Культурные явления и форма
Культурная форма как понятие – это идеальное образование более глубокого уровня абстрагирования, чем явление культуры.
Каждая конкретная форма культуры представляет собой явление культуры. Но не всякое явление культуры есть в то же время и его форма. Определение явления культуры недостаточно для определения ее формы. Таким образом, есть определенные отличия в явлениях культуры и ее формах. Вкратце они могут быть сведены к следующим пунктам:
Форма культуры – это явление несамостоятельное, т.е. не существующее в отдельном, обособленном виде. Она всего лишь отражает совокупность явлений. Явление культуры рассматривается изолированно от других явлений культуры. Форма культуры рассматривается в связи с совокупностью однородных, т.е. соединенных генетической связью явлений.
В явлении культуры опускаются все особенности, отличающие одно явление от другого, и сохраняется то, чт.е. в них общего. В культурной форме на первый план выдвигаются особенные, отличительные черты и свойства.
Явление культуры, так как оно берется вне отличия, не соотносится с другими явлениями. Форма культуры, напротив, берется как отличное и, следовательно, в отношении с другими явлениями культуры. Форма культуры – атрибут не отдельной вещи, предмета, а определенного множества предметов.
Явление может быть формой культуры, а может и не быть. Форма – это одно из явлений культуры, у которого установлена общность содержания. Явление не имеет форму, а является формой.
Форма культуры отличается от таких категорий, как содержание и структура.
Обнаружение в многоообразии культурных явлений групп, обладающих избирательными сходством однородных и сосуществющих, позволяет определить их как формы.
То общее, что присуще нескольким формам, определяется как их (форм) содержание. И обратно, одно содержание проявляет себя в нескольких отличных друг от друга формах.
Совокупность форм и их содержания, поскольку между ними определены закономерные связи и отношения (сходства-различия), образуют структуру множества, а сами они определяются как элементы структуры.
Таким образом, форма культуры отличается и от структуры культуры. Не правильно поэтому определять форму как внутреннюю структуру. Форма – один из элементов структуры проявления содержания.
Нас будут интересовать преимущественно социальные формы культуры, связанные с обществом и его особыми стадиями, формами развития.
9.1.4. Социальные формы культуры
Форма культуры – это дальнейшее определение, конкретизация формы вообще, примененное к культуре как области общественных отношений.
Методологической основой для анализа культурных форм выступает положение о «двойственности формы», которую приобретают предметы. Так, в обществе они выступают как потребительные стоимости и стоимости.
Принцип двойственности применим не только в области исследования экономических, но и в сфере социальных, а значит и культурных форм. Он имеет «общенаучное значение» (В. П. Кузьмин. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М. 1976. С.73). Другое дело, что он в этой области должен быть конкретизирован и применен с привлечением других методологических приемов.
Мы можем различать в культурной форме две стороны: вещественно-техническую и исторически- общественную, социальную. Эти две стороны культуры или формы культуры: вещественная форма культуры и общественная форма культуры находятся в определенном единстве – вещное существование явлений является необходимой предпосылкой их общественного существования, вещественного и общественного бытия, вещественных и общественных функций. Двойственность – это историческое явление культуры.
Так, в определенных условиях культура приобретает двойственное существование, наряду с натуральным существованием она приобретает чисто общественное, и, прежде всего, экономическое, производственное, отличное от её вещественного существования, в качестве предмета, удовлетворяющего потребности людей. Общественное существование культуры может выступать в материальной и духовной форме.
То или иное культурное явление, рассматриваемое с их вещественной стороны, определяется материальной природой процесса производства. Если же рассматривать его с общественной стороны, то оно получает специфически общественную форму.
Каждая из этих сторон или форм культуры имеет относительно самостоятельное существование, относительно не зависимое друг от друга. Форы, относящиеся к вещественно-технической, технологической стороне производства, К. И. Маркс называл вещественными формами. Соответственно, можно говорить о вещественных формах культуры. Формы, относящиеся к общественной стороне, логично назвать общественными формами, а применительно к культуре – общественными культурными формами.
