Культура советской России

Октябрьская революция 1917 года стала великим переломом в судьбе русской культуры, развивавшаяся по восходящей линии и достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки своего развития. После победы большевизма начинается процесс последовательного упрощения общественных и культурных структур. Пролетарская революция в России стала началом формирования новой советской культуры – сложного и противоречивого социокультурного явления.

Феномен советской культуры построен на тоталитарной мифологии, догматической коммунистической идеологии, подавлении инакомыслия, моральном или физическом уничтожения цвета российской научной и художественной творческой интеллигенции. С другой стороны, советский период дал отечеству гениальных ученых – исследователей, талантливых художников. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

Идеология

В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905) В.И. Ленин утверждал, что культура должна стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы пролетариата, а тем самым, и всего общества. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям, рассматриваемым как абстрактно-гуманистические ценности. Идеал классовой борьбы был перенесен и на всю смысловую сторону историко-культурного процесса, поскольку вожди революции отказались признавать преемственность культурного развития.

В октябре 1917 г. был взят курс на культурную революцию, которая была поставлена по значению в один ряд с индустриализацией и коллективизацией. Идея культурной революции в первое послеоктябрьское десятилетие понималась как создание чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей культуре прошлого. В то же время, феномен революционной культуры – явление сложное и противоречивое. Он включает в себя элементы модернизма, сплавленные с лозунгом привлечения трудящихся масс к культурному строительству.

К концу 20-х годов от искусства требуется не просто сближение с массами, но непосредственное вовлечение трудящихся в творческий процесс. И здесь определенных успехов добились в искусстве плаката, которое не предполагало художественного рисунка или сложного сюжета. Постепенно под давлением власти время революционного романтизма заканчивается во всех сферах культуры. Советская культура становится тоталитарной, которая представляет собой специфическую идеологическую систему по мифологизации общественного сознания.

Тоталитарная культура в целом есть феномен массового сознания, поскольку она исходит из примата общества, а не личности. Эстетической доктриной истины, становится социалистический реализм. Это специфический метод упрощения культуры по принципу «свой - враг», «патриот – отщепенец», «родина – чужбина». В этом смысле тоталитарная культура есть способ проявления в символической форме авторитарного сознания, которое втягивает личность в процессы строительства «новой» жизни.

Тоталитаризм объявляет утопические проекты реальностью, но мечты о «новой» идеальной жизни постоянно пополняются компонентами - новые препятствия, новые враги, новые задачи. Истина, добро, красота отталкиваются от уже «готового» идеала тоталитарной культуры. Поэтому мир в восприятии нового человека эпохи социализма имеет четкий рисунок. Советский человек твердо знает, что ему следует принять как родное, а что без колебаний отвергнуть как чужое.

Религия

В проведении принципа атеизма большевики нацелили свой главней удар против Православной Церкви. Конституция РСФСР, принятая 6 июня 1918 г., провозглашала свободу совести, отделение церкви от государства, а школы – от церкви. Воинствующий атеизм объявил антихристианскую пропаганду общим пролетарским делом. Первой формой борьбы с Православной Церковью явилась попытка противопоставить религиозные течения.

1928 - 1930 гг. ознаменовались общим наступлением советской власти на позиции Церкви. Тысячи храмов и монастырей по всей стране были стерты с лица земли, а другие со временем пришли в полное запустение. Под лозунгом необходимости восстановления народного хозяйства, большевики изъяли религиозно-культовые сокровища и буквально за бесценок продали их за рубеж.

Так религия и социализм стали несовместимыми, а пассивный атеизм считался недопустимой нормой для членов партии, комсомола и передовых представителей пролетариата. В 1929 г. состоялся второй «Всемирный конгресс безбожников», который призвал к активизации борьбы с Церковью в деревне. С этого момента антирелигиозные акты – закрытие или разрушение церквей, изгнание духовенства – совершались по «требованию» народных масс.

Философия

Марксистско-ленинская философия в советском государстве получила распространение, ведя борьбу против идеалистических течений и направлений. В 1922 был основан первый марксистский философский журнал «Под знаменем марксизма» (Вопросы философии). В 3-м номере была опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой были сформулированы задачи, стоящие перед материалистической философской наукой.

Опубликованные произведения Энгельса «Диалектика природы» (1925) и Ленина «Философские тетради» (1929) дали толчок к исследованию проблем диалектического материализма. В этот же период происходит формирование философских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией, борьбой за социалистическое переустройство страны. Разработка марксистской теории положила начало советской философской науке, где дается диалектико-материалистическое осмысление мира и место человека в нем.

Следующий период советский философии характеризуется углублением подхода к актуальным вопросам, расширением тематики исследований. Были созданы труды классиков марксизма-ленинизма, издания справочного и энциклопедического характера, такие как «Философская энциклопедия», изданы учебники и учебные пособия. Решения по идеологическим вопросам и другие партийные документы помогли определить магистральные направления развития советской философской мысли.

