Оформительские принципы московского художественного театра
Новаторские тенденции в декорационном искусстве конца XIX - начала XX в. связаны прежде всего с деятельностью Московского Художественного театра, открывшегося в 1898 г. В постановках МХТ формировался новый тип психологического реализма, не похожего на театральный реализм второй половины XIX столетия. Это искусство психологической правды, глубокого постижения самых сложных духовных коллизий не могло существовать в пределах старой оформительской системы. Она воспринималась К.С. Станиславским как символ условного оперного зрелища, наделенного ложной театральной патетикой. Режиссеры МХТ К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко вместе с художником В.А. Симовым осуществили кардинальную реформу декорационной части МХТ, выработали новый тип решения драматического спектакля. В нем все было направлено на раскрытие эмоционально-психологической атмосферы действия. Это было новым словом в искусстве сценографии начала XX в.
Еще до создания Московского Художественного театра Станиславский имел довольно солидный опыт сценической деятельности. Нам представляется необходимым рассмотреть этот период театральных исканий Станиславского. Он поможет понять, как формировались эстетические воззрения режиссера. С 1888 г. он стоял во главе Общества искусства и литературы, где был режиссером и исполнителем главных ролей, направляя свои усилия на преодоление рутины старой сцены. В тот период в театре, может быть, более длительно и прочно, чем в других видах искусства, сохранялись традиции позднеромантического стиля, с "огненной лавой" трагических монологов, величественной статуарностью поз, условной патетикой сценической речи. Но теперь этот стиль игры вступал в противоречие с направленностью художественной культуры, превращался в ходульную театральность, против которой выступил Станиславский, "я старался быть искренним и искал правды, а ложь, особенно театральную, ремесленную, изгонял. Я стал ненавидеть в театре театр и искал в нем живой подлинной жизни - не обыденной, конечно, а художественной", - писал режиссер1.
В постановках, осуществленных в Обществе искусства и литературы, Станиславский стихийно тяготел к воссозданию правды, естественности живой жизни. Потребность в правде была органической чертой индивидуальности Станиславского, но еще, что очень важно, - она была вызвана и самой эпохой. То было время, когда вне категорий жизненной правды не мыслилось искусство. Вот как определяет задачи живописи И.Е. Репин в письме к И.Н. Крамскому: "Наша задача - содержание, лицо, душа, человек, драма жизни, впечатление природы, ее жизнь и смысл, дух истории - вот наши темы"2. Все это было очень близко художественным исканиям Станиславского.
Обращение режиссера к жизненной правде было программным, напоминавшим своей заостренной тенденциозностью выступления передвижников. Обращение к правде на сцене впрямую совпадает с художественными воззрениями Репина:
«Искусство точно отреклось от жизни, не видит среды, в которой живет"3. Поиск ^олодого режиссера, направленный на преодоление рутины старого театра, род-нял со стремлением передвижников разрушить отживший академизм в живописи. Само понятие жизненной правды было у Станиславского передвижнического плана, но не его раннего этапа. Как и передвижники, режиссер программно противопоставлял правду жизни ложной театральной красивости.
Важную роль в формировании театральных идей Станиславского сыграл историзм художественного мышления. Характерно, что исторический принцип подхода К искусству проявлялся не только в русской культуре Западной Европы. Весь XIX век в целом Томас Манн назвал "столетием истории"4.
В русской культуре тех лет особенно остро встал вопрос о путях, какими пойдет Россия дальше: "Личность и народ, как два полюса, определили стержень, вокруг которого вращались почти все общественные интересы"5. Историзм влиял на русскую культуру того времени, сказывался на творчестве Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова.
Художественные идеи Станиславского вобрали в себя весь предшествующий опыт и русской литературы, и русского изобразительного искусства. Вместе с тем, режиссер явно ощущал недостаточность историко-художественного осмысления прошлого в современном театре. Вот почему он с таким энтузиазмом воспринял гастрольные спектакли мейнингенской труппы, состоявшиеся в 1885 и 1890 гг. Мей-нингенцы наиболее последовательно осуществляли в современном театре исторический принцип. Тщательно подготовленные спектакли мейнингенцев, в которых главное внимание уделялось массовым сценам, напоминали своим размахом композиции исторических полотен. Эпически-повествовательный характер сценического действия, ожившая картинность мизансцен, подлинность костюмов и бутафории -историзм мейнингенских постановок носил музейно-археологический характер. В них ощущалась парадная антуражность академического свойства. И все же эти спектакли были очень важны для Станиславского, отражали неослабевающий интерес к историческому позитивизму, им была проникнута русская культура. Конечно, историзм мейнингенских постановок, основанный на музейно-увражных знаниях, соответствовал уровню исторической науки более раннего этапа, нежели завоевавший свои позиции исторический позитивизм.
