Технологии социокультурной реабилитации инвалидов: концептуальные основы
Под технологией социокультурной реабилитации инвалидов понимается система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Категория «социальное» указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных, обращена к личности человека с ограниченными возможностями и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений его образа жизни. Понятие «культурное» фиксирует содержательные границы данного вида технологии, обозначает те средства, с помощью которых инвалид проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.
«Социальное» предполагает выход инвалидов на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» — подразумевает наполнение процесса реабилитации инвалидов конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социокультурной Деятельности.
«Социальное» начало в технологиях СКРИ предусматривает различные формы взаимодействия инвалидов между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных Результатов этого взаимодействия, а также насыщение реабилитационых технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства. Эффективность технологии социокультурной реабилитации, как и любой другой, определяется конечным социальным результатом, полученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. При этом получение желаемого результата возможно при соблюдении следующих условий:
ü наличие у технологии привлекательности (в виде конкретных средств, действий, процедур осуществления) и ясности целей социокультурной реабилитации для специалиста-реабилитолога и инвалида;
ü соответствие внедряемой технологии реальным возможностям конкретного учреждения (помещение, оснащенность оборудованием и материалами, наличие кадров специалистов по социокультурной реабилитации и т.п.), в котором осуществляется социокультурная реабилитация, и которая в полной мере освоена специалистами учреждения;
ü достаточная степень готовности учреждения к реализации технологии социокультурной реабилитации;
ü наличие признаков технологизации процесса реабилитации (разграничение процессов на этапы, фазы; координация, последовательность и однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социокультурной реабилитации);
ü адекватность и гибкость коррекционных приемов и средств социокультурного влияния и возможность модификации условий проведения реабилитации инвалидов;
ü постепенность нарастания нагрузок при осуществлении социокультурных реабилитационных мер, развитие инициативы инвалидов, проявление признаков их самодостаточности;
ü разработка и реализация системы конкретных показателей эффективности социокультурной технологии.
В основу современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности положено многофункциональное использование досуга инвалидов как сферы их образования, формирования личностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием разных народов.
Результаты исследований, проведенных в Московском государственном университете культуры и искусств, свидетельствуют о том, что 62 % опрошенных инвалидов выбирают для себя активный образ досуговой деятельности. Значительная часть их высказывается за развитие диалоговых, дискуссионных досуговых форм, а значит — за интерактивные досуговые технологии.
Стремление к активным формам рекреации нацеливает инвалидов на обогащение и расширение их социальной включенности, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса инвалидов, допускает углубление их социальной изоляции.
Досуговую активность инвалидов необходимо рассматривать как причину и следствие их включенности в культурно-образовательные и культурно-творческие процессы. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной, конструктивной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.
Анализ детских, взрослых и разновозрастных общностей инвалидов позволяет говорить о множестве объективных и субъективных факторов (социально-экономических, духовных, бытовых, ситуационных, личностно-психологических и других), которые в совокупности формируют различные подходы отношения инвалидов к своему досугу: один — инертный, пассивный; другой — потребительский, отчасти иждивенческий; третий — творческий, активный. Поэтому желательно психологически ориентировать инвалидов и их семьи на поиск самостоятельных решений и инициатив в сфере досуга, на выход из статичного состояния, превратившегося у части из них в привычку.
Приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением инвалидов в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации и продвижения в сфере общественного разделения труда.Рекреация расширяет коммуникативные связи реабилитантов, возможности их интеллектуального и физического развития.
Деятельностная основа досуговых технологий подразумевает, что поведение и поступки инвалида раскрывают его активность, «кинетическую» сущность. С этой точки зрения досуг отвечает объективным потребностям инвалидов в преодолении физического и психического дисбаланса. Важно различать, остаются инвалиды и члены их семей в часы досуга пассивными потребителями культурных ценностей или их привлекает активная, созидательная культурно-досуговая деятельность, в процессе которой каждый из них может реализовать модель независимого образа жизни.
Приобщение к активной деятельности в рамках культурно-досуговых учреждений позволяет в определенной степени дисциплинировать, ввести рациональное распределение времени, сил, знаний человека с ограниченными возможностями, дают ему возможность целенаправленно и разносторонне запрограммировать и реализовать свободное время.
Следует учитывать, что на характер досуга инвалидов и их семей существенно влияют их принадлежность к определенной социальной, профессиональной или национально-этнической группе. В их досуговой деятельности отражается повседневное воздействие различных субкультур: городской и сельской, возрастной (детской, подростковой, молодежной и т.д.) и сословной (студенческой, интеллигентской и др.). Каждая из них привносит свои характерные особенности в систему досуговых ценностей, традиций и обычаев, господствующих в инвалидной среде.
Таким образом, основу процесса социокультурной реабилитации инвалидов и их семей составляют разнопрофильные досуговые программы. Такие программы (информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные) базируются на активных, часто нетрадиционных формах клубной работы. Эти программы способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения. В этом и состоит суть духовной реабилитации инвалидов с использованием средств культуры.
Многие инвалиды естественно и непринужденно чувствуют себя в диалоговых программах, дискуссиях, клубах-кафе и других формах. Важно улавливать новые тенденции в прогнозировании содержания досуговых программ, учитывать многообразие интересов инвалидов и их семей. На их основе разрабатываются и осуществляются перспективные планы создания любительских объединений и клубов по интересам, коллективов художественного и технического творчества.
В процессе реализации этих планов необходимо квалифицированно подходить к поддержке инициативы инвалидов, вести поиск новаторских, активных форм культурно-досуговой деятельности с учетом специфики контингента, что будет способствовать лишь повышению социального престижа культурно-досуговых учреждений, упрочению их позиций в социальной жизни.