Культурная политика

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к созданию пролетарского типа культуры, опирающегося на идеологию марксизма. Была поставлена задача воспитания «нового типа» человека, распространения всеобщей грамотности и просвещения, создания монументальных художественных произведений, воспевающих подвиги революционеров и т.п. В 1917 году перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи.

Национализация памятников культуры была призвана предохранить их от разрушения. Но та же самая национализация открыла путь невиданному ранее культурному варварству. Пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы, в дворянских домах и церквах устраивались клубы, склады и мастерские. По принципу классового подхода уничтожались сотни старых памятников, на место которых возводились малохудожественные бюсты революционеров.

В правительстве - Совете Народных Комиссаров РСФСР первым народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств, для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации. На смену им возникали новые организации культуры – «Долой неграмотность», Союз безбожников и т.п.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт, возникший в 1917 г. Его идеологи А.А. Богданов и В.Ф. Плетнев ставили задачу разрушения дворянской и создания новой пролетарской культуры. Пролеткульт удачно справился с первой задачей, а вторая осталась областью неудачного эксперимента. Движение «пролетарская культура» являло собой крайнее выражение большевистского подхода к культуре.

С конца 20-х годов в стране началось уничтожение русской интеллигенции. Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло ускоренное создание советской интеллигенции через «рабфаки» – подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы. Таким образом, новая культурная политика ставила цель - «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда».

Образование

Доступ народа к сокровищам мировой культуры должен был открыть путь к всеобщему просвещению народов России. В системе образования проводилась политика «огосударствления», которая была призвана решить ряд целей. Во-первых, администрация школы и вуза должны были быть подчинены партийному аппарату. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, за содержанием знаний устанавливался бы идеологический контроль. В-третьих, к бесплатному государственному образованию могли бы получить доступ все.

Первый съезд по народному образованию 16 октября 1918 г. одобрил «Положение о народном образовании». Методом образования утверждался производительный труд, школа являлся коммуной, тесно связанной с окружающей жизнью. Школьное образование предусматривалось осуществить в формах «четырехлетки», «семилетки» и «девятилетки». Из «четырехлетки» шли в фабрично-заводские училища, из «семилетки» – в техникумы, а «девятилетка» давала возможность поступить в университет.

В высшей школе вводился строгий контроль над содержанием преподавания на предмет соответствия лекций принципам марксизма. Целью вузов стало не изучение науки, а профессиональная подготовка специалистов и организаторов производства. Интерес «простого народа», стремившегося скорее научиться какому-нибудь ремеслу, совпал с практическими задачами большевиков. В качестве воспитательного идеала была выдвинута объемная цель – гармонически развитая личность.

За такой всеобщей формулировкой цели образования скрывалась куда более скромная прагматическая задача – создание типа человека, максимально подготовленного к конкретной общественной системе. Он должен был быть тотально подконтролен коллективу и государству, ограничено проявлять самостоятельность и нравственную ответственность индивида, но никак не на личностном уровне. Советское правительство вынуждено было поступить именно так, потому что оно поставило себя в крайние неблагоприятные условия.

Из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов, ученых, деятелей культуры по причине неприятия коммунистической идеологии. Необходимо было восстановить разрушенное народное хозяйство, а затем приступить к широкому строительству новых предприятий. Все это требовало быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В такой ситуации все идеологические, политические, социально-экономические ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности.

Литература

В резолюции ЦК РКП «О политике партии в области художественной литературы» требовали не разжигать, а смягчить классовую борьбу, допуская сотрудничество и терпимость к тем представителям интеллигенции, которые могут перейти на сторону коммунистической идеологии. Но вскоре стали востребованы революционный энтузиазм и классовая ненависть. В центре внимания стала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), на которых возлагалась обязанность разоблачения «врагов пролетариата».

Возвращение к серьезной литературе стало целью молодых писателей, принявших название «Серапионовы братья». Душой «братьев» был Л.Н. Лунц (1901 - 1924), трагедии которого «Вне закона» и «Бертран де Борн» имели большой успех. В кружок входили также М.Л. Слонимский (1897 - 1972), М.М. Зощенко (1895 - 1958), К.А. Федин (1892 - 1977) и др. Вслед за «Серапионовыми братьями» появляются «попутчики», получивших такое название в критическом обзоре литературы революционного времени Троцким. «Попутчиками» были Б.А. Пильняк (1894 - 1941), И.Э. Бабель (1894 - 1941), Л.Н. Сейфуллина (1889 - 1954), А.Г. Малышкин (1892 - 1932), А.Н. Толстой (1882 - 1945), И.Г. Эренбург (1891 - 1967), В.В. Вересаев (1867 - 1954), М.М. Пришвин (1873 - 1954) и др.

В начальный период становления советской власти в литературе преобладает тематика Гражданской войны. Романы А. Толстого «Хождение по мукам», М. Булгакова «Белая гвардия, А. Серафимовича «Железный поток», М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» получили широкую известность. В апреле 1934 г. открылся первый Всесоюзный съезд советских писателей, где в качестве основополагающего творческого метода был провозглашен «социалистический реализм». Перед писателями ставится цель – формирование «нового человека».