Для Станиславского постановки мейнингенской труппы были как бы отправным моментом. В них он видел столь дорогую для него слаженность всех частей постановки, утверждение ведущей роли режиссера, добивающегося ансамблевого решения спектакля. Но было еще одно более общее восприятие Станиславским этих спектаклей. Историзм постановок мейнингенской труппы оказался близок режиссеру потому, что он видел в точном следовании историческим прототипам как бы первоначальный этап утверждения той новой сценической реальности, которую он стремился обрести в своих постановках.
У Станиславского завязываются широкие контакты с художниками. Еще в юности он знакомится с С.И. Мамонтовым. Участие в постановках абрамцевского кружка помогло Станиславскому влиться в художественную среду, составлявшую ближайшее окружение Мамонтова. "Знакомство с художниками (В.Д. Поленов, Репин, Суриков, Серов, Коровин и др.) и, главное, с самим С.И. Мамонтовым произвело на меня как артиста большое впечатление", - вспоминал впоследствии режис-^Р • Контакты с художниками возникли у Станиславского еще задолго до того, как он стал ставить спектакли в Обществе искусства и литературы. В ту пору Станиславский - молодой актер, он широко участвует в многочисленных любитель-
ских постановках, маскарадах, балах. Так, в 1879 г. он играет в домашнем спектакле своего двоюродного брата В. Сапожникова. В программе пьесы В. Крылова "Лакомый кусочек" и П. Фролова "Капризница". Среди зрителей С.И. Мамонтов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов7.
В январе 1889 г., в день 52-й годовщины со дня смерти Пушкина, в Обществе, состоялся концерт-спектакль: Станиславский... читает стихотворение М.Ю. Лермонтова "На смерть поэта" на фоне декорации, написанной И.И. Левитаном8.
Для деятельности Станиславского тех лет характерен широкий диапазон: режиссура, администрирование, организация костюмированных балов и художественных праздников. К их оформлению режиссер привлекает К. Коровина, И. Левитана, А. Степанова, Ф. Соллогуба, В. Переплетчикова9.
Среди живописцев, общающихся со Станиславским, только К. Коровин и В. Поленов по-настоящему ощущали себя декораторами (И. Левитан работал в театре эпизодически, А. Степанов и В. Переплетчиков вообще не были связаны со
сценой).
Театральная деятельность Станиславского протекала в широком общении с самим Мамонтовым и с художниками его круга. Он частый посетитель спектаклей Частной оперы. Режиссер приезжает к В. Васнецову во время его работы во Владимирском соборе в Киеве, встречается с Поленовым, Врубелем.
Вместе с Поленовым Станиславский участвует в спектакле "Афродита", сыгранном 25 апреля 1894 г. в Дворянском собрании по случаю съезда художников. В драматической сцене из античной жизни, написанной С.И. Мамонтовым, Станиславский сыграл роль скульптора Агезандра. Н.А. Прахов вспоминал об этом спектакле: "Я как сейчас помню Вашу стройную фигуру, голос и движения и замечательную декорацию Василия Дмитриевича"10.
Летом 1891 г. Станиславский вел переговоры с Врубелем о его участии в постановке "Дела Клемансо". Режиссер просил художника написать эскизы костюмов для роли Изы11. Врубелем был создан рисунок костюма Дездемоны к "Отелло"12. Наиболее близко был знаком Станиславский с К. Коровиным. В 1891 г. для спектакля "Фома" (инсценировка повести Достоевского "Село Степанчиково") художником была написана декорация "Сада", - живописный сценический пейзаж13.
