Логические формы изложения материала
Формы изложения | Определение |
Анализ | Мысленное разделение объектов, предметов на содержащиеся в них части и отдельное рассмотрение каждой из этих частей |
Синтез | Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков целого |
Сравнение | Мысленное установление сходства и (или) различия предметов по главным и неглавным признакам |
Обобщение | Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии |
Логические приемы изложения материала
Приемы изложения | Определение |
Индукция | Рассуждение от частного к общему, от аргументов к выводу |
Дедукция | Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам |
Метод аналогии | Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям |
Концентрический метод | Материал располагается вокруг главной проблемы, и в процессе выступления происходит возращение к тезису речи с целью углубления его содержания |
Ступенчатый метод | Рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается |
Исторический метод | Материал излагается в хронологическом порядке |
(Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 1/ В.В. Кудряшова и др.; СПбГГИ. СПб, 2006, с.58).
Средства выразительности: тропы и фигуры
(основные)
Мастерство публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Образность речи достигается за счет использования выразительных средств языка – тропов и фигур.
Тропы(лексические средства) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Языковое средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Образное определение | А волны моря с печальным ревом о берег бились (Горький) |
Сравнение | Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку, обязательно упоминание обоих сравниваемых предметов | Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л) Ах, злые языки страшнее пистолета (Грибоедов) |
Метафора | Перенос значения с одного явления(или предмета) на другое на основе сходства между ними | В саду горит костер рябины красной, но никого не в силах он согреть (Есенин) |
Метонимия | Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений | Я три тарелки съел (Крылов) …Белинского и Гоголя с базара понесет (Некрасов) Все поле охнуло (Пушкин) |
Синекдоха | Перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства, назывании целого через его часть или наоборот. | Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) |
Гипербола | Художественное Преувеличение | Я говорил вам тысячу раз. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский) |
Литота (обратная гипербола) | Художественное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов) |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы | Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин) |
Аллегория (иносказание) | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ | Фемида безмолвствует (о правосудии) |
Перифраз(а) | Замена названия предмета (явления) описательным оборотом | Унылая пора! Очей очарованье!(Пушкин) (об осени) |
Фигуры(синтаксические средства) - обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску.
Языковое средство | Определение | Примеры |
Анафора | Повторение слов, словосочетаний, морфем в начале предложений | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья (Лермонтов) |
Эпифора | Повторение слов, словосочетаний в конце предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). |
Параллелизм | одинаковое синтакси-ческое построение соседних предложений или отрезков речи | Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать! |
Антитеза | Противопоставление явлений и понятий | Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Державин) |
Градация | Расположение слов, вы-ражений по возраста-ющей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости | В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов) Не сломлюсь, не дрогну, не устану (Бергольц) |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов | Ей радостно грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова) |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов | По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (Пушкин) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Выражение утверждения в вопросительнй форме; привлечение внимания; усиление эоционального воздействия | Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (Тютчев) |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов | И Толстой, и Достоевский, и Чехов – вечные спутники умного человека. |
Парцелляция | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (Грибоедов) |
Контрольная работа
Выполните тест
Задания | Варианты ответов |
1.Какое из определений риторики принадлежит Аристотелю? | 1) Риторика – наука хорошо говорить. 2) Риторика – это теория и мастерство эффективной речи. 3) Риторика – искусство убеждать. 4) Риторика – это наука об искусстве публичного выступления |
