Обучение рисованию в россии и в советской школе

В России рисование как общеобразовательный предмет вводится в начале ХVIII века в школах специального назначения – кадетских корпусах, училищах для благородных девиц.

Первое тридцатилетие условно именуется «пушкинской эпохой». Это была классическая пора не только в русской литературе, но и в изобразительном искусстве. В конце ХVIII - начале ХIХ века преподаванием нередко занимаются профессиональные художники. Многие дворянские семьи приглашают домашних учителей рисования. Тогда же распространяется мода на альбомы. В них писали не только стихи и цитаты, но и делали рисунки. Появляются коллекции, в которых наброски художников собирались наравне с их живописными полотнами. Знаменитым живописцам заказывали акварельные и карандашные портреты знакомых и близких. Гостиные украшались небольшими пейзажами, исполненными также на бумаге.

Во время пенсионерского пребывания в Риме (1803 – 1806г.) молодой А.Е. Егоров поразил европейцев, нарисовав на стене кафе фигуру человека целиком, не отрываясь, начав с пальца ноги. Этот рисунок несколько десятилетий сохранялся хозяином кафе в Риме. Существует легенда о том, что итальянцы начала ХIХ века платили за рисунки А.Е. Егорова столько золотых монет, сколько их помещалось на листе.

Рисунки О. Кипренского и К. Брюллова итальянские знатоки принимали за работы Рубенса и Рембрандта.

В 1804 году рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Это потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С.Г. Строганова в Москве основывается училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательных школ. Ощущается острая необходимость в учебниках.

В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником – любителем А.П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. До этого пособия в школах пользовались книгой Прейслера, причём царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не уделялось внимания. По мнению Сапожникова, учитель должен не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибку словесно, чтобы ученик мог исправить сам. Таблицы у Сапожникова служат не для срисовывания, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях конструкции.

Со второй половины ХIХ века развитие академической системы образования идёт по нисходящей. Снижается уровень подготовки преподавателей, нарастают противоречия между Академией художеств и прогрессивными русскими художниками.

В 1864 году рисование было исключено из числа обязательных предметов по «недостатку времени и хороших учителей».

Большинство книг и пособий того времени ориентировало учителей на копирование с образцов (настенных таблиц), либо рисование по сетке. На все просьбы пересмотреть программы, Академия заявляла, что ей это «не представляется целесообразным».

Педагогические взгляды выдающегося русского художника – педагога Павла Петровича Чистякова получили признание уже в советское время. Рисование как учебный предмет находился в то время в состоянии тяжёлого кризиса. Академия художеств погрязла в рутине. Чистяков был одинок в своей работе по созданию новых форм и методов обучения. Чистяков считал, что следует обучать, соблюдая педагогический такт и учитывать индивидуальные особенности учеников. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а наоборот, вызывать в нём веру в себя. Направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя , но и друга. Метод Чистякова не подавлял природного дара художника. Отсюда благодарность ему от его учеников. Ученица Чистякова Баруздина написала о нём книгу. Учениками Чистякова были: Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Аполлинарий Васнецов, Дмитрий Кардовский, Борисов-Мусатов. Репин так сказал о Чистякове: «Одна есть светлая точка в Академии, это Чистяков…А вот уж учитель, так учитель! Единственный!».

Пётр Петрович Кончаловский, не имеющий отношения к Чистякову, написал натюрморт с апельсинами в бумажных обёртках и посвятил его Павлу Петровичу. «Написав «Натюрморт с апельсинами»,- говорил Кончаловский,- я хотел показать, как я могу изобразить смятую бумагу, частое задание Чистякова своим ученикам».

В начале ХХ века педагогические идеи, принципы и методы, разработанные П.П. Чистяковым не получили претворения в жизнь.

Многие молодые русские художники стали увлекаться западноевропейским искусством, которое не признавало никакой школы. Художники – педагоги не учили своих воспитанников, не раскрывали законов искусства, а лишь ограничивались фразами: «Рисуй, как видишь! Пиши, как чувствуешь!». Интуитивность творчества была самой удобной формулой ответа на все вопросы и неумения учеников.

Получает распространение импрессионизм. Их метод изображения исключал чёткий рисунок, изображения как бы плывут в красочном тумане. Крамской отмечал, что глядя на их картины, надо помнить, что всё это есть действительно в природе, только нельзя это делать основным принципом, что только в редких, исключительных случаях художнику может потребоваться этот эффект. Форма в рисунке приобретает расплывчатый, рыхлый характер.

И.Е. Репин писал: «Увлекаясь впечатлением красок и отбрасывая традицию старой школы, художники игнорировали форму. Рисунок и форма, как только перестали ими заниматься со строгостью классиков, быстро пошли к упадку; и вся эпоха этого движения совершенно справедливо была названа декаденством».

Репин занимался и педагогической деятельностью (начинал с частных занятий с юным Серовым). Для Репина это было время ожесточённой борьбы с засильем буржуазной идеологии, периодом отстаивания реалистических традиций в искусстве и академической школы рисунка. Особенно Репин был непримирим ко всяким мудрствованиям в учебной работе. Репин не был противником нового в искусстве, он сам боролся за новое, но за разумное новое. Главное внимание в учебной работе художника должно быть обращено на рисунок. Ученики Репина пользовались рисунком с натуры постоянно и владели им достаточно хорошо (Малявин, Кустодиев, Бродский, Фешин, Остроумова-Лебедева).