И все же в целом весь мамонтовский круг художников-декораторов оказался обойденным Станиславским. Оформление к большинству постановок Общества искусства и литературы создавали художники императорских театров Ф.Н. Навро-зов14 и живописец-любитель Ф.Л. Соллогуб15. Почему же Станиславский предпочитал скромных мастеров известным живописцам? Режиссер прекрасно знал сценические приемы мамонтовцев. В декорациях Частной оперы, написанных В. Васнецовым, В. Поленовым, М. Врубелем, К. Коровиным, преобладало живописное начало. Поэтическая красота природы, архитектуры были переданы на сцене средствами живописи, ее формой, цветом, всем живописно-пластическим строем, сливающимся с музыкальной тканью оперы. Сценический метод мамонтовцев, работающих над оперным спектаклем, предполагал и большую отвлеченность зрительского образа.
Постановочная мысль Станиславского была направлена на создание такой сценической среды, которая соперничала бы с реальной действительностью, помогала бы актеру непринужденно зажить в спектакле, естественно ощутить себя в пространстве сцены. Жизненное правдоподобие оформления было в ту пору главным для режиссера. Вероятно, поэтому он считал, что декорационные приемы мамон-
товцев не соответствуют его постановочным задачам. Станиславский не отказывался от красоты живописи на сцене, но он разделял свои оформительские задачи и задачи художников Частной оперы. Их декорации, не лишенные условной театральной патетики, присущей музыкальному спектаклю, носили в основном картинный станковый характер и никак не изменяли структуры сцены. Все это вряд ли подходило для постановок Станиславского с их жизненно-достоверным оформлением, в которых максимально использовалось театральное пространство.
Станиславский очень рано ощутил себя режиссером, определяющим в спектакле все: манеру игры, расположение сценических групп, характер оформления. Уже в ранних постановках он очень активно работает над зрительным решением, делает небольшие эскизы декораций и особенно много времени посвящает изготовлению макетов. Интерес Станиславского к макету объяснялся новаторским характером его режиссуры, стремлением создать для актера естественную игровую среду, которая воспринималась бы как прообраз реальной действительности.
Он ищет новые планировки, позволяющие выстроить разнообразные живые мизансцены, он заставляет играть каждый участок сценического пространства. Все эти качества мастера проявились в спектаклях Общества искусства и литературы16. Станиславский воспринимает пространство сцены как окно в мир; его надлежит организовать по законам реальности и театра. Но в начале своего пути режиссер еще слишком привязан к реальности, "внешней правде", как он выражался, она и определяла характер его зрительных образов.
Умение Станиславского работать с эскизом и особенно с макетом, его богатейшая изобразительная фантазия проявятся в спектаклях МХТ, существенно повлияют на формирование художественной индивидуальности Симова.
Режиссерский метод Станиславского, прочерчивающий зрительный ряд спектакля, определяющий его пластическое решение, явился началом той изобразительной направленности постановочного творчества, которая разовьется в театре начала XX в., в сценических исканиях Вс. Мейерхольда, А. Таирова, М. Фокина, Е. Вахтангова.
Масштабное осмысление драматургического материала, стремление охватить своим видением самые глубинные пласты жизни и воплотить в эпической сценической форме - все это сказывалось уже в ранних исканиях режиссера. Его постановочный метод предполагал развернутый режиссерский план; Станиславский детально описывает состояние природы, обстановку комнат, одежду действующих лиц. Стиль режиссера напоминает современную беллетризованную прозу с художественно переданными подробностями, где изобразительный ряд приобретает ин-терпретаторскую функцию.
В 1897 г. Станиславский обдумывает план постановки пьесы Г. Гауптмана "Потонувший колокол", требующий для своего воплощения фантазии и сценической изобретательности. К. Коровин очень хотел принять участие в постановке, но художник был отвергнут Станиславским. "Не то. Он прекрасен, но страдает рутинностью в самой конструкции сцены, в нем нет глубины"17.
Осенью 1897 г. Станиславский приехал к Симову в Иваньково, под Москвой, где художник постоянно жил. Симов так вспоминал об этом: "Первая встреча сра-3У меня очаровала. Вошел очень высокий мужчина, чернобровый, черноусый, но Уже с седеющей головой, вошел, притягивая к себе расположение мягкой пленительной улыбкой... В нем ясно угадывалось стремление искать все оригинальное, °тметая трафарет и шаблон..."18. Режиссер приехал предложить Симову работать НаД "Потонувшим колоколом", но предварительно решил познакомиться с его
творчеством. В то же время осторожный Станиславский параллельно вел переговоры о пьесе Гауптмана с декоратором императорских театров А.Ф. Гельцером. На первый взгляд может показаться странным, что Станиславский обратился к Гель-церу, представителю рутинной традиции, мастеру балетных феерий. Но художник был очень опытен и сведущ в вопросах сценических, постановочных, а пьеса Гауптмана требовала сложных театральных эффектов и сценических превращений. Но даже Гельцер не смог выполнить декорации по макетам режиссера на маленькой сцене Охотничьего клуба.
