Природа, человек, и искусство

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА БУДУЩЕГО

Начало формы
ПОСВЯЩЕНИЕ
I. ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО
  1. Природа, человек и искусство
  2. Жизнь, наука и искусство
  3. Народ и искусство
  4. Народ как условие существования произведения искусства
  5. Антихудожественный строй жизни при современном господстве абстракции и моды
  6. Контуры произведения искусства будущего
II. АРТИСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННО
  1. Человек как предмет и материал искусства
  2. Три чисто человеческих рода искусства в их первичном единении
  3. Танец
  4. Музыка
  5. Поэзия
  6. Предшествующие попытки вновь объединить три вида искусства
III. ЧЕЛОВЕК, ТВОРЯЩИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
  1. Архитектура
  2. Скульптура
  3. Живопись
IV. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА БУДУЩЕГО
V. ХУДОЖНИК БУДУЩЕГО

Конец формы

Людвигу Фейербаху посвящается

с благодарностью и уважением

ПОСВЯЩЕНИЕ

Только Вам, уважаемый гос­подин Фейербах, могу я посвятить этот труд, ибо с ним я возвращаю Вам Вашу же собственность. Но поскольку он в известной мере перестал быть Вашей и стал соб­ственностью художника, я нахожусь в сомнении относи­тельно того положения, в котором я оказался по отноше­нию к Вам: захотите ли Вы получить обратно из pyк ху­дожника то, чем Вы одарили его как философ? Но мое стремление и мой долг выразить Вам благодарность за нравственную поддержку превозмогли мои сомнения.

Отнюдь не тщеславие, а только лишь непреодолимая потребность заставила меня стать на некоторое время пи­сателем. В ранней юности я сочинял стихи и пьесы; к од­ной из этих пьес мне захотелось написать музыку — чтобы овладеть этим искусством, я стал музыкантом. Позднее я писал оперы, перекладывая на музыку собственные дра­матические сочинения. Профессиональные музыканты, к числу которых я принадлежу по своему положению, счи­тали, что я обладаю поэтическим даром; профессиональные писатели не отрицали за мной музыкальных талантов. Мне часто удавалось взволновать публику, однако профессио­нальные критики всегда поносили меня. Так мой противо­речивый опыт дал мне богатую пищу для размышлений, когда же я размышлял вслух, против меня ополчались филистеры, которые неизменно представляют себе худож­ника глупцом, не способным мыслить. Друзья поощряли меня письменно изложить свои взгляды на искусство и на то, к чему я стремлюсь в искусстве, я же предпочитал вы­ражать это своим творчеством. Убедившись, что сделать это в полной мере мне не удается, я понял, что не отдель­ному человеку, а лишь сообществу суждены подлинные, бесспорные свершения в области искусства. Понять это и не потерять при этом надежду — значит всем своим суще­ством восстать против нынешнего положения в жизни и в искусстве. Решившись на восстание, я стал писателем, к чему меня вынудила уже некогда нужда. Профессиональ­ные литераторы, которые теперь, когда замолкли послед­ние отголоски бури, снова свободно вздохнули, сочли дер­зостью, что сочиняющий оперы музыкант занялся их ре­меслом. Но я прошу их милостивого разрешения обратить­ся в качестве художника не к ним, а только к мыслящим художникам, с которыми у них нет ровно ничего общего. Не сочтите и Вы дерзостью с моей стороны, уважаемый господин Фейербах, что я поставил Ваше имя в начале этого труда, обязанного своим существованием тому впе­чатлению, которое произвели на меня Ваши сочинения, но которое не соответствует, быть может, Вашим взглядам на то, к чему должно было привести это впечатление. Тем не менее Вам не может быть безразлично, смею думать, полу­чить доказательство того, как Ваши мысли были воспри­няты одним из художников и как он в качестве художника с искренним рвением попытался пересказать Ваши мысли другим художникам — и только им. Прошу Вас отнести лишь за счет моего рвения, которое, я полагаю, Вы не осудите, не только то, что вызовет Ваше одобрение, но и то, что Вы не сможете одобрить.

