Тема любви в лирике Пушкина
«Рассудок и любовь» (1814), «Уныние» (1816), «Погасло дневное светило...» (1820), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823), «К морю» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Я вас любил...» (1829), «Мадона» (1830).
В лицейской лирике Пушкина любовь изображалась в гедонистических красках, близких традиции Батюшкова («Рассудок и любовь», 1814, «Красавице, которая нюхала табак», 1814, «Вишня», 1815) и в элегической интерпретации Жуковского («Уныние», 1816, «Желание», 1816, «Пробуждение», 1816). Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816— 1817 годах мотивами любовного разочарования, любовной печали, уныния.
Гражданские мотивы, увлекающие юного Пушкина после лицея, кажется, вытесняют мотивы любви: не случайно в стихотворении «К Чаадаеву» (1818) любовь (наряду с надеждой», «тихой славой») названа «обманом»; поэт поглощен темой свободы. Но этот период длился недолго. Вскоре тема любви зазвучала в творчестве Пушкина с новой силой.
В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...»,где с байроническими мотивами разочарования в жизни, романтического бегства от родины оказался сложно связан любовный мотив. В этом лирическом шедевре Пушкина романтическое разочарование наполнено, однако, гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, «кипит и замирает», бросается от движения к мертвенному покою, а затем вновь к движению. Перед нами человек, который, сколько бы страданий ни перенес на родине, не может оставить ее без сожаления. Вот откуда глубокое, перекликающееся с волнением моря, волнение души. Это волнение передается своеобразной прихотливой ритмикой и строфикой стихотворения, рефреном «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Ночь, море, корабль — эта обстановка позволила герою не стесняться своих чувств. Он взволнован нахлынувшими воспоминаниями, как когда-то самими событиями («в очах родились слезы вновь»).
Время и расстояние просветлили память героя. Ему стало яснее его прошлое; в воспоминаниях легче отделить истинное от ложного. Таково свойство памяти. Ложное, ненастоящее забыто: «минутные друзья», «изменницы младые», которых он, оказывается, не любил... Но обнаружилось то главное, что не подлежит забвению, «излечению»: «глубоких ран любви ничто не излечило» — истинно ценное помнится и по-прежнему ранит, волнует. Это стихотворение о минутах прозрения человека, когда он понимает себя, людей, когда видит мир в целом.
Среди всех жизненных очарований любовь, возможно, самое главное. В стихотворении Пушкина «Надеждой сладостной младенческидыша...» (1823) наиболее трагически выражено романтическое неприятие всего вокруг, так терзавшего поэта в период глубокого душевного кризиза начала 1820-х годов. Душевная тоска столь сильна, что человек готов «сокрушить» свою собственную жизнь, которая кажется «уродливым кумиром», готов добровольно расстаться с нею. Сомнения, неверие терзают человека; «младенческая» надежда, светлая вера не в силах противостоять холодному рассудку: «Мой ум упорствует, надежду презирает...» Но у жизни, лишенной высокой надежды, все же сохраняется последняя опора. Смысл существования состоит в том, чтобы хранить в себе любовь:
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
Любимый образ горит в душе героя, словно костер, и герой стремится, чтобы дольше сохранить такую жизнь своей возлюбленной, долго жить. В его душе «образ милый» именно живет, таится и пылает. Это единственный смысл существования «унылой» души героя-романтика.
Замечательное послание Пушкина «К морю»(1824) — о свободе. Но оказывается, что свобода — не самая главная человеческая ценность. Любовь оказалась сильнее:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. И человек как бы исповедуется стихии, рассказывает ей о том, о чем море знать не может — о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
Шедевр любовной лирики Пушкина Михайловского периода — стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)— вдохновлен встречей с Анной Керн в 1825 году, когда она приехала погостить в соседнее Тригорское. Он уже встречался с ней шесть лет назад, в 1819 году, в Петербурге, в доме Олениных. И впечатление она произвела на него тогда сильнейшее, сравнимое с видением, чудом. Композиция стихотворения подчинена развертыванию истории души человека, истинным содержанием которой является... любовь. Каждая строфа — этап внутренней эволюции героя, и все стихотворение в целом — история о том, как любовь врачует душу человека.
Первая строфа стихотворения рисует рождение любви, которое сопоставимо с божественным откровением, ослепительным светом в темноте, внезапно вспыхнувшим перед глазами и преобразившим и душу человека, и все вокруг:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этом «ты» есть ощущение теплой, восторженной близости к той, явление которой подобно чуду.
Это чудо длилось одно «мгновенье» — и вот его уже нет — оно мимолетно. Однако эта мысль лишена у Пушкина трагизма, упор сделан на радости от существования чуда. Выражение Жуковского «гений чистой красоты», ставшее у Пушкина сравнением, означает «дух чистой красоты». Он и явился в образе прелестной женщины.