Теперь Станиславскому предстояло работать с Симовым. Мастер познакомил художника со своими макетами к "Потонувшему колоколу". Симов был поражен тем, что макеты разбирались и складывались: "В нашей практике у Саввы Ивановича Мамонтова никаких макетов не требовалось, там довольствовались одними эскизами"19. После очередной встречи Симов покидал Станиславского с твердым убеждением, что он обрел "близкое, важное и дорогое по искусству"20.
Много лет спустя художник писал в своих воспоминаниях: "Не будь встречи с Алексеевым-Станиславским, молодым, рьяным фантазером, горячо увлекающимся и увлекающим других, по всей вероятности, я пошел бы другой дорогой"21.
В "Потонувшем колоколе" Станиславский поставил перед Симовым сложную задачу. Поэтическая фантастика пьесы, ее открытая символика выражалась прежде всего в оформлении. В небольшом тесном пространстве сцены Симову предстояло воссоздать дикое горное ущелье с озером вдали. Художник понял, что все это можно передать на сцене, фиксируя внимание на выразительном, легко обозримом фрагменте. Он изображает подножие горы с очень крупным, поросшим мхом валуном, с разбросанными вокруг камнями. Из-за тесноты сценической площадки художник не смог использовать в декорации объемные формы и пришлось приемом иллюзорной живописи их имитировать. Симов преобразует сценический планшет, ломает его ровную поверхность. Станиславского поразила планировочная смелость художника, его умение изобретательно использовать сценическое пространство. Разглядывая макет Симова, режиссер произнес: "Откуда у Вас такое знание сцены? Так чувствовать ее - громадное достижение"22.
Симов встретился со Станиславским в самый ответственный, переломный момент жизни режиссера, когда у него вызревал замысел создания нового театра. Вскоре последовала знаменательная встреча Станиславского с Немировичем-Данченко, сформировавшая художественную позицию будущего МХТ.
Программа молодого театра была революционной, он создавал новый тип постановки, вырабатывал новый исполнительский стиль, порывающий со штампами ложной театральности.
МХТ возник как театр нового типа, откликающийся на самые важные идейно-эстетические проблемы времени. В его репертуаре - пьесы А. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, произведения классической драматургии. Исполнительская манера актеров МХТ основывалась на глубоком постижении жизни человеческой души в ее неуловимых оттенках, в сложном движении эмоций, создающих тончайшую ткань духовной сути образа. Душевная жизнь героев была тесно связана со всем, что их окружало; с внешней средой, обстановкой, звуковой стихией, музыкой, светом.
Новый психологический реализм спектаклей МХТ, проникновение в самые глубинные сферы человеческой души, переданные новыми приемами исполнительской техники, идущими от жизни, от ее внутренних подводных течений, требовал и иного оформления.
В широкой эстетической программе молодого театра вопрос о новом типе декораций, не имеющем ничего общего с общепринятой системой оформления казенной сцены, был одним из самых существенных.
Станиславский внимательно изучал опыт своих предшественников: постановки мейнингенцев, натуралистическую достоверность спектаклей Андре Антуана и От-то Брама, декорационные приемы мамонтовцев. Каждое из этих сценических решений Станиславский осваивал, но искал собственный оформительский метод, отвечающий новой программе театра23. В реформе декорационного дела МХТ не принимал полумер, не допускал на свою сцену того, что было талантливо, но несло в себе отголоски старых традиций.
Режиссеры вместе с Симовым провели ломку старой декорационной системы и выработали новые принципы оформления спектаклей. Они отвергали "дежурные" декорации, кочевавшие из спектакля в спектакль. Для каждой постановки Симовым создавались индивидуальные декорации, костюмы, бутафория, соответствующие характеру пьесы, стилю драматурга. Режиссеры и художник почти ничего не взяли из арсенала старой декорационной системы. Сценический путь Симова был путем в новое, неизведанное.