Рихард Вагнер

I. ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО

Природа, человек, и искусство

Искусство так же соотносится с человеком, как человек соотносится с природой.

Когда природа развилась до такого состояния, которое заключало в себе условия для существования человека, сам собой появился человек. Когда жизнь человека создала условия для возникновения художественного произведения, оно возникло само собой.

Природа порождает и творит непроизвольно и непред­намеренно, подчиняясь лишь необходимости; та же необхо­димость является порождающей и творящей силой в жизни человека: все непроизвольное и непреднамеренное вытекает из естественной потребности, лишь в ней — основа жизни.

Необходимость в природе человек познает из взаимо­связи явлений; до тех пор пока он не видит этой взаимосвязи, ему повсюду мнится произвол.

С момента, когда человек ощутил свое отличие от при­роды и тем самым начал развиваться как человек, перейдя от бессознательности естественного животного существова­ния к сознательной жизни, когда он тем самым противопоставил себя природе и когда чувство зависимости от нее дало толчок развитию его мышления — с этого момента появилось заблуждение как первое проявление сознания. Шо заблуждение — отец познания, и история развития познания из заблуждения есть история рода человеческого от мифов глубокой древности и до наших дней. Человек начал заблуждаться в тот момент, когда пред­положил, что причина явлений природы не заключена в са­мой природе, давая тем самым чувственным явлениям сверхчувственное, человечески произвольное объяснение, когда он счел бесконечную взаимосвязь бессознательных и непреднамеренных действий преднамеренным проявлением конечных, не связанных между собой волеизъявлений. В преодолении этого заблуждения заключается познание, которое и есть постижение необходимости явлений, причиной которых представлялся произвол.

Благодаря этому постижению природа осознает себя в человеке, который смог постичь природу, лишь научившись отделять себя от нее, воспринимать ее в качестве объекта, но это отделение исчезает вновь там, где человек начинает воспринимать сущность природы как собственную сущ­ность, где он во всем существующем и живущем — в соб­ственной жизни не в меньшей степени, чем в жизни при­роды, — видит проявление единой необходимости, познавая, таким образом, не только взаимосвязь явлений природы, но и свою связь с ней.

Если природа приходит к самопознанию в человеке бла­годаря связи с ним — выражением чего и является челове­ческая жизнь как образ и подобие природы, то человече­ская жизнь в свою очередь приходит к постижению самой себя в науке, для которой она становится предметом опыта; проявлением же добытых наукой знаний, изображением постигнутой наукой жизни, отражением ее необходимостии истины является искусство *.

* Искусство вообще, и искусство будущего в особенности.

Человек не станет тем, чем он может и должен быть, пока его жизнь не будет верным зеркалом природы, созна­тельным следованием единственно истинной необходимости, внутренней естественной необходимости, а не подчинением внешней силе, силе воображаемой, поэтому не необходи­мой, а произвольной. Тогда человек впервые действительно станет человеком. До сих же пор он живет по правилам, которые диктуют ему религия, национальные предрассуд­ки или государство. Искусство также не станет тем, чем оно может и должно быть до тех пор, пока оно не-будет, не сможет быть верным и сознательным отражением дей­ствительного человека и действительной жизни человека, соответствующей естественной необходимости, до тех пор, пока своим существованием оно обязано заблуждениям, извращениям и противоестественным искажениям нашей современной жизни.

Истинный человек не появится, если его жизнью будут управлять произвольные законы государства, а не сама человеческая природа; истинного же искусства не будет, если она будет подчиняться деспотическим капризам моды, а не законам природы. Подобно тому как человек стано­вится свободным, лишь осознав свою связь с природой, так и искусство становится свободным, лишь перестав сты­диться своей связи с жизнью. Лишь в радостном осозна­нии своей связи с природой человек преодолевает свою зависимость от нее; искусство же преодолевает свою зависимость от жизни лишь во взаимосвязи с жизнью под­линно свободных людей.

Наши рекомендации