Система образования и воспитания в Древней Греции
В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане. Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв. Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"
В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.
Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учились на лощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
6. Искусство и литература.
Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, -- храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда - аристократическая община - уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.
Театр и драматургия.
Особого расцвета и значения в классический период достиг театр и драматургия. Объясняется самой природой театра и особенностями форм общественной жизни древних греков. Театр в Греции был подлинной школой воспитания человека и гражданина, нравственного формирования личности. Он пользовался исключительной любовью масс, ставил и решал важнейшие актуальные проблемы. Происхождение древнегреческого театра преемственно связано с культовыми действиями, особенно дифирамбами в честь бога Диониса. Специфика культовых праздников в честь Диониса определила и происхождение названий жанров античного театра - трагедии и комедии.Древнегреческие театры строились под открытым небом, с учетом рельефа местности, но тем не менее обладали совершенной акустикой. Они имели подковообразную или овальную форму и отличались огромными размерами. Театральные представления давались на Великих Дионисиях в течение нескольких дней, когда каждый драматург ставил тетралогию, состоящую из трагической трилогии и так называемой сатировской драмы.
Особенности древнегреческой трагедии
Трагедия классической эпохи почти всегда заимствовала сюжеты из мифологии, что отнюдь не мешало ее актуальности и тесным связям с насущными проблемами современности. Оставаясь "арсеналом и почвой" трагедии, мифология подвергалась в ней специальной обработке, перенесению центра тяжести с сюжета мифа на его интерпретацию в зависимости от запросов реальной действительности. К особенностям эстетики античной трагедии следует также отнести хронологически последовательное отношение к мифу и его критику. Из особенностей ее поэтики необходимо назвать: минимум актеров, хор, корифея, вестников, внешнюю структуру.
Вывод.
Древние греки были жизнерадостные и жизнелюбивые. Они очень много трудились на благо своего государства. Они были патриотами своего государства, об этом говорит то, что было написано очень много патриотических песен и гимнов. Также греки были очень мудрым народом, потому что им было все интересно, они постоянно думали, что такое небо, откуда оно взялось, почему нельзя остановить время и так далее. Они хотели знать все. Они даже создали свою собственную культуру. Аналогов этой культуры не было нигде в мире. В Древней Греции было очень много талантливых людей. Кто-то из них мог сочинять стихи, оды, гимны, эпиграммы, кто-то мог делать скульптуры, кто-то мог нарисовать чертеж храма, кто-то играл на музыкальных инструментах. В Греции было очень много людей, которые вошли в историю, например: Фидий, Гомер, Эзоп, Сапфо и др. Они очень хорошо строили дома и храмы. У них получались очень красивые скульптуры и керамические изделия. Древние греки были очень храбрыми войнами. Они защищали свое государство, стоя насмерть, это подтверждает написанная Гомером поэма «Илиада». Греция – это такое государство, аналогов которого нет, не было и не будет.
Список литературы.
1. А.М. Вачьянц. Мировая художественная культура. М.: Айрис пресс, 2004.
2. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.
3. Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986.
4. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. Уроки античной культуры. Обнинск: Титул, 1996.
5. П.П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.
6.Борзова Е.П.- История мировой культуры - СПб: "Лань", 2001
7.Пигалев А.И.-Культурология- Волгоград: "Либрис", 1999
8.Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 9.Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 10. Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 11. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 |
Контрольные вопросы.
1.Кто начал археологические раскопки на территории Греции и открыл древнейший период ее истории.
2.Кто был основателем греческой демократии?
Основателями греческой демократии были Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (508—507 гг. до н. э.). Согласно нормам этой демократии, каждый свободнорожденный становился гражданином полиса.
3.Чем отличались афинская и спартанская школы, система воспитания?
Афинская система – эстетическая, а Спартанская система воспитания - военная.
Афинская система, несмотря на большое внимание, физическому Воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.
Спартанская система воспитания в возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми.
4. Какие науки создали древние греки?
Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
В математике выделяется Пифагор, создавший таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций.
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший существование атомов.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом.
5. Кто из древнегреческих философов был основателем культурологического знания?
Основателем культурологического знания является Л.А. Уайт.
6. Кого из древних греков называют «отцом истории»?
Одной из наук берущих своё начало в Древней Греции является история. Первым известным нам историком был Геродот.
7. Что было причиной Троянской войны?
Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая.
8. Что такое архитектурный ордер? Какие ордера создали греки?
Ордер — один из видов архитектурной композиции, главнейшими элементами которой являются колонны с соответствующими частями. Различают ордера тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный. Архитектурный Ордер - в качестве целостной композиционной системы появился уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев и ионийцев. Прототипом дорического Ордер (архитект. ) были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса) .
Дорический ордер: периптер, стоящий на стилобате (из трёх ступеней) . Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы. Её завершала простая круглая
подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представляет собой чередование квадратных плит (метоп) и вертикально вытянутых плит - (триглифов) , фронтоны украшены скульптурой. Колонны иногда заменялись мужскими фигурами - атлантами.
Ионический ордер- более нарядный и изящный. Стройная колонна имела в основании базу
и была укреплена капителью в виде изящных завитков, которые получили название
волюты. Рельеф- зоофор- не разрывался на триглифы и метопы, он шёл сплошной
лентой. Колонны ионического ордера иногда заменялись женскими фигурами - кариатидами.
Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.
9. Какие элементы древнегреческого театра сохранились до нашего времени?
Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особенно в древнегреческой драматургии привлекает постановка больших общественно-политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.
Объяснения этому, очевидно, следует искать прежде всего в том, что многие из идей, которыми руководствовались античные авторы в своем творчестве, равно как и созданные ими образы, в большей или меньшей мере созвучны нашей эпохе.
10. Какие памятники искусства Древней Греции сохранились до наших дней?
Достопримечательности Древней Греции - храмы, амфитеатры, остатки общественных сооружений - сохранились во многих странах Европы. Но больше всего их, конечно же, именно на территории современного одноименного государства. Важнейшими памятниками античной материальной культуры являются древнегреческие храмы. В Элладе они строились повсеместно, ведь считалось, что в них обитают сами боги. Эти всемирно известные достопримечательности Древней Греции заметно выделяются на фоне остальных архитектурных памятников Древней Эллады - остатков греческих акрополей и прочих древних руин.
Парфенон пожалуй, самым известным памятником древнегреческой архитектуры является храм Парфенон. Он был сооружен в 432 году до нашей эры в Афинах, и сегодня является самым узнаваемым туристическим символом современной Греции. Известно, что строительством этого величественного дорического храма руководили архитекторы Калликрат и Иктин, а сооружен он был в честь богини Афины - покровительницы Афинского акрополя.
Храм Посейдона Храм Посейдона, вернее его остатки, расположены на мысе Сунион. Он был построен в 455 году до нашей эры. До наших дней сохранилось лишь 15 колонн, но и они красноречиво говорят о величественности этого сооружения. Ученые установили, что на месте этого храма, еще задолго до начала строительства, уже существовали другие культовые сооружения. Ориентировочно их датируют VII веком до нашей эры.