Чудо того далекого «мгновенья» мощно повлияло на человека. Уже не видя эту женщину, он «долго» помнил о ней. В памяти остался «голос нежный» (как бы музыкальная сторона ее образа), и «снились милые черты». Сон как продолжение «виденья» — вот та форма, в которой предстает желанный образ. Это не обязательно сон как таковой. Возможно, здесь и греза наяву, как воплощение свободы души, права любить, которое никто не отнимет у человека.
И вот кажется, что «годы», «бурь порыв мятежный» разрушили «прежние мечты». Наступило забвение. Удивительно, но этот период забвения, эта жизнь «во мраке заточенья», жизнь «без жизни», эти «тихо» тянувшиеся дни не отвергаются, не проклинаются Пушкиным. Это тоже жизнь, иначе вместо «тихо» он использовал бы более резкое, отвергающее эту жизнь слово. И все же она — «без божества», «без вдохновенья», и человек не в силах мириться с этим бессмысленным существованием.
Возможно, самый интересный фрагмент стихотворения — это осознание причин перерождения героя. Существуют разные мнения на этот счет, разные варианты прочтения предпоследней строфы, но предложенный Б.В. Томашевским нам кажется предпочтительней. Ученый считает, что воскресение любви объясняется состоянием души человека:
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное веденье, Как гений чистой красоты.
Душе человека, субстанции таинственной и самостоятельной, настало время пробудиться. В этом состоянии человек обрел возможность видеть красоту. Для его сердца «воскресли» не только «и жизнь, и слезы, и любовь», но и «божество и вдохновенье». Давно замечено, что некоторые эпистолярные оценки Пушкиным Анны Керн язвительны и негативны. Видеть во всем этом неискренность Пушкина-поэта не стоит: чудо длилось всего одно мгновение, образ реальной женщины чудесно переплавился в горниле поэзии...
Мотив светлого воспоминания о прошедшей любви звучит в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».В 1829 году, после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой, Пушкин отправляется на Кавказ, в район боевых действий. Все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного. Она как бы наполняет светом («светла») окружающую «ночную мглу». Вся благостная и возвышенная природа Грузии, шум реки воплощают это печальное и светлое воспоминание. Выражением этого примиряющего начала любви становится гармоничная музыкальность звукового строя стихотворения. Равномерное чередование шестистопного и четырехстопного ямба, как и не сразу бросающаяся в глаза аллитерация — повтор плавного «р» и сонорных согласных «м», «н» и «л», — подобны тихому ропоту водного потока, мерное движение которого становится здесь выражением самой жизни души. Любовь в этом стихотворении — это потребность и высшее проявление человеческого сердца. Сердце «горит и любит», и свет этого огня тоже окрашивает атмосферу стихотворения, определяет его оптимистическое звучание.
К Анне Олениной, петербургскому увлечению Пушкина, обращено другое прославленное стихотворение — «Я вас любил...»(1829). Кажется, что чувство, в нем изображенное, действительно в прошлом, но уже следующая фраза звучит невольным признанием: «Любовь еще, быть может, // В душе моей угасла не совсем...» Лирический герой словно балансирует между прошлым и настоящим, чувствует, как ускользает любовь, пусть печальная, «безмолвная», «безнадежная», но все же очень нужная для души. Это она, любовь, дает силы к самоотречению («я не хочу печалить вас ничем»), освобождает от чувства ревности и, наконец, позволяет возвыситься до благословения любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
В сонете «Мадона»(1830) воспеваются не восторги и превратности любви, а промысел Творца, ниспославшего труженику утешение и отраду среди его «медленных трудов». «Чистейшей прелести чистейший образец» — такова Наталья Гончарова, «Мадона» поэта. Заметим, что не красотой, а именно прелестью души дорога невеста для главы будущей семьи. Божественный смысл семейного счастья выразил Пушкин в этом сдержанном и возвышенном стихотворении.
Любовь как радость и печаль жизни в лицейской лирике Пушкина уступает место любви как тяжело постигаемой подлинности среди обмана. Это единственный смысл бытия среди всеобщего разочарования. Только в любви заключен божественный смысл, явленный как чудо. Она придает новое, волнующее качество окружающему. Настоящая любовь человечна, очищена страданием и делает жизнь человека причастной высокому смыслу.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково влияние творчества К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского на любовную лирику Пушкина?
2. Какие романтические идеи входят в стихотворение «Погасло дневное светило...»? Как они взаимосвязаны с любовными мотивами?
3. Перечитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие пессимистические мотивы звучат в стихотворении? Как трактуется любовь в этом стихотворении?
4. Какие реальные события послужили основой для написания стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)? Каково значение мотивов чуда, мгновения, видения, красоты, времени в стихотворении? Как в нем развивается образ-переживание?
5. Каковы основные мотивы стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»? Кому посвящено данное стихотворение?
6. Перечитайте стихотворение «Я вас любил...». Кому оно посвящено? Каково значение мотивов прошлого и настоящего? Какую содержательную нагрузку выполняют анафоры? Какова концепция любви в этом стихотворении?
7. Кому посвящено стихотворение «Мадона»? Каковы основные идеи, тональность стихотворения?
8. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для любовной лирики Пушкина.