История становления понятия «культура»

Культура является базовым и предельно общим понятием, характеризуется множеством сущностных признаков. Для определения таких понятий необходимо вскрыть причины возникновения данного феномена, проследить историю ее развития, выявить соотносимые с ним синонимы и анонимы, описать область явлений, обозначаемых с помощью данного термина. Понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. В научном контексте это понятие отличается сложностью и многообразием подходов.

Это объясняется различием мировоззренческих и методологических позиций ученых, а также сложностью и многообразием самого явления культуры. Любой предмет или явление мира культуры является результатом целенаправленной деятельности людей, направленной на преобразование того, что дано непосредственно природой. Изменение в природном объекте всегда происходит под воздействием человека. В этом первоначальном содержании термина выражена ее важная особенность - это единство культуры, человека и деятельности.

Термин «культура» – латинского происхождения, первоначально означал «возделывание», был связан с разведением растений и животных, а также уходом за ними. В ранний античный период родовое понятия «культура» ещё не сформировалось, а существовало множество родовых понятий - культура земледелия (агрокультура), культура духа (философская культура), культура гражданского полиса (правовая культура). В поздний античный период (3-5 вв.) понятие «культура» фиксирует общее отличие человека от других существ, связывается с развитием души, образованностью и воспитанностью.

Становление европейской традиции культурологического познания начинается с немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), который понимал культуру как «все то, что надстроено над природой и природностью человека». Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант(1724 - 1804) понимал под культурой совершенство разума, а прогресс общественной жизни видел в развитии культуры. Немецкий философ и экономист Карл Маркс(1818 - 1883), исходя из материалистических позиций, выдвигал в качестве основания культуры материальное производство.

Научное обоснование культуры предпринял основоположник эволюционной школы английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор(1832 - 1917), выстроивший достаточно стройную концепцию человека и его культуры, который дал определение, считающееся классическим. Немецкий философ Освальд Шпенглер(1880 - 1936), которого считают одним из основателей современной истории культуры, понимая культуру как живой организм, считал, что все культуры проходят циклы от рождения до смерти.

Немецкий теоретик философии культуры Вильгельм Фридрих Оствальд(1853 - 1932) определял культуру как механизм переработки природной энергии в энергию, потребляемую человеком. Впоследствии энергетическая концепция была развита американским антропологом Л. Уайтом. Английский антрополог, основоположник функциональной школы Бронислав Малиновский(1884 - 1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию.

Немецкий философ Эрнст Кассирер(1874-1945) видел в культуре символическую вселенную, создаваемую человеком как результат стремлений и способности символическим образом обозначить среду своего обитания. В теологическом толковании культуру соотносят с «культом». Н.А. Бердяев считает, что она родилась из культа и истоки ее сакральны. Н. К. Рерих культуру рассматривает как почитание света, раскладывая слово на «культ» - почитание и «ур» - свет.

Понятия «культуpa» и «природа» дополняют друг друга, определяются через отличие друг от друга. Сложнейшей задачей является проведение границы между природными и культурными явлениями. Нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и культурных проявлений в жизни человека является одной из основных проблем социальных и гуманитарных наук. Рассмотрим в качестве примера использование термина «культура» в некоторых гуманитарных науках.

В этнографии (от греческих слов ethnos – «племя, народ» и grapho – «описываю») понятие «культура» используется в крайне широком смысле как система характерных для этноса обычаев, норм поведения, способов коммуникации, отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов.

В социологии (от латинского societas – «общество» и греческого logia – «наука») понятие «культура» в себя включает общественные структуры, общественно значимые виды деятельности, нормы и идеи, помогающие управлять обществом. Сюда включаются религиозные заповеди, моральные предписания, правовые нормы, обычаи, традиции, особенности общественного мировоззрения.

В археологии (от греческих слов arche – «начало, исток, прошлое» и logia – «наука») под культурой понимается вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-то определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей или племени. Все остатки жизнедеятельности человека образуют то, что археологи называют «культурным слоем».

Слово, термин и понятие «культура» многозначны, используются и применяются в несовпадающих отношениях. Первоначально культура трактовалась с гуманистических позиций, представлялась как духовная сторона общественной жизни. Такие представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия – культурология, которая могло бы стать инструментом научного обобщения для таких дисциплин как этнография, этнология, социология и история.

Культура, в культурологическом смысле, есть социокультурный опыт, воплощенный в системе регулятивных установлений (обычай, законы, мораль и нравственность, этикет т.п.). Он опредмечивается в специфических чертах технологий и результатов деятельности по удовлетворению их групповых и индивидуальных потребностей и интересов людей. Социокультурный опыт определяют допустимые в сообществе способы осуществления той или иной деятельности, параметры получаемых при этом результатов.

Социокультурный опыт выступает и как содержание всех видов общения людей с особенностями языков и культурных кодов, определяет методику процессов социализации и инкультурацииличности. Он интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, социальных и гуманитарных наук, литературы и искусства, обществ, мысли, права и идеологии, обрядов и ритуалов и пр. Данный опыт транслируется от поколения к поколению в виде традиций, обычаев, ценностных ориентации, экзистенциальных установок, является основой социального воспроизводства.

Наши рекомендации