Смысловой модуль 1. Введение в искусствоведение
Вступление
В курсе учебной дисциплины «Искусствоведение» представлены наиболее важные, фундаментальные темы, в которых искусство рассматривается в разных культурных аспектах и проявлениях, и которые одновременно помогают студентам сформировать представление об искусстве в его целостности. Курс дисциплины «Искусствоведение» отображает современные достижения мирового и отечественного гуманитарного знания во всем его богатстве и разнообразии научных направлений, охватывает основную проблематику современного искусствоведения, развитие искусства как культурного явления, историю искусства, проблемы современного искусствоведения.
Предметом изучения учебной дисциплины являются закономерности формирования и развития мирового искусства от Древнего мира до современности.
Цель и задачи учебной дисциплины
Целью изучения учебной дисциплины “Искусствоведение” является культурно - гуманитарная подготовка студентов, ориентированная на их интеллектуальное и духовное развитие, что является важнейшим условием подготовки бакалавров данных специальностей.
Основные задачи,которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины “Искусствоведение”:
Получить представление о феномене искусства, художественного творчества;
Ознакомление с основной терминологией искусствоведения;
Рассмотреть основные жанры, виды, стили искусства;
Познакомиться с основными достижениями человеческой художественной мысли;
Проследить особенности динамики художественной культуры в разные культурно - исторические эпохи.
Согласно с требованиями образовательно-профессиональной программы студенты должны:
знать:
основные понятия искусствоведения
основные этапы развития истории искусства
стили, виды и жанры искусства
уметь:
оперировать текстами мирового изобразительного искусства
по признаку их стилевого единства.
ориентироваться в особенностях современной культуры и направлениях
искусства ХХ века в связи с предыдущим развитием европейской и отечественной
культуры.
Междисциплинарные связи: Учебная дисциплина «Искусствоведение» является составной частью культурно - гуманитарной подготовки студентов, содействует общему развитию личности и формированию профессиональных навыков, связанных с необходимостью оценивания тех или других культурных явлений. Именно поэтому преподавания искусствоведения необходимо связывать с такими учебными дисциплинами: культурология, мировая история, этика и эстетика, религиоведение, история музыки, история изобразительного искусства. Это позволяет осуществлять искусствоведческий анализ культурных событий, учитывая разнообразные факторы: исторические, культурные, социальные, моральные, и тому подобное.
Программа учебной дисциплины состоит из следующих смысловых модулей:
Смысловой модуль 1. Введение в искусствоведение.
Смысловой модуль 2. История западноевропейского искусства.
Смысловой модуль 3. История отечественного искусства.
Опорный конспект лекций к дисциплине «Искусствоведение»
Смысловой модуль 1. Введение в искусствоведение.
Тема 1. Основные понятия искусствоведения и истории искусства.
1.Искусствоведение как научная дисциплина. 2.Искусство - его понятие, функции, место в сфере культуры человека. 3.Произведение искусства.
1.Искусствоведение как научная дисциплина. Искусствоведение, искусствознание - комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику. К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании. В узком, в самом распространенном значении, искусствоведение – это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (автор - Витрувий), и описания художественных памятников (авторы - Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший. В эпоху Возрождения появился целый ряд трудов посвященных искусствоведению. Особо можно отметить работу Джорджо Вазари - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана «История искусства древнего мира». Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители 18-го века Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и др. В 19-20 веках искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Серьезные фундаментальные научные исследования в области искусствоведения были выполнены учеными: Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария) и рядом других ученых. В России наиболее известным искусствоведом периода становления искусствоведения, как науки, можно считать Дмитрия Ровинского, составителя справочников по гравюре, русским портретам 18 -19 веков. Стоит упомянуть и о Николае Собко, одном из первых русских историков искусства и библиографе. Неоценим вклад в развитие и пропаганду русского искусства Сергея Дягилева – известного театрального деятеля, искусствоведа, пропагандиста русского искусства за рубежом. В настоящее время искусствоведение превратилось в самостоятельную науку, которая изучает историю искусства, исторические памятники в направлении искусство, направления и формы традиционного и новаторского искусства, учет и аналитические исследования предметов и объектов искусства, современные тенденции в развитии искусства и наиболее интересные направления в нем. С одной стороны, искусствоведение – это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы. С другой стороны, искусствоведение – это мощный популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии – всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус. 2.Искусство - его понятие, функции, место в сфере культуры человека. Искусство (от «искусы, творити») — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: вузком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира; вшироком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.). Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о парикмахерском искусстве или искусстве ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии сэстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высокое мастерство.Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.Форма существования искусства — художественное произведение (картина, поэма, спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы. Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду, так или иначе, стремится вносить красоту.Можно выделить следующие функции искусства: эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека. 3. Произведение искусства (от «про» и «изводить» — "сводить, сличать копию с оригиналом") — материальное воплощение художественного образа. Наиболее противоречивое понятие искусствоведения. Дж. Б. Шоу, выдающийся английский писатель и мастер загадочных афоризмов, сказал: "Великое произведение искусства — это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением". Произведение искусства как продукт художественного творчества имеет двух «родителей»: художник в качестве «отца» и художественный материал в качестве «матери». Именно взаимодействие этих двух сторон и определяет процесс производства произведения искусства, то есть процесс художественного творчества. Произведение искусства отвечает определённым категориям эстетической ценности. По мнению В. Кандинского, «истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом „из художника“».М. Бахтин писал, что художественное произведение выступает посредником между сознанием (картиной всего мира) автора и сознанием реципиента — читателя, зрителя, слушателя. Произведения искусства также являются одним из основных объектов в авторском праве, т.е. автор сам создаёт произведение.