Спектакли Художественного театра с их сложно разработанными мизансценами требовали отказа от статичной инертности старого оформления. Станиславский вместе с Симовым разрушили кулисно-арочное построение декораций, раскрыли замкнутую коробку сцены, освободили пространство, отдав актеру все преимущества свободной композиции игровой площадки. Художественной индивидуальности Симова было присуще редкостное умение работать в сценическом пространстве, ощущать его подвижно, динамично, находить самые неожиданные и смелые планировочные решения, поражающие жизненной естественностью. Вместо павильонов с традиционной симметричной группировкой безликой мебели в декорациях Симова появляются настоящие квартиры с правдоподобными разрезами комнат, с естественным расположением мебели. Вместо статичных кулично-арочных ландшафтов возникают пейзажи с непринужденно раскинувшимися деревьями и кустами.
Тонкое понимание законов театра, постановочная интуиция помогали Симову легко и свободно идти за режиссером, полностью подчинять свои решения его замыслу. Обладая редчайшей планировочной изобретательностью, мастер вместе с тем не имел яркого художественного дарования и чисто живописные задачи на сцене представляли для него значительные трудности. Красочная декоративность Симову была не только чужда, но и попросту недоступна. В спектаклях Художественного театра наибольшее развитие получила самая сильная сторона мастера — разработка новых пространственно-планировочных решений.
С первых дней существования МХТ Станиславский и Немирович-Данченко рассматривали оформление как естественную среду, воссоздающую атмосферу непосредственно текущей жизни. Поэтому постановщикам так важно было наделить Декорации всеми чертами реальной действительности. Верность жизненной правде была самым главным, что объединяло режиссуру МХТ с Симовым.
На раннем этапе своего существования главной задачей молодого театра было приблизить сценическое искусство к завоеваниям передовой художественной куль-ТУРЬ1 — литературы и живописи. В своих спектаклях МХТ хотел воссоздавать эпически широкие картины жизни в достоверности реальной формы.
Симов, как художник, сложившийся на передвижнических идеях, более чем Кто-либо другой был близок творческой позиции театра. МХТ и Симов как бы шли навстречу друг другу.
Для открытия Художественного театра была выбрана трагедия А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Симову пьеса была очень близка. Еще во время работы над станковой картиной "Опала митрополита Филиппа" он изучал эпоху XVI столетия, советовался с В.И. Суриковым, совершал поездки по древнерусским городам. Теперь художник предложил Станиславскому поехать в Ростов Великий, чтобы осмотреть Кремль, сохранившиеся постройки города. "Константин Сергеевич упивался богатым своеобразием стародавнего уклада, а я с А.А. Саниным (второй режиссер спектакля. — М.Д.) старались... вплотную приблизить к нему характерности эпохи, помогали уловить аромат ушедшего быта... Из Ростова двинулись в Ярославль, оттуда в Нижний, где нам указали ярого любителя, коллекционера художника Карелина. Из его собрания довольно много древнерусской посуды, утвари и тканей перекочевало за нами в Москву"24, - вспоминал Симов. Из этой поездки был привезен чрезвычайно ценный материал, состоящий из подлинных предметов старинного быта, - шитье, головные уборы, кики и кички разных фасонов, обувь, платки, пояса, "персидский шелковый кушак для Федора, бухарские сапоги, деревянные ковши"25. Кроме того, Симовым были скопированы архитектурные детали теремов, утварь, костюмы. Помимо Ростова Великого режиссер и художник до мельчайших подробностей изучили Московский Кремль, Грановитую палату, дом бояр Романовых. Когда Станиславский увидел готовые макеты к спектаклю, он испытал огромную радость. "Такой настоящей русской старины в России еще не видывали. Это настоящая старина, а не та, которую выдумали в Малом театре"26.
Полноту исторической жизни Станиславский и Симов стремились передать не точным археологическим правдоподобием, а сгущенной колоритной типической характерностью. В процессе создания спектакля режиссер не раз говорил Симову: "Пусть на сцене будет исторически не совсем верно - главное сделать так, чтобы этому поверили"2'1.