2.Какой компонент не входит в модель речевой коммуникации? | 1) – отправитель информации (адресант) 2)– получатель информации (адресат) 3) – наличие экспрессивно окрашенной лексики 4)– сообщение (текст в письменной или устной форме) |
3.К какому роду речей относится приветственная речь? | 1) К академическому 2) К социально-бытовому 3) К социально-политическому 4) К судебному |
4.Какая речь не относится к академическому роду речей? | 1) Лекция 2) Научный доклад 3) Агитаторская речь 4) Научное сообщение |
5.Какой вид речи имеет перед собой основную цель воздействовать на поступки адресата? | 1) Информационная 2) Эпидейктическая 3) Агитационная 4) Убеждающая |
6. К какому виду речей по цели высказывания относится лекция? | 1) Убеждающая 2) Информационная 3) Агитационная 4) Эпидейктическая |
7. Какая из перечисленных речей не относится к эпидейктическим речам? | 1) Приветствие 2) Оправдательная речь 3) Благодарственное слово 4) Поздравление |
8. На каком этапе подготовки публичного выступления следует соблюдать риторические принципы последовательности, единства, усиления и экономии? | 1) Изобретение 2) Расположение 3) Словесное выражение 4) Произнесение |
9.Укажите правильную последовательность этапов подготовки публичного выступления | 1) Расположение – изобретение – словесное выражение; 2) Изобретение – словесное выражение – расположение; 3) Словесное выражение – изобретение – расположение ; 4) Изобретение – расположение – словесное выражение |
10. Какие способы убеждения относятся к универсальной аргументации? | 1) эмпирическая аргументация 2) аргумент к здравому смыслу 3) теоретическая аргументация 4) аргумент к традиции |
11.Какой форме изложения материала соответствует следующее определение: Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков | 1) анализ 2) синтез 3) сравнение 4) обобщение |
12.Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям | 1) индукция 2) дедукция 3) метод аналогии 4) концентрический метод |
13. Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам | 1) индукция 2) дедукция 3) метод аналогии 4) концентрический метод |
14.Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _________________ речи | 1) аргументацией 2) композицией 3) инвенцией 4) выразительностью |
15.Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – повторение отдельных слов в начале предложений. | 1) антитеза 2) анафора 3) эпифора 4) инверсия |
16. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – перенос значения (переименование) на основе смежности явлений. | 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) гипербола |
17. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – замена названия предмета (явления) описательным оборотом | 1) метонимия 2) синекдоха 3) аллегория 4) перифраз |
18. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – сочетание противоположных по значению слов | 1) сравнение 2) метонимия 3) метафора 4) оксюморон |
19. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений | 1) инверсия 2) антитеза 3) параллелизм 4) оксюморон |
20. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – нарушение прямого порядка слов | 1) оксюморон 2) градация 3) инверсия 4) антитеза |
21. Какое средство выразительности использовано в предложении? Северная Венеция очаровывает вас. | 1) сравнение 2) аллегория 3) метонимия 4) перифраз |
22. Какое средство выразительности использовано в предложении? Наука – это нервная система нашей эпохи (М.Горький). | 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) перифраз |
23. Какое средство выразительности использовано в предложении? Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь). | 1) метафора 2) сравнение 3) метонимия 4) гипербола |
24. Какое средство выразительности использовано в предложении? Мой первый друг! Мой друг бесценный! (Пушкин). | 1) параллелизм 2) эпифора 3) риторическое обращение 4) парцелляция |
2. Выберите одно из предложенных определений риторики и обоснуйте свой выбор:
1) Ломоносов М.В.- «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
2) Кошанский Н.Ф. «Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».
3) Михальская А.К. «Риторика - теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи».
4) Аннушкин В.И. «Риторика - умение сказать нужное слово в нужном месте в нужное время».
5) Рождественский Ю.В. «Риторика - искусство управления обществом».
3. Выберите один из предложенных афоризмов и сочините небольшую речь, раскрывая содержание афоризма. Подтвердите или опровергните афоризм.
1) Добро - не наука, оно действие (Ромен Роллан).
2) Учиться - все равно, что плыть против течения: остановился - и тебя отнесло назад (Китайская пословица).
3) Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать (Кристофер Марло, англ. поэт XVI в.).
4) Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам (Г. Форд).
5) Красота в глазах смотрящего (Квинтилиан).
6) Жизнь в нас самих, а не во внешнем (Ф.М.Достоевский).