Многое сделал для развития методики преподавания рисования и для подготовки учителей Ян Францевич Ционглинский. Методы преподавания этого педагога в своё время оценивались очень высоко. В своей педагогической практике он был очень внимателен к каждому ученику, он умел последовательно, ясно и понятно раскрывать самые сложные положения рисунка. Его высказывания: «Рисунок – основа основ и овладеть им надо постепенно, не упуская ни малейшей детали в методике построения каждого изображения. С чего начинается рисунок, как он развивается дальше и чем заканчивается – художник должен твёрдо знать, как таблицу умножения». «Художник должен поступать по темпераменту, но работать по разуму». «До совершенства, до бесконечности не дойдёте, но идти и стремиться к этому надо». Ционглинский любил говорить : «9/10 подумать и 1/10 тронуть».

С 1907 года к педагогической деятельности приступает выдающийся художник – педагог, ученик Репина, Дмитрий Николаевич Кардовский. Имя Кардовского в истории становления и развития методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлению в нашей стране художественно – графических факультетов, которые готовят учителей рисования для средней школы с высшим образованием. Как педагог, Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодёжь от влияния формализма. Все ученики Кардовского вспоминают о нём с большой любовью и уважением. Школа должна быть прежде всего школой, а не студией самодеятельного искусства, говорил он.

Определённый вклад в методику рисунка внесли и другие художники – педагоги того времени – Серов, Савинский, Коровин, Маковский. Каждый из них в меру своих сил и возможностей старался усовершенствовать методику преподавания.

Широкое распространение среди учителей общеобразовательных школ имел «Художественно-педагогический журнал» (1901 – 1916гг.). Там обсуждались вопросы эстетического воспитания и художественного образования.

К началу ХХ века академическая система обучения рисунка была полностью разрушена. Не было единых методов преподавания. Каждый художник – педагог рассматривал учебный рисунок с субъективной точки зрения. Путаница существовала и в терминологии, и в определении целей и задач предмета. В основе этих воззрений лежало пренебрежение к отечественной культуре.

Советская художественная школа получила весьма незавидное наследство. По сути дела, надо было заново создавать школу реалистического рисунка.

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В 20-х годах высшие учебные заведения переживали тяжёлый период вандализма. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки с античных фигур, уничтожен музей при Академии художеств, а слово «академия « изъято из употребления. Академия, как и Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) дошли до тупика. Здесь также разбивались вдребезги гипсовые слепки с античных статуй. Богатейший музей бывшего Строгановского училища был разграблен. Методический фонд уничтожен. В те годы продукты (пайки) выдавали по месту учёбы. И рисунки из фонда давали, чтобы заворачивать селёдку и другие продукты.

В художественной жизни шла напряжённая борьба сторонников реалистического искусства с формалистическими направлениями.

Дмитрий Николаевич Кардовский в истории становления методов преподавания занимает особое место. В то время было трудно не только разрабатывать систему и методику преподавания, но и вообще работать. Кардовский был противником бездушного срисовывания. Он учил внимательно изучать пластическую форму, правильно передавать объёмность изображения. Были у него и недостатки. Он недооценивал необходимость первоначального рисования с гипсов, не заботился о детальной проработке формы. Но все эти недостатки не снижают общей положительной оценки системы обучения Кардовского в целом.

Острая идеологическая борьба развернулась и на фронте искусства, и в области методики преподавания рисования. Была разработана теория «свободного воспитания», где ребёнок должен сам развиваться, а педагог пассивно наблюдал и любовался детским творчеством. В программе по рисованию в 1921 году указывалось, что «надо совершенно отказаться от рисования с натуры», она предоставляла детям полную свободу. Рисование в 20-х годах не только ничего не давало детям для умственного развития, но мешало их эстетическому воспитанию. Появляется теория «отмирания школы», утверждающая, что в коммунистическом обществе с «отмиранием « государства «отомрёт» и школа, а воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться стихийно, в процессе труда. Дети должны учиться на собственном опыте, воспитывать их будет сама жизнь, школой для них будет цех завода.

Вред подобных теорий стал очевиден для всех и в 1932 году Постановлением ЦК ВКП(б) поставлена задача разработки новых программ. Основной формой организации учебной работы в школе должен быть урок. Рисование стали рассматривать как одно из важнейших средств познания мира, подготовки школьников к жизни и трудовой деятельности.

Практика показала, что школы, где хорошо было поставлено преподавание рисования, выпускали людей, способных применять изобразительные знания и навыки в любой профессии. Так, известный авиаконструктор Яковлев писал: «И ещё за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены после 1932 года. В основу новых программ было положено рисование с натуры. Значительное место отводилось рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию и беседам об искусстве.

Художники – педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большую и очень важную работу по разработке методики преподавания рисунка. Был изучен опыт мастеров прошлого и использован в практике. Было восстановлено рисование с гипсов. К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства.

В 1951 году выходит книга «Методика преподавания рисунка в средней школе». Книга эта не лишена недостатков, но принципиальные установки – правильные. Это – ориентация учителя на реалистическое искусство, на изучение наследия прошлого.

В 50-е годы возникает идея создания учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. Сначала вышли учебники для 1 и 2 класса, в 60-е годы для 3 и 4 класса. В основу всех этих учебников была положена система Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.

В 70-е годы переработаны и утверждены новые учебные программы. Вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет «изобразительное искусство».

Наши рекомендации