Вещественные формы культуры выступают как ее объективные материальные формы, имеющие всеобщий характер, т.е. общий для всех форм производства. Так, простые элементы труда «остаются одинаковыми для всех общественных форм развития» (МЭ. Т. 25. Ч. 11. С. 456). Это наиболее стабильные, устойчивые формы. Но каждая определенная историческая форма этого процесса развивает далее <…> общественные формы его. Достигнув известной ступени зрелости, данная историческая форма сбрасывается и освобождает место для более высокой формы» (там же).
Соответственно, у двух форм есть и два содержания – природное (вещественное) и общественное. Так, потребительные стоимости образуют вещественное, материальное содержание богатства, каковыми бы ни были его общественные формы.
Но культуру надо рассматривать не только в различии, но и в единстве двух содержаний – природного и общественного. Ведь производственные отношения принимают вещный характер (МЭ. Т.23. С. 103), происходит овеществление производственных отношений (МЭ. Т. 25. Ч. 2. С. 398). Общественные отношения «всегда связаны с вещами и проявляются как вещи» (МЭ. Т.13. С. 498).
Взаимное проникновение друг в друга в результате труда, деятельности, вещественной и общественной сторон культуры, овещнение производственных отношений и приобретение вещами общественных функций (олицетворение, одухотворение, осмысление, означение, символизация, оценка и т.п.) приводит к сращиванию вещественных сторон культуры с их исторической определенностью (МЭ. Т. 25. Ч.2. С. 348). Общественные свойства вещей оказываются свойством, неотделимым от самих вещей, характером, необходимо принадлежащим самим вещам.
Но общественный процесс производства вообще есть процесс производства не только вещей, но и носителей этого процесса – человека, коллектива, общества. Так, общественные свойства политика – его властность, авторитет, непреклонность, твердость в достижении цели и т.п. воспринимаются как черты его характера. И более того, формируют определенный характер так, что на поверхности эти черты личности выступают как врожденные способности, умения, таланты, свойства человека. Таким образом, культура может выступать в социальной, общественной форме и человеческой, личностной.
Как природная, так и общественная сторона материального производства находит свое отражение в сознании человека, в его общественном сознании. Так, сам труд – это прежде всего целесообразная деятельность, а значит и осознанная. Форма осознанного отношения относится как к природной стороне культуры, так и к ее социальной стороне. Так, в отношении к природе человек выступает как «знающее» существо. Здесь формой этого отношения выступает знание, наука. Но общественная сторона материального производства связана с общественным бытием и получает свое отражение в общественном сознании и его формах: экономической, социальной, политической, эстетической, этической, философской, художественной и др.
Эти социальные формы культуры в своих простых связях и отношениях имеют характер, общий, одинаковый для всех общественных форм развития. Так, для любой формы общества наиболее важной стороной духовной культуры будет ее способность к отражению вещей и процессов, что находит свое закрепление в появлении имен, понятий, слов, терминов. Это номинативная функция духовной культуры.
На определенном этапе развития над ней надстраивается и модифицирует ее более зрелая, развития социальная форма, связанная с отделением умственного труда от материального производства, – это миф. Миф – это особым образом трансформируемое имя (термин), связанное с деятельностью работников умственного труда и выражающее их специфические интересы.
Позднее, вместе с появлением классов, частной собственности, государства, т.е. таких форм культуры, которые характеризуют цивилизацию, утверждается еще одна социальная форма, придающая специфику духовному продукту – идеология. Идеология – это система идей, выражающая совокупность классовых интересов и представляющая их во всеобщей форме. В условиях цивилизации духовная культура общества тесно смыкается с идеологией, приобретает классовый, идеологический характер. Более развитая социальная форма, такая как идеология, с одной стороны, «снимает» закономерности развития более простых и ранних, исходных социальных форм – имени и мифа. С другой стороны, идеология вбирает в себя, сохраняет все положительное, что создали и способны создать номинативная и мифологическая формы культуры. Так, идеология не создает заново всю систему понятий, имен, терминов, не начинает свою деятельность с пустого места, но заимствует систему названий, понятий, имен у предшествующих форм. Но и миф не отбрасывается в рамках идеологии, но сохраняется в той мере, в какой необходимость его существования признается идеологией. Таким образом, в духовной культуре общества в ее различных формах также находит свое выражение интегральная, аккумулятивная функция культуры. Более развитая форма культуры не отбрасывает первичные и исходные формы, но сохраняет их в «снятом» виде,, модифицирует их, приспосабливает к своим задачам и функциям.