Но, несмотря на партийный контроль и идеологические запреты, советская литература в середине и во второй половине XX века дала миру целый ряд великих творцов. Среди них гениальные поэтессы А. Ахматова и М. Цветаева, четыре лауреата Нобелевской премии – М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын, И. Бродский. Тяжело сложилась судьба Б.Л. Пастернака (1890 - 1960), семья которого служила своеобразным культурным центром. Его роман «Доктор Живаго» был посвящен «вечным» вопросам бытия. Автора обвинили в антисоветской пропаганде.

Другого великого русского писателя А.И. Солженицына (р. 1918), прошедшего фронт и награжденного орденами, арестовывают за антисталинские высказывания. Находясь в заключении, он задумывает знаменитый роман «Архипелаг ГУЛАГ». В 1974 году Солженицына еще раз арестовывают, лишают гражданства и высылают из страны. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики «серебряного века», трагические судьбы героев романа осмысливаются в свете нравственного и христианского идеала.

Искусство

В первые годы советской власти русские художники раскололись на два враждующих лагеря. «Левые» были представлены плеядой авангардистов (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). «Правые» стояли на принципах социалистического реализма (И.И. Бродский, А.М. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Г.Г. Ряжский), они видели свою задачу в том, чтобы в художественной форме отобразить триумфальное шествие по стране Советской власти.

Социалистическая революция в России заставила художников перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Одной из центральных фигур русского авангарда был В.Е. Татлин (1885 - 1953), основоположник конструктивизма. Конструктивисты прославились памятником III Коммунистическому Интернационалу (1919-1920), полностью лишенным какой-либо культурной и художественной традиции.

От конструктивизма берут начало два культурных начинания XX века – дизайн и производственное искусство. Производственное искусство выдвинуло социально-утопический идеал «художника-инженера», преобразующего старый быт. «Художник-инженер», отвергнув традиционные виды художественного творчества, создает функционально обусловленные бытовые вещи.

Ключевой фигурой нового революционного искусства является также живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов (1881 - 1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда – «аналитическое искусство». Его аналитические картины «Формула мирового расцвета», «Формула космоса», «Формула мирового пролетариата» и др.

Панорама русского искусства 20-х годов XX века будет неполной без крупнейшего представителя художественного стиля сюрреализм - М. З. Шагала (1887 - 1985). Живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства, который работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой и оказал колоссальное влияние на все мировое искусство.

Социальная культура

Результаты культурной революции, как позитивные, так и негативные, сказались в переустройстве социального строя и культуры быта. Культурная политика раннего большевизма строилась на радикализме. Отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от родителей буржуазного происхождения. Осуждались мещанство, утверждался безусловный приоритет общества и коллектива над индивидом и т. д.

В середине 30-х годов наблюдается переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни, к более цивилизованным формам поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, ценности классического образования. Забота о внешности и личной гигиене выходят на первый план. Женщины начинают беспокоиться о своих прическах, парфюмерии и нарядах, а мужчины - о галантных манерах.

Движение за личную гигиену совпало со стахановским движением 1935-1936 гг., его членов стали преподносить как образец советской культурности. Главными показателями культурности советского человека в то время считались образцовое поведение на производстве и в быту, соблюдение правил общежития, товарищеская взаимопомощь, активное участие в субботниках и агитационной работе по пропаганде коммунистических идеалов и ценностей.

В 1936 году развернулось «движение общественниц» - мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в частности, уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, улучшением рабочего быта. В советский быт возвращаются ценности «старой» культуры. На страницах печати, на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи.

В конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой» появился новый лозунг – «Овладеем большевизмом», подразумевавший знание основ марксизма и предполагавший воспитание большевистской сознательности. Культура растворяется в концепции политического самообразования. Модная одежда, хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага, противостоящего советской власти и социалистическому обществу.

Однако, советская культура, несмотря на резкое противопоставление себя старому миру, непроизвольно впитывала в себя лучшие социальные и культурные традиции. Она создала свой неповторимый арсенал выразительных средств, творческих достижений, научных открытий. Советскую культуру отличает интерес к простому трудящемуся человеку и созидательный пафос. Ее образовательная система помогала подрастающим поколениям оптимально войти в самостоятельную трудовую жизнь.

Любое социальное явление никогда не бывает свободно от отрицательных проявлений. Проблему представляют способность власти и общественности найти между собой конструктивные пути согласия. К сожалению, как только назревает комплекс общественных и социальных проблем, требующих немедленного разрешения, в России включается механизм непримиримого противостояния интеллигенции и власти. В него, рано или поздно, втягивается народ, обрекая страну на новый трагический виток истории.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идеологическая установка выступает кодом советской культуры?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры советской России.

3. Постройте системную модель сущности советской культуры.

Наши рекомендации