Станиславский так определил ведующую тему "Царя Федора Ианновича": "... главное действующее лицо - народ, страдающий народ.„ И страшно добрый, желающий ему добра царь. Но доброта не годится"28. Характерно, что тема народа как главного действующего лица истории прошла сквозь всю русскую культуру 1880-1890-х годов. "Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно выплеснуть их на улицу", - эти слова Сурикова, отразившие его кредо исторического живописца, преломились в режиссерской концепции "Царя Федора".
Тема народной жизни стала ведущей в спектакле. Режиссер и художник стремились найти новый жизненный тон, ввести зрителя в атмосферу московского быта XVI столетия в его живом, повседневном течении; историческая правда должна была ощущаться жизненной и достоверной. Станиславский и Симов добивались того, чтобы в оформлении ничто не напоминало о трафарете исторических постановок казенной сцены. Режиссер просил художника, чтобы тот дал в декорациях неожиданные точки зрения, непривычные планировки, они должны были усилить колоритную полноту исторического быта.
Декорация 1-й картины спектакля поразила зрителей своей необычностью. Станиславский и Симов вынесли действие из внутренних покоев на приподнятую над сценой крытую галерею терема. На просторной террасе, отделенной от зрителя балюстрадой, располагались гости Шуйского, отсюда открывалась панорама •старой Москвы. На вольном воздухе разворачивался боярский пир. Сценическая картина "обрушивалась на зрителя целым потоком ярких, бурных... цветовых комбинаций, сочетавшихся с звуковой стихией (шум пира, возгласы гостей)"29.
Стольничие обносят гостей медом, вносят блюда с жареными лебедями, по-лосятами. На столах сочно играют старинные кубки, ковши, братины. С террасы видны главы церквей, верхушки кровель домов. Широкая картина древнерусского быта разворачивалась на фоне пейзажа старой Москвы, включенного в действие.
Станиславский и Симов вводили подлинные архитектурные детали, утварь, костюмы с таким расчетом, чтобы создать колоритные приметы эпохи, своеобразные живописные акценты, игравшие в спектакле, вовлеченные в действие. Так, в одной из картин стог сена был сметан так, как это делалось в XVI столетии, и это поразило и восхитило публику. Этими красочно поданными зрительными находками Станиславский хотел прикрыть неопытность молодых актеров. Постановщики стремились соединить в спектакле историческую достоверность со своеобразной живописной картинностью. В исторической характерности древнерусского быта Станиславский и Симов искали неожиданности зрительной эффектности. Этот принцип выбора характерных колоритных и зрелищно эффектных деталей был присущ и произведениям русской живописи, в особенности полотнам Сурикова. Мирискусническая критика, поначалу очень строго чтившая историко-археологи-ческую достоверность, упрекала спектакль в недостаточно точном следовании историческим образам. "Чувствовалось желание во что бы то ни стало создать красивое пятно, красивую композицию, хотя бы и в ущерб тексту"30.
Необычное решение использовал Симов в декорации "Сада" (2-я картина IV действия), где происходило свидание княжны Мстиславской с князем Шаховским. Симов применил новый и очень эффектный планировочный прием. Тонкие стволы белых берез были свободно распределены по переднему плану сцены, в глубину сад казался разросшимся, густые деревья сплетались ветвями, и сад напоминал лес. Молодые влюбленные, перебегая от одного дерева к другому, прятались за их стволами. Неясными силуэтами рисовались их фигуры среди деревьев. Мрак ночи постепенно рассеивался, всходила луна. Игра света усиливала лирическую и вместе с тем тревожную атмосферу картины, и так поэтичен был образ ночного сада с его чуткой настороженной тишиной, неясными шорохами и приглушенными голосами влюбленных.
Оформление "Сада" строилось Симовым совсем на иных принципах, нежели традиционные лесные декорации. Художник отказался от подвесных арок, изобра-'жающих деревья. Исполненные с иллюзорной вещественностью, написанные на ажурной сетке деревья и кусты были вырезаны и размещены по переднему плану сцены. Их свободная живописная компоновка дала возможность режиссеру создать интересную мизансцену, заставить декорацию активно участвовать в сценическом Действии.
