Сущность понятия «Социально-культурная деятельность»
Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.
Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект - объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».
Если говорить об идеологической основе социально - культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально - культурных процессов находится субъект - субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально — культурной деятельности.
Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:
-с развитием демократических процессов в мире;
- с движением за права человека;
- с ростом потребности во внутренней свободе;
- с возможностями творческого самовыражения и самореализации.
Основные сферы реализации СКД:
- досуг и досуговая деятельность;
- образование и карьера;
- худ. культура и искусство;
- социально-культурная реабилитация и поддержка;
- межкультурное сотрудничество и коммуникация.
Под СКДследует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:
- отношения и связи между людьми;
- сами люди;
- окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ)
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный исоциально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развитиякаждого члена общества(Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).
Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».
Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.
Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.
Основные направления социальной работы:
а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)
б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)
в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.
Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг»(В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.
Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага— условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник, субъект культурной деятельности — физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности, проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурнойактивности людей.
Основные функции:развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.
2. Информационно-просветительная- подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательнуюдеятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно - просветительная деятельность СКД:
1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;
2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.
3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;
4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников
3. Культуротворческая деятельность: компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.
Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
Научно-техническое творчество - это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.
Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.
Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.
Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.
Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.
4.Рекреативно-оздоровительная функцияэто разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективныйи индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.
Вывод:основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых занятий.