всей страны;
2) приобщение народа к выработанному человечеством духовному богатству;
3) создание новой советской интеллигенции из трудящихся.
В программе коммунистической партии оговаривались меры по широкой демократизации культуры. В 1917 г. в собственность и распоряжение народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и т. д. В то же время революционные потрясения нанесли урон отечественной культуре, выраженный в:
1) массовом переименовании городов, улиц, площадей и т. д., имевших богатую историю;
2) разрушении памятников, якобы символизировавших власть старого режима;
3) разрушении православных храмов, монастырей, сжигании икон, церковных рукописных книг, организованном вскрытии святых мощей;
4) изъятии церковного достояния;
5) упразднении старинных кладбищ.
С первых же дней советская власть стремилась к ограничению возможностей интеллигенции к участию в общественной и политической жизни страны. Утвержденный в 1922 г. Главлит был призван осуществлять контроль и предупреждать «враждебные выпады» против большевиков. Репертуар театров и зрелищных мероприятий контролировал Главрепертком. В 1919 г. был основан Госиздат, национализированы киноиндустрия и театры. В то же время нельзя говорить о падении уровня произведений культуры.
Художественные символы новой эпохи:
1) первая советская поэма о революции «Двенадцать» А. Блока;
2) первый спектакль на советскую тему «Мистерия-буфф» В. Маяковского;
3) картина Б. Кустодиева «Большевик»;
4) плакат Моора «Ты записался добровольцем?» и т. д. Мастера культуры были вовлечены в процесс создания культа Советского государства. Люди, изначально не принявшие русскую революцию, были вынуждены эмигрировать. Почти весь цвет русской интеллигенции оказался за границей. Среди них литераторы И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт и др., композиторы И. Стравинский, П. Прокофьев, С. Рахманинов и др., художники Л. Бакст, К. Сомов, Н. Рерих, А. Бенуа и др., выдающиеся деятели театра. Славу русской культуры они преумножали уже за рубежом.
Культура СССР в 1930-1950-е гг.
Начало этого периода ознаменовано массовыми репрессиями 1930-х гг. Их жертвами стали поэты О. Мандельштам, Н. Клюев, писатель Б. Пильняк, философ П. Флоренский, селекционер Н. Вавилов и многие другие деятели культуры.
В то же время этот период характеризуется успехами в области образования, достижениями в фундаментальных отраслях знания, развитием авиации.
Несмотря на строгую цензуру, появляются интереснейшие литературные произведения М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, К.Г. Паустовского, И. Ильфа и Е. Петрова, Ю. Олеши и др.
Музыка 1930-1950-х гг. представлена именами С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна и др.
Выдающиеся представители исполнительного искусства: С. Рихтер, Д. Ойстрах, Л. Оборин.
Подъем испытывает оперное и балетное искусство: выступают певцы Л. Собинов, И. Козловский, Н. Озеров и др.; танцовщицы и танцовщики О. Лепешинская, Г. Уланова, Л. Лавровский, А. Мес-серер и др.
С именами выдающихся режиссеров и актеров связан драматический театр этого времени. Среди них В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, И. Москвин, В. Качалов.
Свое развитие получили живопись, скульптура и архитектура.
В годы Великой Отечественной войны русская культура была призвана служить победе и защите Родины.
Во время войны появились многие произведения К. Симонова, Л. Леонова, поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, седьмая симфония Д. Шостаковича, повесть «Наука ненависти» М. Шолохова, песни композиторов А. Александрова, М. Блан-тера, М. Фрадкина и др.
Полными веры в победу были художественные фильмы «Небесный тихоход», «Воздушный извозчик» и др.
После войны в связи с необходимостью восстановления отечественной промышленности широкое развитие получила наука. 4 октября 1957 г. был осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли, а 5 декабря 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Все это предопределило дальнейшее развитие науки в 1960-х гг., результатом чего прежде всего был прорыв в области космонавтики.