Кульминационным моментом спектакля, в котором слились воедино смелость постановочной фантазии с ярким зрелищным решением, была 8-я картина "На мосту через Яузу". Художник вспоминал: «Над последней декорацией "На Яузе" я намучился. Правда, режиссер мне предоставил относительную свободу, при одной оговорке: изменить указание автора и вместо "хилого моста" построить "горбатый" со столбами по углам. Тогда удастся расположить группу слепцов, которые откроют картину своим заунывным пением»31.
Оформление давало возможность Станиславскому выстроить очень сложную композицию. Через всю сцену был переброшен горбатый бревенчатый мост, опускавшийся в глубине площадки и сливавшийся с дорогой. Под мостом протекает Яуза. Женщины стирают белье, в палатках, разбитых вдоль берега, идет торговля. На
мосту нищие просят подаяние, идут мастеровые, носильщики, нагруженные мешками с мукой. Проходят иноземцы, купцы, стрельцы.
Станиславский разворачивает широкую картину исторического быта в его непрерывном будничном течении. Режиссерская канва выстраивалась в эпическом повествовательном плане, со множеством красочных, живописных деталей, с чередованием ответвляющихся бытовых эпизодов, вливающихся в широкое русло действия, создающего впечатление широкого потока жизни. Зритель ощущал эту бурлящую жизнь в ее пестроте и шумном многоголосии. Но вот на мосту показался закованный в кандалы князь Иван Петрович Шуйский под конвоем, возглавляемым князем Турениным. "Носильщики, до этого момента недвижимые, мрачные, сразу, как львы, проснулись, они схватили по дубине и ринулись в первый ряд..."32. Так начинается сцена народного бунта. "Народ, затаив в себе решимость и ненависть, безмолвствует. После слов Туренина: "Разогнать народ!" - "народ с добытым ранее дрекольем бросается на стрельцов, а те, в свою очередь, с алебардами на народ"33. Весь этот пестрый люд, занимающийся каждый своим делом, оказывается мгновенно сплоченным, устремленным в едином порыве. После слов князя Шаховского "За мной, люди! Раскидаем тюрьму по бревнам!" - толпа, увлеченная призывом, бросается отбивать колодников. Завязывается отчаянная схватка. Берег Яузы, еще недавно мирный, заполненный лавками торговцев, становится пустынным, лишь кое-где валяются тела убитых. Известный историк В.О. Ключевский делился своими впечатлениями о спектакле с артистом МХТ А. Артемом. Его потрясла сцена "На Яузе", «когда... вспыхивает бунт - один из тех "малых бунтов", которыми так богата московская история конца XVI - начала XVII в. До сих пор я знал только по летописям, как оканчивался русский бунт, теперь я знаю, как он начинается»34. Историки этой постановки Б.И. Ростоцкий и Н.Н. Чушкин отмечали, что Станиславский был порою излишне расточителен в изобразительных средствах: «Сценическая толпа в "Федоре" порой была еще излишне цветиста, голосисто-криклива... Временами... излишняя расточительность и в красках, и в бытовых подробностях»35.
И все же глубина, эпическая мощь воссоздания жизни народа, сближали сцену "На Яузе" с историческими полотнами Сурикова, и, прежде всего с "Боярыней Морозовой". Образ народа - вот что было в центре внимания и Сурикова, и Станиславского. «В "Царе Федоре" впервые с такой смелостью режиссер ввел в обиход театра эпическое народное "суриковское" начало, увидев в нем не фон основных событий, не этнографическую подробность, не живописный быт, но главную пружину действия»36. И хотя Станиславский решительно вел за собою Симова, он все же испытывал и влияние художника. Работая над сценой "На Яузе", режиссер, несомненно, знал картину Сурикова. Но Симов объяснял, подсказывал ему те художественные средства, которые были использованы и Суриковым, и самим Симо-вым.
Смелое диагональное решение пространственной композиции, многообразие жанровых эпизодов, сливающихся воедино, создающих ощущение полноты народной жизни - все эти постановочные приемы Станиславского вобрали в себя художественно переосмысленные впечатления и от "Боярыни Морозовой", и от "Опалы митрополита Филиппа", написанной Симовым37.
Станиславский как художник сформировался на русской литературе, произведениях Толстого, Достоевского, Тургенева, на русской живописи - полотнах Репина, Сурикова, Левитана. Объективная достоверность художественного восприятия, обусловленный эпохой историзм мышления рождали сценические образы жизнен-
но правдивые, но крупные, масштабные. В спектаклях, созданных с Симовым, та-iqjx как "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного" и др., режиссер продолжал преемственность развития русского реализма, задачей которого было "написать целую жизнь".
Постановкой "Царя Федора Иоанновича" Станиславский сближал художественную позицию МХТ с передовым направлением русской литературы и живописи.
Одной из сторон художественной индивидуальности Станиславского было увлечение фантастикой, сказочностью. "Фантастика на сцене - мое давнишнее увлечение. Я готов ставить пьесу ради нее", - писал режиссер38. Поэтому понятен его интерес к "весенней сказке" А.Н. Островского "Снегурочка".
Театр вновь предпринял экспедицию на Север, в Архангельскую губернию. В ней приняли участие Симов, художник Клавдий Сапунов (брат живописца Николая Сапунова) и Б.С. Алексеев - брат Станиславского. Им удалось проникнуть в самые глухие, исхоженные места русского Севера, собрать богатейший материал: костюмы, утварь, вышивки и даже привезти народную деревянную скульптуру.
"Снегурочка" была поставлена в МХТ в 1900 г.
"Весенняя сказка Островского с ее поэтической темой вечной красоты земли и природы, справедливости жизни дала Станиславскому великолепный повод развернуть всю мощь своей режиссерской фантазии"39. Неуемное воображение подсказывало ему множество удивительных постановочных находок. Симов подметил, что режиссер задавался "такими компоновками, которые сами по себе являлись сказкой"40.
Русский Север стал для постановщиков воплощением сказочной страны берен-деев. Вот как представлялся режиссеру пролог спектакля.
Открывается занавес, и перед зрителями - покрытый снегом лес с сухими пнями, торчащими темными корягами. Постепенно все меняется, начинает медленно шевелиться и оживать. В глубоком снегу вязнут, барахтаются берендеи (ящик с солью, поставленный у рампы, заменил рыхлый весенний снег). Особенно эффектно обставлено появление Мороза: "Хорошо бы показаться грозному мохнатому чудищу в сопровождении волка. Шум, свист, треск, падают сучья, стонут лешие, подвывают волки, и сквозь метель виден злой контур лесного хищника (дрессированная овчарка). Там грузно переваливается медведь, тут беспечно резвится Снегурочка"41. Но близится приход Весны. "Белоснежный ковер на полу... сдергивается... сперва показываются... темные пятна земли, потом пол покрывается травкой светло-зеленого цвета,... вокруг Весны начинают оживать и согреваться птицы"42.
В "Снегурочке" краски постановочной палитры были щедры, неуемны.
Сорежиссер Станиславского по спектаклю А.А. Санин писал ему о своих впечатлениях от репетиции пролога: «Ставился вчера пролог. Это - фурор, волшебст-во— Обстановка задавит текст, поэзию, полчаса будут думать, "как они это все со-°РУДИли"»43. Симов, чутко прислушиваясь к режиссеру, стремился точно воспроизвести на сцене его постановочные задания.
Глубокий поэтический смысл пьесы с наибольшей полнотой раскрывался в сцене "У царя Берендея"44. Просветленный идиллический мир добра и красоты, обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, стремился воссоздать Станиславский. В его режиссерской разработке вся картина была насыщена зтмосферой искусства. Отделка дворца не закончена, стоят леса, рожечники, гус-
ляры, певцы, поют, играют, услаждают Берендея, "вокруг много цветов, елочек, берез с ранней свежей зеленью... Много солнца, пестроты тонов и красок. Словом, царство красоты и искусства: музыки, живописи и красноречия"4*.
Царь Берендей, мудрец, поэт и художник, "взгромоздился на возвышение... и кистью расписывает нежный цветок"46. Зрительное решение этой картины было подсказано Станиславскому воспоминаниями, когда режиссер посетил в Киеве В. Васнецова, расписывавшего Владимирский собор: "...из купола падали и рассыпались по всей середине храма яркие блики света; - целые снопы, струи солнечных лучей точно смачивали своими золотыми брызгами наиболее яркие места на металлических ризах икон. Среди царившей тишины раздавалось пение художников-богомазов, которые были подвешены к потолку в люльках и точно совершали обряд помазания елеем... Вот откуда родилось у меня настроение картины у царя Берендея в "Снегурочке"»47.